Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Все пособия — в одном фонде » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Все пособия — в одном фонде

Что повлечёт за собой объединение Пенсионного фонда и Фонда социального страхования
7 июня 2022 Открытие | Открытый журнал Рулевская Алла
Недавно Правительство России озвучило решение о создании нового внебюджетного фонда — Фонда пенсионного и социального страхования (сокращённо — Социальный фонд России). Сейчас готовится пакет законопроектов. Новая структура должна появиться в начале 2023 г. путём объединения двух основных внебюджетных фондов страны — Пенсионного (ПФР) и Фонда социального страхования (ФСС).

Зачем объединять?
Вопрос слияния внебюджетных фондов обсуждался давно, ещё со времён создания и внедрения в работу Единого портала госуслуг. Предполагалось, что если цифровизация государственных и муниципальных услуг пойдёт успешно, то все социальные пособия и пенсии будут назначаться автоматически, без личного обращения с заявлениями и документами в тот или иной госорган.

На сегодняшний день бо́льшая часть всех социальных выплат уже назначается в проактивном режиме, то есть без подачи какого-либо заявления и документов, или с подачей заявления и минимального пакета документов. Все необходимые госорганам сведения для назначения социальных выплат запрашиваются ими друг у друга в порядке межведомственного взаимодействия. Получателям выплат не нужно бегать по инстанциям, чтобы взять справку в одном месте и принести её в другое. Обмен сведениями происходит, как правило, в электронном виде, документы заверяются электронными подписями и имеют полную юридическую силу. Всё это упростило и ускорило процесс проверки документов и назначения выплат, а значит — можно подумать о дальнейшей оптимизации госструктур.

Выгода для государства
Основной будет выгода для бюджета страны, так как вместо расходов на содержание двух фондов теперь будет содержаться один. С другой стороны, это может повлечь сокращение кадров. Однако нет смысла содержать раздутый бюрократический аппарат, лучше направить бюджетные средства на те же социальные выплаты.

По мнению властей, создание нового фонда и введение единого страхового тарифа позволит к 2025 г. в полтора раза увеличить максимальные размеры пособий. И это без повышения общего размера страховых тарифов. Например, при новой модели к 2025 г.:

максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребёнком составит 57 400 руб. (при действующей модели — 37 900 руб.);

максимальный размер пособия по беременности и родам (за 140 календарных дней) составит 660 900 руб. (при действующей модели — 435 900 руб.);

максимальный размер оплаты по больничному листу при стаже восемь и более лет составит 143 500 руб. (при действующей модели — 94 700 руб.).
Ещё одно новшество при объединении фондов — создание нового органа управления. Деятельность фонда будет подотчётна Наблюдательному совету, состоящему из семи человек, в числе которых будут представители профсоюзов, работодателей, Государственной Думы, Совета Федерации, Правительства, координатор Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также председатель объединённого фонда. Через Наблюдательный совет планируется повысить прозрачность управления. Насколько оправдано создание такого органа — покажет только время.

Выгода для работодателей
Как считают законодатели, создание нового фонда облегчит деятельность страхователям-работодателям. И вот почему:

Количество отчётности сократится: нужно будет сдавать всего один отчёт в новый фонд; в нём объединятся сведения, ранее ежемесячно подаваемые в ФСС и ПФР. Это снизит количество ошибок и начисление штрафов за нарушения при подаче расчётов.

Вместо уплаты нескольких страховых взносов введут единый страховой тариф, который будет вноситься одним платежом. С 1 января 2023 г. он составит 30% взносооблагаемой базы.

Будет введена единая база для исчисления страховых взносов.

Будет утверджён единый перечень застрахованных лиц, включая работающих по договорам гражданско-правового характера (ГПХ).

Однако последний пункт можно расценивать положительно для работников и отрицательно для работодателей. Сегодня граждане, которые работают по договорам ГПХ, не имеют права на социальное страхование, так как отчисление страховых взносов в ФСС за них не обязательно (взносы должны уплачиваться только в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), а в ФСС — на усмотрение сторон договора). Поэтому многие работодатели сегодня специально оформляют работников по гражданско-правовому договору с целью сэкономить на страховых взносах, социальных выплатах (оплата больничного, детские пособия, отпуска и так далее), а также чтобы снять с себя ответственность за несчастные случаи на производстве. Теперь же такой вариант, скорее всего, не пройдёт.

Выгода для граждан — получателей соцвыплат
Как утверждает Правительство России, именно пенсионеры и получатели социального страхования (в том числе инвалиды и пострадавшие от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве) будут основными выгодоприобретателями создания нового фонда.

Главный плюс заключается в том, что все клиентские отделения двух фондов, в которые сегодня обращаются граждане за получением пенсий и соцвыплат, сохраняются, но в этих же отделениях предоставят полный спектр услуг. Это будут единые офисы клиентского обслуживания. Гражданам не придётся обращаться в разные инстанции в той или иной жизненной ситуации, всё предоставят в полной мере по привычному месту обращения.

Кроме того, планируется установить единый перечень застрахованных лиц. В него, кроме лиц, работающих по трудовым договорам, включат работающих по договорам ГПХ. Последним станут оплачивать больничные листы и детские пособия, на которые ранее претендовали только официально трудоустроенные работники.

Все выплаты планируется назначать автоматически или по одному заявлению, что повысит доступность услуг, оказываемых фондами сегодня. Все клиентские офисы должны будут работать по единому высокому стандарту сервиса — обратиться можно будет в любой из них.

Другой вопрос — насколько качественным и быстрым будет оказание услуг. Ведь для создания нового фонда необходимо внести существенные изменения в действующее законодательство, и переход на новые принципы работы по оказанию госуслуг займёт время. Скорее всего, льготникам придётся набраться терпения, так как в первое время работы Социального фонда ошибки будут неизбежны. В этих случаях можно только посоветовать обжаловать решения нового фонда через портал Госуслуг в вышестоящие инстанции.

В целом идея слияния двух социально направленных фондов в один напрашивалась сама собой, ведь через Соцстрах и Пенсионный фонд сегодня назначаются практически все федеральные меры социальной поддержки. Новый Фонд пенсионного и социального страхования будет осуществлять функции по обязательному социальному (пенсионному) страхованию и мерам социальной поддержки — то есть выполнять все те полномочия, которые сегодня выполняют Пенсионный фонд и Фонд социального страхования. При этом ответственность по публичным обязательствам фонда (пенсии, пособия и другие социальные выплаты) несёт Российская Федерация.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу