Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Яндекс отчитался за II квартал. Акции прибавляют 5% » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Яндекс отчитался за II квартал. Акции прибавляют 5%

26 июля 2022 БКС Экспресс | Яндекс
Яндекс опубликовал финансовые результаты за II квартал 2022 г.

Выручка: 117,7 млрд руб. (+45% г/г)

Яндекс отчитался за II квартал. Акции прибавляют 5%


Скорректированная EBITDA: 25,7 млрд руб. (рост в 4,5 раза)



Скорректированная чистая прибыль: 13,1 млрд руб. (1,0 млрд руб. годом ранее)




Комментарий аналитиков BCS Global Markets:
«Исключительно сильные результаты выше ожиданий, несмотря на ухудшение макроэкономического фона. Мы бы не экстраполировали рентабельность за II квартал 2022 г. на II полугодие, так как компания больше не применяет жесткий подход к контролю за издержками (например, недавно Яндекс снял все ограничения по найму), но двузначный рост выручки Яндекса от рекламы в июле и очень сильный II квартал 2022 предполагают потенциал превышения наших прогнозов.

Рост выручки был обусловлен сильными ростом в сегменте «поиск и портал»: +31%, ускорение с +25% в I квартале, несмотря на слабость рекламного рынка, что свидетельствует о значительном увеличении доли на этом рынке. Другие факторы роста — увеличение выручки в сегменте мобильности (+62%) и электронной коммерции (+36% при росте GMV на 67%), а также по другим инициативам, включая облачные технологии и продажи устройств (+107%).

Рост выручки на 45% в сочетании с консервативным подходом к расходам во всех сегментах (в связи с неопределенностью) обеспечил увеличение скорректированной EBITDA в 4,5 раза. Сегмент мобильности и электронной коммерции перешел от совокупного убытка к положительному значению EBITDA по итогам II квартала на уровне 2,1 млрд руб. (4% выручки сегмента), в сегменте «Прочие инициативы» размер убытка не изменился г/г, но сократился на 53% кв/кв, в то время как EBITDA в сегменте «Поиск и Портал» выросла на 53% г/г (впечатляющая маржа 56%).

По итогам I полугодия 2022 г. Яндекс показал отрицательный свободный денежный поток (FCF) в размере -9,6 млрд руб. (против -13,8 млрд руб. за I полугодие 2022 г.) при увеличении операционного денежного потока в 4,6 раза, что было частично нивелировано ростом капзатрат на 49% (25,7 млрд руб., 11% выручки)».

Поиск и портал
Во II квартале 2022 г. выручка в сегменте Поиска и портала выросла на 31%, а выручка за вычетом вознаграждения партнёрам — на 34% по сравнению с аналогичными показателями год назад. Этот результат связан с хорошей динамикой развития Рекламной сети Яндекса и основного бизнеса — Поиска, доля которого продолжает расти на всех платформах, особенно заметно на iOS. Наибольший вклад в рост выручки РСЯ и Поиска внёс сегмент малого и среднего бизнеса, а также рост доли рынка, которая увеличилась благодаря развитию наших рекламных продуктов и технологий и перераспределению рекламных бюджетов в связи с изменением конкурентной среды.

Рентабельность скорректированного показателя EBITDA во II квартале 2022 г. достигла 55,6%, значительно увеличившись по сравнению с 47,3% во II квартале 2021 г. Ключевыми факторами роста рентабельности стали оптимизация операционных расходов в рамках общего фокуса группы компаний Яндекса на сохранении денежных средств и повышении операционной эффективности. На рост рентабельности также повлиял положительный эффект операционного рычага, обусловленный уверенным ростом рекламной выручки.

Электронная коммерция, Райдтех и Доставка
Товарооборот на сервисах электронной коммерции (GMV) во втором квартале 2022 года вырос на 67% по сравнению с аналогичным показателем за второй квартал прошлого года.

Валовая стоимость заказов (GMV) в направлении Райдтеха выросла во II квартале 2022 г. на 29% г/г за счёт роста общего числа поездок на основе увеличения количества пользователей и частоты поездок. Товарооборот сервисов электронной коммерции (GMV) во II квартале 2022 г. вырос на 67% г/г под влиянием того, что в этом квартале компания сконцентрировалась на повышении операционной эффективности и контроле затрат, а также в связи с нормализацией темпов роста рынка электронной коммерции после скачка спроса в марте 2022 г. Рост валовой стоимости заказов (GMV) других O2O-сервисов во II квартале 2022 г. достиг 56% в годовом исчислении, при этом наибольший вклад в рост этого показателя внесла Яндекс Доставка, почти наравне с ней — сервис доставки заказов из ресторанов Яндекс Еда.

Выручка в сегменте Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки выросла на 53% в годовом исчислении, в основном за счёт сервисов Райдтеха и сервисов электронной коммерции (где наибольший вклад в рост выручки внесла Яндекс Лавка, а следом за ней — Яндекс Маркет). Выручка сервисов Райдтеха выросла на 62%, в первую очередь за счёт роста числа поездок и валовой стоимости заказов (GMV), а также за счёт повышения эффективности платформы и увеличения количества водителей.

Выручка сервисов электронной коммерции во II квартале 2022 г. выросла на 36% по сравнению аналогичным показателем во II квартале 2021 г. Выручка росла медленнее, чем товарооборот, из-за изменений в структуре выручки маркетплейса (доля сторонних продаж (3P) во втором квартале 2022 г. увеличилась до 84% по сравнению с 70% во II квартале 2021 г.). Доходы от прямых продаж (1P) выросли на 20% в годовом исчислении за счёт роста Яндекс Лавки (на фоне увеличения числа дарксторов в отдельных регионах). Однако рост 1P-доходов частично замедлило то, что прямые продажи Яндекс Маркета снизились, в первую очередь из-за стратегического решения сохранять запасы товаров, чтобы избежать дефицита в условиях усложнения логистики. Комиссионные и прочие доходы маркетплейса выросли на 109% в связи с ростом сторонних продаж (3P) в общем товарообороте (GMV) и повышением эффективной комиссии Яндекс Маркета. Выручка других O2O-сервисов выросла на 80% в годовом исчислении, в основном за счёт роста Яндекс Доставки и высоких результатов Яндекс Еды, а также благодаря успехам Яндекс Лавки в Израиле.

Скорректированный показатель EBITDA сегмента Электронной коммерции, Райдтеха и Доставки во II квартале 2022 г. составил 2 139 млн руб., тогда как во II квартале 2021 г. убыток по этому показателю составлял 9 062 млн руб. Значительный прирост прибыли в первую очередь объясняется улучшением операционной эффективности большинства ключевых направлений сегмента, а также ориентацией всей группы компаний на увеличение денежных поступлений и более строгий контроль затрат. Это выражалось в том числе в ограничении найма новых сотрудников, оптимизации маркетинговых и прочих накладных расходов.

Плюс и развлекательные сервисы
В сегмент Плюса и развлекательных сервисов входят единая подписка на сервисы Яндекса — Яндекс Плюс, Яндекс Музыка, Кинопоиск, Яндекс Афиша, а также продюсерский центр Яндекс Студия.

Число подписчиков Яндекс Плюса на конец II квартала 2022 г. достигло 13,7 млн, увеличившись на 53% по сравнению с аналогичным показателем на конец II квартала 2021 г.

Выручка в сегменте Плюса и развлекательных сервисов во II квартале 2022 г. выросла на 50% по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2021 г. Этот рост в основном был вызван увеличением доходов от продаж единой подписки на сервисы Яндекса на фоне роста общего числа платных подписчиков и изменения структуры подписок в сторону более премиальных. На рост выручки также повлияла хорошая динамика других доходов, в том числе от продажи лицензий и доходов Яндекс Афиши.

Убыток по скорректированному показателю EBITDA в размере 2,6 млрд руб. отражает увеличение затрат на развитие бизнеса, необходимое для поддержки роста аудитории подписчиков Яндекс Плюса.

Сервисы объявлений
Сегмент сервисов объявлений включает Авто.ру, Яндекс Недвижимость, Яндекс Аренду.

Выручка в сегменте сервисов объявлений во II квартале 2022 г. выросла на 5% по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2021 г. Такая динамика обусловлена ростом дополнительных услуг и более эффективной стратегией монетизации, увеличением показателя удержания автодилеров и хорошими результатами Яндекс Недвижимости. Всё это в совокупности компенсировало негативный эффект от резкого спада на рынке новых автомобилей.

Скорректированный показатель EBITDA во II квартале 2022 г. составил 0,5 млрд руб. по сравнению с 0,7 млрд руб. во II квартале 2021 г. Рентабельность по скорректированному показателю EBITDA снизилась на 11 п.п. г/г в связи со снижением темпов роста выручки, однако оптимизация затрат на уровне группы компаний частично компенсировала это снижение.

Прочие бизнес-юниты и инициативы
Сегмент Прочих бизнес-юнитов и инициатив включает направление разработки беспилотных автомобилей (Yandex SDG), Дзен, Yandex Cloud, Яндекс Образование, Устройства, Финтех, Толоку, RouteQ и другие экспериментальные продукты.

Выручка в сегменте Прочих бизнес-юнитов и инициатив во II квартале 2022 г. увеличилась на 107% по сравнению с аналогичным показателем за II квартал 2021 г. Этот рост был связан в основном с увеличением доходов сегмента Устройств, сервиса Yandex Cloud и Образования. Доходы сегмента Устройств выросли на 165% г/г и достигли 4,3 млрд руб. во II квартале 2022 г. Такой рост обусловлен высоким спросом на умные устройства, включая флагманскую Яндекс Станцию второго поколения, выпущенную в мае 2022 г., а также постепенным восстановлением производства и поставок в Китае после ограничений в связи с пандемией коронавируса. Доходы Yandex Cloud выросли на 207% г/г в связи с ростом спроса на услуги сервиса, а также увеличением его доли на рынке благодаря запуску новых продуктов и изменениям конкурентной среды.

Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 2,9 млрд руб. (включая 1,5 млрд инвестиций в Yandex SDG), тогда как во II квартале 2021 г. убыток составлял 2,8 млрд руб. Сегмент существенно улучшил относительный показатель убытка в процентах от выручки благодаря сильным результатам сегмента Устройств и сервиса Yandex Cloud, которые впервые вышли на положительный скорректированный показатель EBITDA.

Финансовый прогноз
На сегодняшний день возможность прогнозирования в краткосрочной и среднесрочной перспективе по-прежнему остается ограниченной из-за сохраняющейся высокой степени неопределенности в отношении геополитических и макроэкономических событий в будущем. Поэтому Яндекс не готов дать прогноз финансовых показателей на 2022 г., но компания планирует и дальше подробно информировать о результатах и ключевых направлениях развития бизнеса в ежеквартальных финансовых релизах и письмах акционерам.