Ситуация на топливном рынке США. Какова реальная картина » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Ситуация на топливном рынке США. Какова реальная картина

17 июня 2022 БКС Экспресс | Природный газ Бензин Покровский Никита

За последний квартал во всех СМИ можно прочитать о непростой ситуации на топливном рынке США. Разберемся в картине более детально.

Для начала вспомним из чего складывается цена на топливо. В среднем 54% приходится на стоимость нефти. Налоги составляют 16%, при этом их размер будет меняться от штата к штату. Наиболее высокая надбавка в Калифорнии, Иллинойсе и Пенсильвании. Еще 16% — это затраты на продажи и маркетинг. Их размер опять же меняется по территориальному признаку. Затраты на переработку составляют в среднем 12% и зависят от многих факторов и прежде всего от сезонности.

Сильно ли выросли ли цены на топливо? В учетом роста нефти ответ очевиден — да. Еще год назад они составили в среднем $3,07, теперь же в находятся в районе 5$. Рост в районе 62% г/г.

Наиболее высокие цены на Западном побережье и прежде всего в Калифорнии. Когда в СМИ вы слышите, что цена достигла 7$ в США, то на самом деле речь идет только об одном штате, а конкретное о некоторых его частях. В остальных же цена находится в районе $4,5–4,6.

Причина самой высокой цены в Калифорнии проста — удаленность от центров переработки и самые высокие налоги в США. Также в цене присутствуют дополнительные сбора на развитие «зеленой» энергетики. На данный момент количество проданных электромобилей в штате составляет около 1 млн штук или примерно 15–16% от общего рынка. Полный переход на EV, вероятно, вопрос лишь времени.

Ситуация на топливном рынке США. Какова реальная картина


Если рассмотреть общие запасы топлива включая стратегический резерв США, то в данный момент ничего экстремального не наблюдается — значения находятся около исторических уровней.

Но если взять запасы только бензина, то тут значения будут самыми низкими за последние 5 лет. Тем нее менее, за последние 10-тие ситуация не самая худшая. Были годы, когда запасы были значительно ниже — в 2014 г. и в 2012 г.



Но наиболее проблематично выглядит ситуация с дизельным топливом. Запасы самые низкие за последнее десятилетие. Хотя и началось сезонное накопление, дефицит скорее всего не сократится в ближайший год, так как НПЗ не смогу резко увеличить производство, чтобы восполнить запасы. В связи с этим инвесторам стоит ожидать высокие расходы у фермеров и сохранение высоких цен на продукты питания, вероятно, еще на один сезон.



Президент США Джозеф Байден призвал производителей принять меры по увеличению поставок бензина, дизельного топлива и других продуктов нефтепереработки и отметил, что администрация готова использовать все подходящие инструменты и чрезвычайные полномочия для увеличения мощностей и производительности НПЗ.

Проблемой является то, что нефтеперерабатывающие заводы США уже работают на уровнях близких к своему теоретическому максимуму, поэтому возможности производить больше топлива при существующей системе ограничены. В последние недели переработка сырой нефти работала на уровне 93–94% от максимальной мощности. Теоретически возможности нарастить выпуск сохраняются, но объем не будет значительным, а выпуск стабильным.



С 2020 г. действующие мощности НПЗ в США упали на 1 млн баррелей в сутки. При этом 2/3 падения произошло из-за закрытия трех крупных нефтеперерабатывающих заводов.

Еще до пандемии многие компания не видели смысла заменять устаревшее или поврежденное оборудование, не говоря уже об увеличении мощностей, поскольку предполагаемый переход на большее количество электромобилей должен был снизить спрос на топливо. Дополнительное финансовое давление из-за сокращения потребления топлива, вызванного пандемией, ускорило сокращение мощностей.

В результате система находиться в состоянии, когда переход на EV находится на своей первой стадии, а спрос на классическое топливо остается высоким, при этом мощности переработки упали.

И такая картина может вполне сохраняться несколько лет подряд. При этом вероятность того, что новые перерабатывающие мощности будут массово вводиться в ближайшие годы маловероятна, так как их запуск в лучшем случае возможно осуществить в течение 2–5 лет и делать это с учетом перехода на EV скорее всего не решаться.

Но главным вопросом является готовность потребителя платить за топливо по таким ценам. Разрушиться ли спрос в ближайшее время? Несмотря на то, что цены выросли в среднем более, чем в половину, спрос в США не падает. Потребитель конечно недоволен, но платить продолжает. И причиной этому скорее всего является, то что в месте с ростом инфляции почти на столько же сильно росли доходы.

В результате по итогам II квартала затраты потребителей США на топливо не превышают 3% от чистого дохода. Если добавить сюда затраты на еду, то значение не будут выше 10%. Так что даже если цены на бензин вырастут еще, спрос может сохранятся.




Несмотря на текущие цены, ситуация не является критичной. До тех пор, пока американский потребитель сможет сохранять текущий уровень доходов спрос на топливо, вероятно, сохранится. Очевидно, что продолжение роста инфляции или значительное ухудшение в экономике будут главными угрозами.

Сейчас очень много разговоров о высокой вероятности рецессии, но близки ли мы к ней? Если обратиться к индексу Chicago Fed National Activity Index Diffusion Index, который я рекомендую рассматривать как один из хороших опережающих ориентиров для определения приближающейся рецессии, то можно увидеть, что почти каждый раз, когда индекс падал ниже отрицательных значений в экономики начинались затруднения или серьезные кризисы. Пока значения находится значительно выше 0.



Что касается потенциального замедления инфляции, то о первых сигналах этого можно прочитать в отдельном материале. Если же администрации США потребуется снизить цену на топливо, то с учетом картины в переработке, единственными возможностью является падение цены на нефть. Мало вероятно, что речь может идти о налоговой части.

Стоит ли в итоге рассматривать для долгосрочной покупки бумаги компаний, связанных переработкой и продажей топлива, например такие как Marathon Petroleum (MPC), Valero (VLO), Chevron (CVX) и прочие? Думаю, что нет. А вот для краткосрочных и среднесрочных покупок при сохранении дефицита и принимая во внимание сезонность и колебания прочих показателей, которые воздействуют на котировки — вполне.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter