Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Облигации «Делимобиля»: 13% годовых на 3 года. Рассказываем, что нужно знать » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Облигации «Делимобиля»: 13% годовых на 3 года. Рассказываем, что нужно знать

3 августа 2022 Тинькофф Банк | Делимобиль Романович Роман
ООО «Каршеринг Руссия» — операционная компания каршеринга «Делимобиль» — организует дебютное размещение облигаций на Московской бирже на сумму 3 миллиарда рублей сроком на 3 года. Ожидаемая ставка первого купона — не выше 13% годовых. Сбор заявок пройдет с 29 июля до 15:00 5 августа, а само размещение планируется 10 августа.

Полученные в ходе размещения облигаций деньги компания планирует потратить на расширение бизнеса в регионах, увеличение автопарка и развитие собственной сети станций технического обслуживания.

В этом обзоре мы разберем финансовые и операционные показатели бизнеса «Делимобиля», чтобы понять, стоит ли участвовать в размещении облигаций.

При создании материала использовались источники, недоступные пользователям из РФ. Надеемся, вы знаете, что делать.

На чем зарабатывают

Согласно отчету компании, бизнес группы «Делимобиль» в России состоит из нескольких структурных подразделений:

ООО «Каршеринг Руссия» — оказывает услуги под брендом «Делимобиль». Главная операционная компания группы, которая формирует 97% ее выручки.
ООО «Энитайм» — оказывает услуги долгосрочной аренды автомобилей под брендом Anytime Prime. На этот сегмент приходится 3% выручки группы.
Сервисные компании, занимающиеся техническим обслуживанием, автомойки и заправки автомобилей топливом, а также собственная автошкола.

Каршеринг «Делимобиль» запустили в Москве в 2015 году русско-итальянский предприниматель Винченцо Трани и его партнер по бизнесу Станислав Грошов. На старте парк насчитывал 100 автомобилей, а в марте 2022 — 19 600 машин.

В мае 2022 рейтинговое агентство «АКРА» присвоило ООО «Каршеринг Руссия» рейтинг А+(RU) со стабильным прогнозом. Агентство отметило быстрый рост выручки сервиса несмотря на карантинные ограничения в 2020 — в среднем 60% в год за последние 3 года.

ООО «Каршеринг Руссия» и другие операционные юридические лица в России на 100% принадлежат холдинговой компании Delimobil Holding S. A., зарегистрированной в Люксембурге. Структура акционеров Delimobil Holding S. A. выглядит так:

Винченцо Трани (через MIKRO FUND) — 61,6%.
Миноритарные акционеры — 18,4%.
Банк «ВТБ» (ПАО) — 13,4%.
Прочие акционеры (через MIKRO FUND) — 6,6%.

По итогам июля «Делимобиль» представлен в 10 городах России — это самое широкое покрытие среди российских сервисов каршеринга. Воспользоваться автомобилями «Яндекс-драйва» пользователи могут в 5 городах.

Преимущества компании

Компания быстро растет на быстрорастущем рынке. За 2021 год в сравнении с 2020 рынок каршеринга в России вырос на 85% — до 68 миллиардов рублей. Главные драйверы роста каршеринга в России — Москва и города-миллионники. По итогам 2021 года московский парк каршеринга насчитывал 30 тысяч автомобилей. При этом Москва — мировой лидер по размерам парка. На втором месте — Токио, 20,6 тысячи автомобилей, а на третьем — Пекин, 15,4 тысячи автомобилей.

По оценкам участников рынка, его рост продолжится и рынок может вырасти в 4 раза в следующие 5 лет. В 2021 году сервисами каршеринга пользовались 11% водителей в Москве и 10% в Санкт-Петербурге.

По итогам 2021 лидером рынка каршеринга в России по количеству поездок стал «Яндекс-драйв» с долей 43%. «Делимобиль» по итогам всего года занял второе место с долей 34%, хотя во второй половине 2021 в Москве он обгонял «Яндекс-драйв»: по итогам июня доля сервиса на рынке Москвы достигла 40,5%.

Доля операторов каршеринга в Москве по количеству поездок

Облигации «Делимобиля»: 13% годовых на 3 года. Рассказываем, что нужно знать


Причина резкого роста доли «Делимобиля» — инвестиции в увеличение автомобильного парка. Еще одна из причин, по которой «Яндекс» теряет долю, — выпадение старых автомобилей из парка. Для получения льготы на оплату парковочных мест, по которой стоимость годовой платы за парковку снижается с 300 до 30 тысяч рублей, возраст автомобиля не должен превышать трех лет. «Яндекс-драйв» запустился в 2018 году, и в 2021 автомобили, с которыми сервис стартовал, лишились этой льготы, и, скорее всего, были переведены из московского автопарка в регионы.

У «Делимобиля» более выгодный лизинг, чем у «Яндекса». «Делимобиль» использует финансовый лизинг в отличие от операционного, которым пользуется «Яндекс-драйв». Главная разница в том, что в случае с операционным лизингом право на транспортное средство закрепляется за лизингодателем, а в случае с финансовым — за лизингополучателем. Если максимально упростить, то по условиям договора лизинга «Яндекс» должен вернуть автомобиль в лизинговую компанию после завершения срока договора, а «Делимобиль» может использовать его по своему усмотрению — продать или отправить в регионы.

Из-за выбора в пользу операционного лизинга автопарк «Яндекса» может сократиться в этом году на 35%. Компания должна будет вернуть автомобили лизингодателю, а из-за роста цен и снижения поставок заместить их новыми будет сложнее.

Московские власти любят каршеринги и дают им льготы. Кроме упомянутых льгот на стоимость парковки власти Москвы щедро субсидируют развитие каршеринга в регионе. В июле правительство Москвы в два раза снизило стоимость покупки парковочных разрешений для операторов каршеринга — с 30 до 15 тысяч рублей. Такое разрешение дает право парковаться на платных парковках в Москве, а за парковку платит оператор каршеринга. Льгота будет действовать до 22 июля 2023 года на все продления действующих парковочных разрешений.

С 2018 года Москва субсидирует лизинговые платежи для операторов каршеринга. Благодаря субсидиям за четыре года компании получили 516,3 миллиона рублей на обновление автопарка и приобрели более 24 тысяч автомобилей. В мае правительство Москвы выделило 450 миллионов рублей для поддержки операторов такси и каршеринга — эти деньги пойдут на субсидирование платежей по кредитам, договорам лизинга и покупки новых автомобилей.

Выручка и прибыль компании растет. Так как мы рассматриваем покупку облигаций, то есть собираемся дать компании в долг, нам важно убедиться в финансовой стабильности компании. И в целом здесь все хорошо. По итогам 2021 года выручка ООО «Каршеринг Руссия» выросла в 2 раза — с 6,3 до 12,4 миллиарда рублей, — а скорректированная EBITDA из убытка в 286 миллионов рублей в 2020 превратилась в прибыль 2,7 миллиарда в 2021.

Финансовые результаты компании, млн рублей



Долговой портфель состоит из лизинговых контрактов и акционерных займов, проценты по которым начисляются, но не выплачиваются. По итогам 2021 года в отчетности по МСФО Delimobil Holding S. A. отражено обязательство перед Nevsky Property Finance (NPFL) на сумму 6,5 млрд рублей.

Фактически эти обязательства — это пут-опцион, выпущенный в пользу NPFL на акции холдинговой компании, и требования по нему не распространяются на ООО «Каршеринг Руссия». Пут-опцион может быть реализован во второй половине 2023, если Delimobil Holding S. A. не проведет IPO до 30 июня 2023 года, которое компания планирует сделать в Гонконге в 2023 году.

Долговая нагрузка в рамках нормы. Чтобы оценить уровень закредитованности, добавлю несколько определений, которые помогут понять уровень финансовой стабильности компании.

FFO — деньги от операционной деятельности — показатель, который рассчитывается по формуле:

FFO = ЧП + Износ и амортизация − ПР

ЧП — чистая прибыль за периодИзнос и амортизация — обесценивание активов в собственности компании

ПР — прибыль от продажи активов

Отношение общего долга компании к FFO до чистых процентных платежей по итогам 2021 составляет 6,7×. Оно показывает, насколько общий долг компании превышает денежный поток от операционной деятельности. Чем ниже значение этого соотношения, тем лучше для компании. Другие операторы каршеринга не публикуют финансовую отчетность, поэтому сравнить с кем-то напрямую нельзя. Например, у «Яндекса» этот показатель на уровне 4×, но кроме каршеринга «Драйв» в группе много других бизнесов.

Отношение FFO до чистых процентных платежей к процентным платежам — 2×. Показывает, насколько денежный поток от операционной деятельности покрывает процентные платежи по лизингу и кредитам. Чем выше значение этого соотношения, тем лучше для компании. Значение меньше единицы говорит, что компания относится к категории «зомби-фирм» — компаний, которые не в состоянии обслуживать текущие кредиты за счет денежного потока без привлечения дополнительного капитала.

Риски компании

Цены на новые автомобили и запчасти растут. Согласно информации «Автостата», с января по март 2022 стоимость популярных автомобилей в России выросла на 20—50%. Например, цены на Kia Rio и Hyundai Solaris, наиболее популярные в автопарке каршеринга, выросли к марту на 22,7 и 28,4% соответственно. При этом за полный год с 2020 по 2021 цены в среднем выросли на 18%. К маю рост цен продолжился и достиг 30—40%.

Кроме того, автопроизводители в России сокращают квоты на новые автомобили для операторов каршеринга из России, а у «Делимобиля» 22% автомобилей было получено по прямому лизингу от Volkswagen.

Из-за роста цен на запчасти и ограничения в поставках «Делимобиль» планирует закрыть сервис долгосрочной аренды автомобилей Anytime Prime. Часть автомобилей, используемых в сервисе, будет переведена в классический каршеринг, а часть — распродана.

Опцион Nevsky Property Finance. В презентации для инвесторов компания говорит, что этот опцион не распространяет требования на ООО «Каршеринг Руссия» и предусматривает передачу акций холдинговой компании Delimobil Holding S. A. в пользу держателя опциона. Но ООО «Каршеринг Руссия» формирует 80% выручки холдинга, и разногласия между акционерами, если вдруг они начнутся, могут отразиться на бизнесе и финансовых результатах компании.

Резюме

Я бы взял облигации «Делимобиля» в ходе первичного размещения и держал до погашения в августе 2025 года: это позволит зафиксировать повышенную ставку на 3 года. Банк России снизил ключевую ставку до 8% и планирует снижать ее дальше. По прогнозам ЦБ, инфляция по итогам 2022 составит 12—15%, а к 2024 снизится до 4%. При такой инфляции ключевая ставка уйдет в диапазон 4—4,5%, а вслед за ней упадут доходности облигаций и депозитов.

Купон по облигациям «Делимобиля» постоянный, значит, на протяжении всего срока обращения держатели будут получать 13% годовых. К 2024 году, если Центробанк достигнет целей по инфляции, эта доходность будет в 3 раза превышать доходность депозитов.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу