3 июня 2022 Блинов Сергей
Исходный пост MMI
Заголовок гласил «ДЕЛЕВЕРИДЖ НА КРЕДИТНЫХ РЫНКАХ ВЫЗВАЛ ЗАМЕДЛЕНИЕ РОСТА М2 В АПРЕЛЕ»
В заметке сразу несколько утверждений, вызывающих сомнения. Но сейчас мы коснёмся лишь «заглавной» темы. Ниже фрагмент заметки, раскрывающий мысль из заголовка.
Объём М2 на конец апреля составил 68 475 млрд (+272 млрд за месяц). Динамика: 0.4% мм / 15.7% гг vs 2.3% мм / 17.1% гг в марте. С устранением сезонности рост составил 0.2% mm sa.
Природой замедления роста М2 является кредитное сжатие. В то же время положительный вклад в рост М2 вносит бюджет, который в апреле был исполнен с дефицитом
Природой замедления роста М2 является кредитное сжатие. В то же время положительный вклад в рост М2 вносит бюджет, который в апреле был исполнен с дефицитом
Где рычаг
Начнём с заголовка, в который вкралась ошибка. В нём утверждается, что рост денежной массы М2 замедлился с 17,1 до 15,7% (в марте и апреле соответственно) из-за делевериджа (читай – из-за уменьшения кредитного плеча, рычага).
Если мы говорим о денежной массе, то рычаг (леверидж от англ. leverage - рычаг) – это денежный мультипликатор, отношение денежной массы к денежной базе. Но этот рычаг не уменьшился, а увеличился до исторических максимумов. То есть, никакого делевериджа не наблюдается.
Таблица с данными прилагается (+ ссылка на файл Excel).
Обратите внимание: денежный мультипликатор не уменьшился, а вырос до исторических максимумов.
То есть, денежная масса выросла даже несмотря на то, что ЦБ сжал денежную базу, а сжимает он её с 1.01.2022. Сейчас денежная база ниже даже своих значений годовой давности на 5,5% (цифра выделена в таблице красным).
Вывод: тезис о замедлении темпов роста из-за делевериджа вызывает сомнения.
Альтернативный тезис: Центробанк сжимает денежную базу с января, но денежная масса, вопреки этому сжатию, пока растёт. Рост происходит за счёт роста левериджа (раз уж это слово нравится коллегам), а значит и рисков в банковской системе.
В реальном же выражении (после корректировки на инфляцию) денежная масса уже начала сокращаться (см. "ЦБ включил экономике красный свет").
О влиянии ипотечного кредитования
В качестве причин замедления темпов роста денежной массы (напомню, до 15,7% год к году по итогам апреля) называется «кредитное сжатие». Но ссылка (повторяем её для удобства) ведёт на материал, где говорится, что задолженность по ипотечным кредитам выросла за тот же период на 23,6% год к году.
Здесь у коллег тоже вкралась ошибка. Не может рост на 23,6% любой части кредитной массы вести к замедлению денежной массы до 15,7%.
Кредит населению в целом (включающий кроме ипотеки ещё и прочие кредиты) вырос на 17,5%, то есть тоже не мог быть причиной замедления темпов денежной массы до 15,7%.
Ещё один повод для дискуссии
В конце исходной заметки авторы MMI размышляют о взаимосвязи ВВП и денежной массы. Там тоже есть о чём с коллегами подискутировать, но это уже тема для отдельного разговора.
Своим же читателям я предлагаю предварительно ознакомиться с этим материалом известного «беллетриста» (так коллеги называют своих оппонентов по дискуссии) Бена Бернанке: «Деньги, золото и Великая депрессия».
Для справки:
Бен Бернанке – университетский профессор, автор многочисленных статей в научных журналах, автор учебников по макроэкономике; бывший председатель ФРС США.
Оригинал предлагаемого материала опубликован на сайте ФРС.
Осторожно! После прочтения этого материала даже профессора Чикагского университета переобуваются.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
