Сокращение резервов центрального банка и его неортодоксальная денежно-кредитная политика сделали валюту все более уязвимой на фоне противостояния с союзниками по НАТО.
Турецкая лира упала до самого низкого уровня с момента обвала в конце прошлого года, поскольку резкое сокращение резервов центрального банка и его неортодоксальная денежно-кредитная политика сделали валюту все более уязвимой на фоне противостояния с союзниками по НАТО.
Лира и без того демонстрировала худшую динамику на развивающихся рынках в этом году. Но сегодня турецкая валюта подешевела к доллару на 1,5% до самого слабого уровня за пять месяцев. Улучшений не предвидится, тем более что стоимость энергии для Турции стремительно растет.
«Давление на лиру усиливается», — сказал Пер Хаммарлунд, главный стратег по развивающимся рынкам в SEB AB в Стокгольме. Он сослался на «постоянно высокую инфляцию, признаки замедления роста в Турции и ее основных торговых партнерах, а также катастрофически ошибочную денежно-кредитную политику».
Это кульминация нескольких недель рыночных потрясений, завершивших период относительной стабильности валюты, чему способствовали квазиинтервенции и введение поддерживаемых государством вкладов, которые защищают вкладчиков от падения лиры. Опасность заключается в том, что валюта может стать еще более уязвимой, поскольку центральный банк единогласно ожидает, что на этой неделе процентные ставки снова останутся без изменений, несмотря на то, что инфляция взлетела до самого высокого уровня за два десятилетия.
Геополитика усиливает негативные настроения
Президент Реджеп Тайип Эрдоган выступил против заявок Швеции и Финляндии на вступление в НАТО после того, как страны Северной Европы подали заявки на вступление в НАТО в ответ на военный конфликт России и Украины. Затем турецкий лидер обрушился с критикой на премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса, который на прошлой неделе призвал Конгресс США заблокировать продажу боевых самолетов F-16 Анкаре.
«Ухудшение внешнего финансового положения, рост инфляции, дальнейшее ослабление инфляционных ожиданий, политическое расхождение с Западом в НАТО и неспособность турецкого центрального банка изменить политику, чтобы повлиять на макроэкономические события, означают, что турецкая лира должна обесцениться, чтобы уравнять растущее экономическое давление», — сказал Саймон Харви, руководитель отдела валютного анализа в Monex Europe Ltd.
Напряженность разыгрывается в то время, когда реальные процентные ставки в Турции являются самыми низкими в мире — около минус 56% — с поправкой на цены. Хотя в апреле потребительские цены выросли на 70% в годовом исчислении, центральный банк, вероятно, сохранит ориентир на уровне 14% на заседании в четверг, продлив паузу, которая последовала за снижением цен на 500 базисных пунктов в прошлом году.
Не имея резерва ставок для защиты турецких активов от распродажи, центральный банк также имеет меньше ресурсов для стабилизации рынка. Его валовые резервы в иностранной валюте сократились в этом году, в результате запасы достигли 10-месячного минимума в 61,2 миллиарда долларов.
По данным Goldman Sachs Group Inc, без учета свопов с коммерческими кредиторами и другими центральными банками чистые иностранные активы Турции достигли минус 63,3 млрд долларов.
Турецкие резервы потеряли «шокирующие» 4,8 миллиарда долларов всего за одну неделю.
Пока денежно-кредитная политика остается сверхмягкой, стабилизация лиры зависит от способности правительства найти другие способы восстановить доверие вкладчиков и инвесторов. В прошлом году для сдерживания валютного кризиса в Турции потребовался новый финансовый инструмент: по состоянию на 13 мая на так называемые защищенные от валютных операций счета было привлечено 849 миллиардов лир (53 миллиарда долларов).
Власти рекламировали новые счета как альтернативу повышению процентной ставки, потому что правительство заявило, что компенсирует вкладчикам любые потери валюты, которые превышают депозитную ставку, выплачиваемую их банками.
Кролик из шляпы
«Властям придется вытащить еще одного кролика из шляпы, чтобы стабилизировать лиру», — сказал Хаммарлунд. «Но поскольку резервы истощаются, а о повышении процентных ставок не может быть и речи, поддержка лиры в конечном итоге должна будет исходить из государственного бюджета.
Поскольку приток средств на счета в последние недели замедлился, проправительственные СМИ сообщили в выходные, что политики планируют представить новый инструмент для защиты внутренних инвесторов от инфляции.
Ожидания, что правительство представит новую программу поддержки сбережений в лире, помогли укрепить лиру в понедельник. Однако в отсутствие такого объявления во вторник валюта резко упала.
Существующие вклады, защищенные валютой, также мало что сделали для устранения причин резкого ухудшения доверия внутри страны, которое привело к ослаблению лиры. Более того, продукт обойдется в бюджет.
«Теперь Турции придется иметь дело не только с дополнительными инфляционными эффектами слабой валюты, но и с растущим бременем счетов, защищенных валютой, в ее бюджетных балансах», — сказал Эмре Акчакмак, старший консультант East Capital в Дубае.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу