Ритейл во II квартале. Как инфляция повлияла на сектор » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Ритейл во II квартале. Как инфляция повлияла на сектор

1 августа 2022 БКС Экспресс Галактионов Игорь
Акции ритейлеров позиционируются как защитные бумаги в условиях роста инфляции. В I квартале торговые сети уже зарекомендовали себя в этом качестве, и II квартал оказался не хуже. Большинство публичных компаний сектора уже представили операционные результаты, что позволяет подвести первые итоги.

Темпы роста выручки

Большинство компаний смогли сохранить или даже увеличить темпы роста выручки год к году. В первую очередь, за счет роста среднего чека на фоне высокой годовой инфляции в 15,9%. Лидером по-прежнему остается Магнит, которому помогает низкая база I полугодия 2021 г., когда результаты Дикси еще не консолидировались в показателях группы. Но даже без эффекта M&A доходы выросли на 20% — лучший результат в продовольственном ритейле.

Ритейл во II квартале. Как инфляция повлияла на сектор


Очень слабо показала себя Лента. Темпы роста заметно снизились — без эффекта покупки сетей «Билла Россия» и «Семья», а также присоединения «Утконоса» выручка выросла всего 2,6%. При инфляции на конец июня 15,9% такой результат сложно назвать удовлетворительным.

В разрезе по факторам, которые внесли свой вклад в рост выручки, хорошо смотрятся Магнит, Fix Price и X5. Двузначный рост сопоставимых продаж указывает на то, что эти форматы выступают ключевыми выгодоприобретателями происходящих на рынке трансформаций.



X5 — единственный представитель отрасли, у которого наблюдается рост LFL-трафика. Ожидаемо плохо по этому показателю выглядят О'КЕЙ и Лента из-за своих гипермаркетов. Неожиданно плохо выглядит Детский мир, который испытывает очень серьезный отток покупателей. Это можно было бы объяснить переходом покупателей в онлайн, но здесь тоже провал. Темпы роста онлайн-продаж Детского Мира год к году упали до 0,5%. Судя по всему, трафик уходит в онлайн-магазины сторонних продавцов.



Дискаунтеры в топе

Лучшие результаты в ритейле показывают дискаунтеры. Сеть «ДА!», входящая в состав группы О'КЕЙ, ускорилась с 57,6% до 68,5% г/г. При этом трафик растет на 16,9% г/г.

Доля дискаунтеров в структуре О'КЕЙ неумолимо растет, что позитивно сказывается на профиле компании. На прошлой неделе депозитарные расписки О'КЕЙ подскочили за два дня на 32%, реагируя на отчет. Однако стагнация гипермаркетов, которые до сих пор обеспечивают более 70% доходов группы, нивелирует успех растущего сегмента. Рост выручки по группе всего 11,4%, один из худших результатов.

Выручка Fix Price ускорилась с 21,2% до 27% г/г. Сопоставимые продажи выросли на 15,4%, торговая площадь — на 15,6%. Отличный результат. Это именно те темпы роста, которых ждали от компании в ходе IPO в начале 2021 г. Однако уверенности в том, что Fix Price сможет поддерживать их длительный период, сейчас нет. Кроме того, ребром стоит вопрос с юрисдикцией, в которой зарегистрирована компания, так что дисконт в цене акций будет сохраняться.

Онлайн-продажи замедляются

В поквартальном сопоставлении онлайн-продажи в секторе заметно снизились. Самым стабильным оказался Детский Мир с результатом -5,5%, а вот Магнит и X5 потеряли около 20% к уровням I квартала.

По данным Data Insight, снижение имеет общерыночный характер. Количество заказов в e-commerce снижается три месяца подряд, и по итогам II квартала сократилось примерно на 9%. При этом в годовом сопоставлении темпы роста составили около 87%.



Судя по всему, онлайн-подразделения традиционных ритейлеров постепенно проигрывают конкуренцию за рынок e-grocery нишевым игрокам. Этот фактор следует держать в фокусе при инвестициях на длинном горизонте.

У непродовольственной розницы, судя по результатам Детского мира, проблемы начинаются уже сейчас. Маркетплейсы постепенно отвоевывают рынок у ритейлера. Например, оборот торгов детскими товарами на Wildberries во II квартале вырос на 17,4% кв/кв, до 37,7 млрд руб. По итогам полугодия рост составил 68% г/г, до 69,8 млрд руб. Это почти 90% от всей выручки Детского мира за тот же период.
Выручка офлайн

По показателю выручки офлайн с 1 кв. м торговой площади большинство ритейлеров улучшили результаты. Ключевым позитивным фактором стал рост среднего чека. Хуже других в поквартальном сопоставлении оказались сети гипермаркетов, где снижение трафика обнулило значительную часть этого эффекта.



По абсолютному значению пальму лидерства по-прежнему удерживает О'КЕЙ, но в этот раз ему в спину дышит X5. Скачок в сегменте дискаунтеров был в значительной степени компенсирован снижением выручки гипермаркетов на 1,7%. А вот X5, напротив, улучшил показатели офлайн за счет роста LFL-выручки на 11,7%.
Выводы

Лидеры продовольственного ритейла X5 и Магнит показывают хорошие сбалансированные результаты. Компании чувствуют себя достаточно устойчиво в условиях высокой инфляции. Более предпочтительными для инвестора выглядят бумаги Магнита, поскольку неопределенность из-за иностранной юрисдикции по X5 не дает с уверенностью строить прогнозы по дивидендам и корпоративной структуре компании в целом.

Цель по акциям Магнита может быть в районе 7300 руб. за акцию, что предполагает апсайд 49%. Цель по распискам X5 на уровне 2200 руб. или на 64% выше цены закрытия 29 июля.

Отлично чувствуют себя дискаунтеры. Сеть «ДА!» растет более чем в 1,5 раза в год, но через депозитарные расписки материнской группы О'КЕЙ поучаствовать в этом росте не получится. Сегмент гипермаркетов по-прежнему занимает 70% в выручке, и его стагнация ощутимо влияет на общий результат. При этом нельзя не отметить, что по мультипликаторам О'КЕЙ сейчас самый дешевый в секторе. В случае каких-либо позитивных корпоративных изменений бумаги могут оказаться очень прибыльными для инвесторов.

Онлайн-торговля замедляется, и публичные ритейлеры здесь в аутсайдерах. Крупные маркетплейсы, Ozon и Wildberries, постепенно забирают долю непродовольственной розницы, а нишевые игроки e-grocery опережают аналогичные подразделения X5, Магнита, Ленты и О'КЕЙ. Годовые темпы роста по-прежнему высокие за счет эффекта низкой базы, но в масштабах всего бизнеса онлайн остается очень скромной частью.

Аутсайдером по итогам II квартала стал Детский Мир. Трафик обвалился на 12,3%, онлайн-продажи замедлились до 0,5% г/г. При этом оборот детских товаров на других маркетплейсах стремительно растет, что создает риски для бизнеса компании в будущем.

Также очень слабые результаты показала Лента. Органический рост замедлился до 2,6% г/г из-за падения трафика. Разворот в сторону малых форматов идет медленно. Онлайн занимает 7,4% в выручке, но расти в этом сегменте стало заметно сложнее.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter