19 июля 2022 Neftegaz.RU
Предложение МЭА о максимально возможном переводе генерации в ЕС с газа на уголь и нефтепродукты не только противоречит климатическим целям ЕС, но и проблематично в связи с эмбарго на российские поставки этих энергоносителей
Международное энергетическое агентство (МЭА) призвало страны ЕС к газовой солидарности и предложило 5 неотложных мер по предотвращению серьезного дефицита газа.
Публикация исполнительного директора МЭА Ф. Бироля размещена на сайте МЭА 18 июля 2022 г.
Газовый кризис в Европе, МЭА и Газпром
Ф. Бироль в очередной раз возложил ответственность за сложившуюся ситуацию на газовом рынке Европы на Россию.
Также глава МЭА подчеркнул роль МЭА в противодействии рискам, связанным с поставками российских энергоносителей.
Тезисы от Ф. Бироля:
мир переживает первый по-настоящему глобальный энергетический кризис в истории,
как МЭА предупреждало в течение многих месяцев, ситуация особенно опасна в Европе, которая находится в эпицентре потрясений на энергетическом рынке,
газовый кризис в Европе нарастал уже некоторое время, и роль России в нем была ясна с самого начала,
в сентябре 2021 г. МЭА указало, что Россия препятствует поступлению значительных объемов газа,
в январе 2022 г. МЭА еще больше забили тревогу, отметив, что значительное и неоправданное сокращение Россией поставок в Европу создало искусственную напряженность на рынках и привело к росту цен,
после 24 февраля 2022 г., никто не может питать иллюзий относительно рисков, связанных с поставками российских энергоносителей,
через неделю после начала событий на Украине (см. за 18 июля) МЭА опубликовало план из 10 пунктов по сокращению зависимости ЕС от российского природного газа, в котором изложены практические действия, которые может предпринять Европа:
максимизировать поставки газа из других источников,
ускорить развитие возобновляемой энергетики (ВИЭ),
максимально использовать существующие источники энергии с низким уровнем выбросов (ВИЭ и АЭС),
усилить меры по энергоэффективности в домах и на предприятиях, снижение температуры отопления,
послание было ясным: с помощью заблаговременных и последовательных действий можно было бы сократить зависимость ЕС от импорта российского газа на 1/3 в течение 1 года - и сделать это упорядоченным образом, который соответствовал бы климатическим целям ЕС.
Напомним, что МЭА ранее уже обвиняло Газпром в недопоставке газа на европейский рынок.
С середины 2021 г. Газпром сосредоточился на четком исполнении контрактных обязательств перед своими клиентами в Европе, удовлетворяя также дополнительные заявки со стороны клиентов, но не выводя на рынок дополнительные объемы газа, как это делал в предыдущие годы.
Такие действия МЭА и ЕК посчитали проявлением недобросовестности Газпрома, заявив о его ненадежности как поставщика, несмотря на то, что действия компании четко соответствовали зафиксированным в контрактах обязательствах.
При этом МЭА и ЕК дерзко не замечали:
действия Газпрома были связаны с развернутой ЕК кампанией против долгосрочных контрактов, что для компании является принципиальным условием,
искусственное затягивание сертификации уже достроенного на тот момент магистрального газопровода (МГП) Северный поток 2.
Европе был не нужен просто газ, власти Европы хотели газа из России на своих кабальных условиях.
Политизированность МЭА печалит, хотя прогнозы у них довольно точные.
Есть прогресс, но надо больше
Ф. Бироль признал успехи в реализации плана из 10 пунктов, в частности, в направлении диверсификации поставок газа, одновременно признавая, что вариантов для замещения российского газа в ЕС на текущий момент нет.
Тезисы от Ф. Бироля:
МЭА видит некоторый прогресс в сокращении зависимости ЕС от российского газа, особенно с точки зрения диверсификации поставок газа,
однако этого недостаточно, особенно со стороны спроса, чтобы Европа не оказалась сегодня в невероятно опасной ситуации,
последние шаги России по еще большему сокращению поставок природного газа в Европу в сочетании с другими недавними перебоями в поставках являются тревожным сигналом для ЕС,
лидеры ЕС проявляют инициативу, чтобы подготовиться к долгой и суровой зиме, потребуется твердая решимость и решимость довести дело до конца,
Европа вынуждена действовать в условиях постоянной неопределенности в отношении поставок российского газа, и нельзя исключать полного прекращения поставок,
гораздо лучше предпринять шаги сейчас, чтобы подготовиться к зиме, чем оставить благополучие сотен миллионов людей и европейские экономики на милость погоды или предоставить ненужные дополнительные рычаги давления В. Путину,
на данный момент поставки газа по МГП Северный поток остановлены в связи с тем, что, по словам России, является плановым техобслуживанием, которое должно закончиться 21 июля,
Россия в июне значительно сократила поставки по МГП Северный поток, остается неясным, возобновятся ли они 21 июля, и если да, то на каком уровне.
рассмотрим сценарий, в котором потоки газа по МГП Северный поток возобновляются после 21 июля на сниженном уровне, но в начале отопительного сезона 1 октября поставки российского газа в Европу полностью прекращаются,
в этой ситуации ЕС должен был бы к этому моменту заполнить свои газовые хранилища более чем на 90% от их емкости, чтобы пережить предстоящую зиму,
и даже в этом случае ЕС все равно может столкнуться с перебоями в поставках во 2й половине отопительного сезона,
МЭА считает необходимым продолжить снижение потребления газа в Европе, а сэкономленный газ направлять в ПХГ,
отчасти это уже происходит из-за заоблачных цен на газ, но потребление надо сократить еще сильнее,
согласно новому анализу МЭА, дополнительный объем газа, который необходимо сэкономить в течение следующих 3 месяцев, составляет порядка 12 млрд м3 - этого достаточно, чтобы заполнить около 130 танкеров-газовозов СПГ,
категорически недостаточно просто полагаться на газ из нероссийских источников:
эти поставки недоступны в объемах, необходимых для замены недостающих поставок из России,
недостаточно, даже если поставки газа из Норвегии, Азербайджана и Северной Африки будут осуществляться на высоком уровне,
недостаточно, даже если внутренняя добыча газа в Европе продолжит следовать последним тенденциям и если приток СПГ увеличится такими же рекордными темпами, как в 1м полугодии 2022 г.,
это слишком много «если».
При этом, Ф. Бироль даже не упоминает о стоящем под парами МГП Северный поток 2.
Экономика реально положена на алтарь политики.
Предстоящий осенне-зимний период (ОЗП) в Европе будет сложным, несмотря на принимаемые меры по заполнению подземных хранилищ газа (ПХГ):
ПХГ не предназначены для накопления газа для прохождения ОЗП,
ПХГ служат для сглаживания зимних пиков спроса для обеспечения непрерывного газоснабжения в период резкого похолодания.
высокий уровень заполненности ПХГ в большей степени обеспечивает возможность быстро поднимать газ из ПХГ для снабжения потребителей.
На данный момент ПХГ в ЕС заполнены на 64,42%.
Совет ЕС 27 июня 2022 г. утвердил регламент о заполнении ПХГ, согласно которому ПХГ в странах ЕС должны быть заполнены:
не менее чем на 80% (рекомендуемый уровень 85%) их вместимости до зимы 2022-2023 гг. (до 1 ноября),
до 90% - до следующих зимних периодов.
МЭА настаивает на уровне заполненности 90% к 1 октября.
При этом по-прежнему остается непонятным, почему проблемы МГП Северный поток, созданные санкциями Канады, которые действительно могут привести к дальнейшему снижению прокачки, должны повлиять на поставки по другим маршрутам (ГТС Украины и МГП Турецкий поток).
Новый план МЭА. На этот раз 5 пунктов
Для того, чтобы справиться с повышенным риском перебоев в поставках газа, который видит МЭА, Ф. Бироль предлагает следующий план, который позволит достичь уровня заполненности ПХГ в 90%.
План МЭА:
Внедрить платформы для стимулирования промышленных потребителей газа в ЕС к сокращению спроса. Промышленные потребители газа могут предложить часть своих контрактных поставок газа в качестве продуктов для снижения спроса в качестве компенсации, что может привести к повышению эффективности и проведению конкурентных торгов, такие модели аукционов разрабатываются в Германии и предлагаются в Нидерландах.
Минимизировать использование газа в энергетическом секторе. Этого можно добиться путем временного увеличения выработки электроэнергии на угле и мазуте при одновременном ускорении развертывания низкоуглеродных источников, включая атомную энергетику, где это политически приемлемо и технически осуществимо.
Улучшить координацию между газовыми и электрическими операторами по всей Европе, в т.ч. в отношении механизмов снижения пиковых нагрузок, что может помочь уменьшить влияние снижения потребления газа на энергосистемы. Эти меры должны включать строгое сотрудничество по эксплуатации тепловых электростанций на национальном и европейском уровнях.
Снизить спрос на электроэнергию в домохозяйствах, установив стандарты охлаждения и контроль. Правительственные и общественные учреждения должны взять на себя инициативу в этом, чтобы подать пример, в то время как кампании должны поощрять изменения в поведении потребителей.
Гармонизировать планирование в чрезвычайных ситуациях по всему ЕС на национальном и европейском уровнях, включая меры по сокращению поставок и механизмы солидарности.
В дополнение к этим мерам европейским правительствам также необходимо подготовить население к тому, что может произойти:
Кампании по информированию общественности в контексте энергетического кризиса ранее были успешными в снижении краткосрочного спроса на энергию на несколько %.
Простые шаги, такие как уменьшение отопления на 2оС в Европе, могут сэкономить столько же природного газа, сколько зимой поставляется по МГП Северный поток.
Ф. Бироль предупреждает, что эта зима может стать историческим испытанием европейской солидарности, в котором она не может позволить себе потерпеть неудачу, с последствиями, выходящими далеко за рамки энергетического сектора.
По сути новый план МЭА предполагает перевод генерации в Европе на использование мазута и угля вместо природного газа.
Это предложение содержалось еще в плане из 10 пунктов, но как дополнительный вариант, поскольку не соответствует климатическим целям ЕС.
Однако сейчас зеленая повестка уходит в тень в перспективе подготовки к наступающей зиме.
Исходные данные, которые использует МЭА, по-прежнему неочевидны:
неясно откуда следует утверждение о том, что снижение температуры отопления на 1оС экономит 10 млрд м3/год газа (именно оттуда вытекает утверждение о том, что уменьшение отопления на 2оС заменяет МГП Северный поток в зимние месяцы).
замена газа на уголь и мазут также упирается в то, что с 10 августа 2022 г. вступает в силу запрет на поставки российского угля в ЕС, а с 5 февраля 2023 г. - на морские поставки нефтепродуктов.
помимо ограниченных поставок газа в течение ОЗП 2022-2023 гг. ЕС рискует столкнуться с дефицитом угля и нефтепродуктов.
https://neftegaz.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу