Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Психология на фондовом рынке: 5 поведенческих ловушек для инвестора » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Психология на фондовом рынке: 5 поведенческих ловушек для инвестора

6 июня 2022 РБК | РБК Quote Ильин Дмитрий
В жизни каждого инвестора есть место ошибкам и неосмысленным решениям, которые являются следствием некоторых когнитивных искажений. Рассказываем о пяти деструктивных моделях поведения и о том, можно ли с ними бороться

В 1999 году индекс NASDAQ Composite вырос на 85,6%, до 4069,31 пункта, и ознаменовал расцвет эпохи доткомов. Инвесторы встречали 2000 год в приподнятном настроении: в январе вложения во взаимные фонды составили около $44 млрд, побив рекорд предыдущего года ($28,5 млрд). Однако уже в марте технологический сектор США достиг своего пика, после которого потерял более 70% своей стоимости в следующие два года.

Финансовый консультант и автор книги «Психология инвестиций. Как перестать делать глупости со своими деньгами» Карл Ричардс уверен, что инвесторы, которые покупали «перегретые» акции в 2000 году и продавали их на минимуме в октябре 2002 года, действовали иррационально и нелогично. Автор ввел понятие «поведенческой пропасти», означающее разницу между доходностью инвестиций и доходностью инвестора. Иначе говоря, это понятие подходит для описания ситуаций, в которых поведение человека приводит к неудовлетворительным финансовым результатам.

В документе Центра исследования финансовых технологий и цифровой экономики, созданного Московской школой управления «Сколково» и РЭШ, авторы классифицировали типы психологических искажений и вывели более 20 моделей поведения. Совместно с кандидатом психологических наук и доцентом департамента психологии НИУ ВШЭ Натальей Антоновой «РБК Инвестиции» отобрали пять наиболее распространенных паттернов и изучили их природу.

1. Стадный эффект
Описание реального поведения: многие люди подвержены влиянию действий большинства.
Описание поведения на фондовом рынке: инвесторы часто склонны действовать на основе решений остальных участников рынка.

«Это один из базовых механизмов социальной регуляции поведения, эволюционно обеспечивающий людям выживание. В экспериментах Соломона Аша был продемонстрирован аналогичный эффект, который назван эффектом конформизма: люди склонны присоединяться к большинству даже при самых простых визуальных стимулах», — объяснила доцент департамента психологии НИУ ВШЭ Наталья Антонова.

Еще британский экономист Джон Кейнс предполагал, что долгосрочные инвесторы не склонны идти против рынка. По его мнению, инвесторы редко принимают решения на основе собственных знаний и убеждений, опасаясь, что такое поведение навредит их репутации. В подтверждение этого тезиса профессор Гарвардской школы бизнеса Дэвид Шарфштейн в своей работе «Стадное поведение и инвестиции» разбирает, как вели себя финансовые менеджеры перед наступлением «черного понедельника» в США в 1987 году.

До наступления этого обвала профессионалы говорили, что рынок перегрет, активы переоценены и торгуются намного дороже справедливого уровня. По их мнению, цены в скором времени должны были снизиться, а не продолжать расти. Но они сами не торопились продавать эти активы. С одной стороны, боялись продать слишком рано: ведь если рынок продолжит рост, коллеги сочтут их глупцами, упустившими прибыль. С другой стороны, если начнется коррекция, будет проще смириться с неудачей — поскольку от коррекции пострадают все вокруг. В итоге в конце октября 1987 года им пришлось подсчитывать потери, которых могло бы не быть.

«Существует относительно небольшая группа людей, которых называют нонконформистами — эти люди, напротив, стремятся делать все наоборот, не так, как большинство. По отношению к ним нужно применять обратный метод воздействия — подчеркивать, что все поступают так, как нежелательно для воздействующего лица. В экономике этот эффект используется, например, для продажи предметов роскоши или эксклюзивных товаров и услуг. В этом случае действует эффект Веблена, или эффект демонстративного потребления. Поэтому часто бывает так, что повышение цены на определенный товар приводит к повышению спроса на него», — сказала Антонова.

2. Эвристика доступности, или эффект доступности
Описание реального поведения: люди принимают решение на основе наиболее ярких элементов информации — например, недавний запоминающийся опыт или статья.
Описание поведения на фондовом рынке: инвесторы покупают акции наиболее известных компаний, поскольку количество знаний и информации о таких компаниях больше.

На фондовом рынке этот феномен заключается в стремлении инвесторов принимать свои личные мотивы и знания за существующую рыночную реальность. Знания участников рынка могут не отражать реальную ситуацию на рынке, однако инвесторы часто считают свою позицию объективной и доверяются своему опыту. Влиянию данного эффекта подвержены инвесторы, которые покупают акции известных компаний, поскольку новости о них чаще публикуются в СМИ.

Например, финансовая газета The Wall Street Journal, согласно данным официального сайта издания, за последние четыре года опубликовала 3772 материала, где упоминалась компания Netflix или ее акции. За тот же период было опубликовано 9964 материала с компанией Apple и еще 11 102 материала, где упоминалась компания Amazon. В свою очередь, производитель обуви Crocs за аналогичный период упоминался лишь в 83 материалах издательства, промышленная компания Trex — в 21 материале, производитель и поставщик ветеринарных аппаратов IDEXX был упомянут только шесть раз, а компания Fortinet — 42 раза.

Психология на фондовом рынке: 5 поведенческих ловушек для инвестора


Однако если мы посмотрим на динамику этих бумаг, то увидим, что за анализируемый период акции Apple выросли на 281,53%, бумаги Amazon — лишь на 58,71%, а акции Netflix вовсе обвалились на 39,07%. За тот же период акции Crocs подорожали на 320,44%, акции компании Trex — на 124,06%, а бумаги IDEXX и Fortinet выросли на 121,33% и 422,05% соответственно. Таким образом, некоторые компании, обделенные вниманием финансовых медиа, оказываются для инвесторов намного более эффективными, чем ценные бумаги супербрендов.

«Эффект заключается в том, что человеку кажется более вероятным то, что быстрее вспоминается, то есть доступно в памяти. При этом он основывается на собственном опыте, который, как правило, очень ограничен и не совпадает со статистическими данными. Например, в экономике это может проявиться в отношении к кредитам: если в опыте человека был неудачный пример с кредитами, он будет считать, что «кредиты брать нельзя, поскольку это способ все потерять», — сказала Антонова.

По ее словам, люди стремятся к балансу, чтобы все элементы наших знаний находились в соответствии друг с другом. Если этот баланс нарушается, то человек испытывает когнитивный диссонанс, говорит эксперт. Поэтому он стремится избавиться от когнитивного диссонанса, обесценив диссонирующее с другими знание — например, статистические данные.

Также подобный эффект проявляется, если человек, например, потерял деньги на фондовом рынке. В такой ситуации, скорее всего, он будет считать рынок слишком рискованным видом заработка, чем тот инвестор, который увеличил свой капитал. В истории фондового рынка подобная ситуация произошла в начале 2010-х, спустя несколько лет после кризиса ипотечного кредитования 2007–2008 годов. Инвесторы очень настороженно относились к ипотечным ценным бумагам и не покупали данные активы. Однако реальность была такова, что пик ипотечного кризиса уже прошел и это делало их опасения неоправданными.

3. Эффект владения
Описание реального поведения: тенденция высоко оценивать объект, которым человек давно владеет.
Описание поведения на фондовом рынке: инвесторы не готовы вовремя продать акции компании, которыми давно владеют.

«Присваивая предмет, мы как бы делаем его «своим», то есть частью нашей личности. Потеря предмета означает и перестройку элементов идентичности, поэтому нам сложно принять потери. На этом эффекте также основан прием «пробного периода использования товара», когда предлагается какое-то время использовать товар бесплатно или за символическую цену», — рассказала Антонова. Она также добавила, что этот эффект может проявляться в переоценке ценных бумаг, которыми человек уже владеет, но не продает их вовремя, хотя видит, что стоимость акций снижается.

Например, акции телекоммуникационной компании AT&T выросли на 993,78% с января 1984-го по конец 1998 года и увеличили состояние своих инвесторов более чем в 10 раз. Однако начиная с 1999 года бумаги компании потеряли около половины своей стоимости и продолжают падать на фоне ухудшения финансовых показателей и усиления конкурентов на рынке. Тем инвесторам, которые держат акции AT&T с 1984 года, на сегодняшний день удалось заработать более 400%, но продать эти бумаги им будет психологически трудно, поскольку они держали их значительный период своей жизни, несмотря на большие изменения в бизнесе конгломерата за эти годы. Это и есть эффект владения.

В одном из исследований Американской психологической ассоциации (АПА) утверждается, что эмоциональная привязанность к какому-либо объекту стимулирует людей более высоко его оценивать. В документе также сказано, что эффект владения связан с теорией неприятия потерь, когда продавцы сталкиваются с перспективой потери своего товара и требуют за него больше денег, чем покупатели готовы заплатить.

4. Замещение награды
Описание реального поведения: человеку сложнее придерживаться долгосрочных целей, поскольку они слишком далеко в будущем.
Описание поведения на фондовом рынке: участники рынка более склонны к спекуляциям, чем к долгосрочным вложениям, поскольку достижение долгосрочной цели кажется недостижимым.

В мае 2022 года на ежегодном собрании акционеров председатель совета директоров холдинговой компании Berkshire Hathaway Уоррен Баффет посетовал на то, что Уолл-стрит поощряет рисковое поведение среди инвесторов. По словам миллиардера, крупнейшие компании США стали «покерными фишками» для рыночных спекуляций. Брокеры зарабатывают гораздо больше, когда люди «делают ставки» на бирже, а не занимаются долгосрочными инвестициями, сказал он. На собрании акционеров в 2020 году легендарный инвестор и его многолетний партнер Чарли Мангер также выразили недовольство в связи с тем, что популярные брокерские приложения, такие как Robinhood, стимулируют инвесторов к спекуляциям.

Склонность участников рынка к спекуляциям связана с так называемым эффектом замещения награды, поскольку инвесторам легче предвидеть краткосрочный результат вложений, нежели прибыль на горизонте следующих 20–30 лет. Действие данного эффекта усиливают опасения возникновения «черных лебедей» и обвалов рынка, вызванных нерыночными факторами. Подобный обвал произошел в марте 2020 года на фоне пандемии коронавируса. На пике кризиса индекс Dow Jones снизился на 32,81% относительно начала 2020 года, а индекс широкого рынка S&P 500 — на 28,66%, что стало крупнейшим падением рынков со времен Великой депрессии.

«Восприятие времени связано с возрастом логарифмически, именно поэтому в детском возрасте время течет очень медленно, кажется, что жизнь бесконечна, а через пять лет — это очень далеко. Поэтому чем младше человек, тем меньше у него временная перспектива. Это может сказываться на отношении к долговременным инвестициям или ипотеке. Молодые люди могут с легкостью брать ипотеку, не осознавая в полной мере, как они будут возвращать деньги в будущем. Чем старшие люди, тем они более осторожны в этом плане», — рассказала доцент департамента психологии НИУ ВШЭ Наталья Антонова.

5. Эффект предрасположенности, или эффект диспозиции
Описание реального поведения: люди не хотят расставаться с ненужными вещами, думая, что они когда-нибудь пригодятся.
Описание поведения на фондовом рынке: стремление инвесторов продолжать удерживать активы, которые упали в цене, и продавать подорожавшие активы.

В 1979 году американские психологи Даниэль Канеман и Амос Тверски установили причину эффекта диспозиции в так называемой теории перспектив. Согласно этой теории, когда человеку предоставляется два равных варианта выбора, один из которых предполагает возможную выгоду, а другой возможные потери, он с большей вероятностью выберет первый, даже если оба варианта принесут один и тот же экономический результат. Например, получение $500 будет таким же результатом, как получение $1000 с последующей потерей $500, однако люди чаще выбирают первый вариант.

«Этот эффект связан с эмоциями, когда полученная прибыль вызывает чувство гордости, и человек продает акции, получая при этом прибыль. В то же время, видя наличие убытка, человек испытывает стыд из-за того, что не предусмотрел этого, и избегает действий, предпочитая выжидать возможного подъема акций, поскольку ощущение неудачи от потери в два раза острее, чем переживание удачи при приобретении. Люди склонны не мириться с потерями, а пытаться взять реванш. Это же проявляется, например, в азартных играх, когда проигравший игрок не выходит из игры, а пытается отыграться, теряя в итоге все», — рассказала Антонова.

В научной работе «Эффект предрасположенности в глазах смотрящего: отчет о лабораторном трейдинговом эксперименте» авторы исследуют проявления данного эффекта в эксперименте, по результатам которого все 30 испытуемых продемонстрировали склонность к эффекту предрасположенности. По итогам исследования участники осуществили 653 инвестиции (цикл «покупка-продажа»). В 23% случаев (154 эпизода) был зафиксирован длительный отказ испытуемых инвесторов выходить из убыточной позиции. Однако более чем в половине случаев это все равно заканчивалось выходом из позиции с убытком, еще в 25% случаев испытуемый выходил из позиций по цене входа (с нулевой прибылью).

Таким образом, более чем в 75% случаев отказ фиксировать убытки считался нерациональным, поскольку не позволял инвесторам нарастить капитал, заключили эксперты. Они также добавили, что по результатам всех известных проведенных экспериментов, эффект предрасположенности наносил существенный вред результативности инвестиций и чаще всего ему подвержены неопытные инвесторы с низким уровнем финансовой грамотности.

Можно ли избежать или контролировать влияние этих психологических эффектов?
Кандидат психологических наук, доцент департамента психологии НИУ ВШЭ Наталья Антонова: «Так как все когнитивные искажения слабо осознаются, то полностью избежать их не удастся. Даже специалист, изучающий эти эффекты и хорошо их знающий, не может полностью от них избавиться. Однако специалист, например, работающий в области инвестиций, может научиться отслеживать у себя проявление этих эффектов и переключать работу мышления в другой режим. Это достигается путем повышения квалификации и многолетней практикой, а также развитием рефлексии, помогающей отслеживать собственные мысли. Развивающийся в настоящее время когнитивно-поведенческий коучинг может помочь специалисту научиться контролировать свои процессы мышления и эмоции и тем самым более осознанно регулировать свое поведение».

http://quote.rbc.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу