29 августа 2022 BITKOGAN Коган Евгений
Ранее писали про ситуацию с российскими авиакомпаниями. Cейчас решили уделить внимание несправедливо обделенным игрокам мировой индустрии – индийским авиакомпаниям. Тем не менее, с положением дел, в рамках которых существуют российские игроки, мы в целом все были знакомы. Чего нельзя сказать об индийских. Так что начнем, пожалуй, с общего контекста.
Что там, в Индии?
15 августа Индия отпраздновала 75-ю годовщину независимости страны. Премьер-министр Индии Нарендра Моди отметил в своей 80-минутной речи возросшее мировое значение страны и пообещал энергично работать над тем, чтобы превратить бедную Индию в развитую страну в течение следующих 25 лет.
Надо отметить, что усилия Индии уже вывели первую по численности населения страну (1,4 млрд человек), в ряды ведущих стран в области информационных технологий, фармацевтики, космической науки и гражданской ядерной энергетики. Премьер-министр явно не собирается на этом останавливаться и призывает народ к единству, чтобы двигаться вперед и далее. Однако игнорирует нападки от экспертов и критиков, утверждающих, что с момента прихода к власти Моди в 2014 г., страна все больше отходит от некоторых своих обязательств. Часто слышны обвинения в адрес нынешнего правительства в популизме, в необузданном использовании политической власти, направленном на подрыв демократических свобод, а также в стремлении к возрождению индуистских националистических планов.
Чего реально добилось правительство Моди за последние 8 лет?
С 2014 по 2020 гг. ВВП Индии рос в среднем на 6,8% в год. А за финансовый год, который закончился 31 марта 2022 г., реальный ВВП вырос в годовом исчислении на 8,7%. Но интересно, что темпы роста ВВП оставались точно такими же и на протяжении 10 лет пребывания у власти предыдущего правительства.
Однако, согласно прогнозам, в 2023 г. индийская экономика может стать самой быстрорастущей из крупнейших экономик мира. А индийские фондовые рынки уже смогли показать рост в этом году.
Кстати, нельзя не пройти мимо того забавного факта, что с приходом Моди в стране был взят курс на приватизацию госсобственности. И своими действиями на посту премьер-министра направленными на решение экономических проблем Моди показывает, что руководствуется схожими принципами с великой Маргарет Тэтчер.
Каково положение Индии в глобальном контексте?
В мире сложилась крайне интересная ситуация. На фоне ужесточения политики ФРС и скачка потребительских цен акции и облигации бедных стран в этом году показали падение, и если мировая экономика в дальнейшем попадет в рецессию, то эти акции и облигации могут распродаваться еще больше. Но, именно в странах с развивающейся экономикой существуют противоядия от стагфляции – более быстрый рост, адаптивная политика и доходность с поправкой на инфляцию. И это может открыть возможности во всём – от индийских акций до бразильской валюты и китайских облигаций.
"Стагфляция заставит инвесторов искать очаги роста в мире, и развивающиеся рынки будут первыми в очереди, особенно те, которые более невосприимчивы к ослаблению глобального спроса", - сказал старший экономист Natixis SA. Именно огромные растущие внутренние рынки, которые не только защищают свою экономику от глобальной рецессии, но и извлекают из нее выгоду, будут особенно успешны.
На фоне этого вспоминается долгосрочный прогноз Standard Chartered, сделанный в 2019 г., в котором говорится, что крупнейшими экономиками мира в этом десятилетии станут Индия и Китай, которые покончат с лидерством США и оттеснят американскую экономику на третье место. И хотя множество экспертов высказывают более сдержанную позицию, она все равно выглядит довольно внушительно. Ожидается, что к 2030 г. Индия может стать третьей экономикой мира, что создает новые возможности для инвестиций и торговли.
В частности, далее мы разберем, как все вышеперечисленные тенденции стали драйверами для бурного развития в Индии некогда отсталой авиационной отрасли.
В каком положении находится Индия в плане авиаперевозок?
Сегодня Индия занимает почетное 7 место в мире по величине рынка гражданской авиации, и ожидается, что в ближайшие 10 лет выйдет в тройку лидеров.
Уже с 2014 г. объем внутренних перевозок Индии превзошел показатели Австралии, Японии, Бразилии и России по такому показателю как RPK (Revenue Passenger Kilometers), и на ее долю приходится около 1,5% от общего числа RPK во всей отрасли. Внутренний пассажиропоток в Индии демонстрировал среднегодовой темп роста в 13,4% с 2010 по 2019 гг., в то время как общемировой показатель достигал в среднем лишь 9,3% за этот же период. Согласно прогнозу Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI), авиа-индустрия Индии к 2040 фин.году по пассажиропотоку вырастет в 6 раз и достигнет 1,1 млрд пассажиров. А министр профсоюзов Индии Джотирадитья Шиндия ожидает, что к 2027 г. в Индии будет перевезено свыше 400 млн путешественников (как внутренних, так и международных).
Главный вывод, который можно сделать из данных цифр – ожидается бурный рост. Если все случится согласно прогнозу, то Индия обгонит Германию, Испанию и Великобританию в следующие 10 лет и станет третьим по величине рынком в мире после Китая и США.
Что происходит в самой индийской авиа-индустрии, чуть детальнее.
Интересно что на рынке авиаперевозок Индии доминирующее положение занимают бюджетные перевозчики (LCC), во многом благодаря тому, что показатель дохода на душу населения в Индии достаточно низкий. Сейчас, по данным IATA на внутреннем рынке бюджетные перевозчики занимают 70%. Тем не менее, на международных маршрутах LCC предлагают со своей стороны всего лишь 24% мест от общего числа.
Самое важное – планируется привлечь огромное количество инвестиций, что даст возможности к росту. Согласно отчету IBEF, ожидается, что к 2027 г. в аэропортовый сектор могут поступить инвестиции на сумму ~$25 млрд. Также планируется увеличивать количество самолетов. Уже упомянутый министр профсоюзов Индии заявляет, что планируется увеличивать их число "на 15%, или от 100 до 110 самолетов в год". По его словам, к 2027 г. в Индии ожидается около 1200 самолетов, а количество аэропортов к 2030 г. может увеличиться до 220 (при 74 аэропортах в 2013 г.).
О проблемах.
Первым стоит отметить, пожалуй, потребность в кадрах, поскольку индустрия авиаперевозок Индии переживает бурный рост. В стране ожидается дефицит пилотов, бортпроводников и инженерно-технического персонала. Может быть, по этой причине доля женщин-пилотов в Индии выросла до 16%, и теперь Индия гордо занимает первое место в мире по этому показателю.
Однако, главным источником риска для авиакомпаний являются высокие цены на авиакеросин. Цена авиакеросина достигла своего максимального рекордного уровня в 141 232,87 рупий за тонну 16 июня после рекордного роста ставок на 16%. Из-за геополитической напряженности между Россией и Украиной цены на авиакеросин в 2022 г. поднимались 11 раз.
В августе цены на топливо снизились, что показало всю важность данного фактора. Снижение цен на топливо на 12% в августе подняло акции авиаперевозчиков. На Бомбейской фондовой бирже (BSE) акции SpiceJet выросли на 18,2% до 46,75 рупий за акцию, в то время как акции IndiGo выросли на 14,48% до 2062,00 рупии за акцию.
Россия из-за санкций стала главным поставщиком нефти в Индию, да и к тому же вынуждена продавать ее с дисконтом в 40%. А что, надо сказать, существенная помощь индийским авиакомпаниям, которые благодаря этому экономят не авиакеросине.
В целом, снижение цен является хорошим предзнаменованием для авиакомпаний, поскольку расходы на топливо составляют около 40% от общих расходов авиакомпаний.
Главные действующие лица авиации Индии
Самое важное, что нужно знать – все индийские авиакомпании являются частными.
IndiGo
IndiGo – крупнейшая авиакомпания в Индии и в Азии и 6-я в мире по объему пассажирских перевозок. Также этот низкобюджетный перевозчик является авиакомпанией №1 в Индии по пунктуальности и удовлетворенности клиентов. Авиакомпания была основана в 2006 г.
Флот авиакомпании состоит из 263 самолетов, средний возраст которых 3,4 года. В парке авиакомпании преобладают самолеты Airbus A320neo и A321neo. Компания осуществляет более 1300 рейсов в день по 99 внутренним и международным направлениям. Недавно IndiGo заказала у Airbus 730 самолетов A320neo/A321neo, что делает ее крупнейшим в мире покупателем этой популярной узкофюзеляжной модели.
SpiceJet
Авиакомпания SpiceJet также является бюджетным перевозчиком и занимает 2-е место в рейтинге индийских авиакомпаний. Компания была основана в 2005 г. И сейчас SpiceJet – самая прибыльная индийская авиакомпания, и вероятно, самая быстрорастущая на сегодняшний день.
В парке авиакомпании насчитывается 75 самолетов: 34 – Boeing 737NG, 12 – Boeing 737 Max 8, и 29 – Dash 8-400. Средний возраст флота 10,3 года. Авиакомпания выполняет 640 рейсов в день по 65 внутренним и международным направлениям. SpiceJet имеет действующий заказ на 150 самолетов Boeing 737 Max разных модификаций.
Air India
Авиакомпания Air India имеет статус национального перевозчика, ранее принадлежала правительству Индии. В декабре прошлого года Tata Sons победила в тендере по приватизации убыточной Air India. В этом году старейшая индийская авиакомпания будет отмечать свое 90-летие. Air India предлагает рейсы по 95 внутренним и 60 международным направлениям. Во флоте у неё 104 самолета: 61 – Airbus A320 Family, 16 – Boeing 777, и 27 – Boeing 787 Dreamliner. Air India не покупала новые самолеты с 2006 г., и сейчас рассматривает заказ на 20 широкофюзеляжных и 300 узкофюзеляжных авиалайнеров для обновления своего парка.
AirAsia India
Эта компания также принадлежит концерну Tata Sons, но AirAsia является молодым игроком на индийском рынке, будучи основанным в 2014 г. AirAsia выполняет более 100 ежедневных рейсов в 22 пункта назначения в Индии. Флот ее состоит из 28 самолетов Airbus A320 со средним возрастом 10,1 года.
Vistara
Air Vistara – популярная индийская авиакомпания, из Нью-Дели. Основана в 2013 г. Является 6-ой по величине в Индии. И тут причастны Tata Sons, которые владеют контрольным пакетом в 51% акций, 49% же принадлежит Singapore Airlines.
Сейчас авиакомпания выполняет 1300 рейсов в неделю по 24 направлениям. Компания оснащена парком из 43 самолетов Airbus A320neo/A321neo и двух Boeing 787 Dreamliner.
Go First
Go First, ранее известная как GoAir - бюджетный перевозчик из деловой столицы Индии Мумбаи, основанная в 2005 г. Компания осуществляет внутренние пассажирские перевозки в Индии, выполняя более 350 рейсов в день по 36 направлениям. В парке 51 самолет Airbus A320neo со средним возрастом 4,1 года.
И этот список можно продолжать. Отдельно стоит отметить нового игрока – лоукостер Akasa Air, который 7 августа только-только совершил свой первый полет. Да и на индийский рынок вновь возвращается Jet Airways, некогда бывшие 2-й по величине авиакомпанией. Так что, судя по всему, на рынке индийских авиаперевозок будет очень жарко. И как хорошо – от этого ведь пассажирам только лучше.
Подводя итог, можно сказать, что Индия – страна парадоксов. Хотя здесь часто бывают забастовки, велика протестная активность, но население показывает высокий уровень доверия правительству и общественным организациям. Может быть, это является залогом успеха, когда на протяжении нескольких десятилетий действуют одни и те же правила, понятные для всех?
А что же Россия? Какой может быть ее участие в бурном развитии авиационной индустрии в Индии?
Кроме топлива, довольно важный фактор – молодые пилоты. Из-за невостребованности на родине, они могут найти свое временное пристанище в Индии, набираясь опыта и взбираясь вверх по карьерной лестнице.
https://bitkogan.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Что там, в Индии?
15 августа Индия отпраздновала 75-ю годовщину независимости страны. Премьер-министр Индии Нарендра Моди отметил в своей 80-минутной речи возросшее мировое значение страны и пообещал энергично работать над тем, чтобы превратить бедную Индию в развитую страну в течение следующих 25 лет.
Надо отметить, что усилия Индии уже вывели первую по численности населения страну (1,4 млрд человек), в ряды ведущих стран в области информационных технологий, фармацевтики, космической науки и гражданской ядерной энергетики. Премьер-министр явно не собирается на этом останавливаться и призывает народ к единству, чтобы двигаться вперед и далее. Однако игнорирует нападки от экспертов и критиков, утверждающих, что с момента прихода к власти Моди в 2014 г., страна все больше отходит от некоторых своих обязательств. Часто слышны обвинения в адрес нынешнего правительства в популизме, в необузданном использовании политической власти, направленном на подрыв демократических свобод, а также в стремлении к возрождению индуистских националистических планов.
Чего реально добилось правительство Моди за последние 8 лет?
С 2014 по 2020 гг. ВВП Индии рос в среднем на 6,8% в год. А за финансовый год, который закончился 31 марта 2022 г., реальный ВВП вырос в годовом исчислении на 8,7%. Но интересно, что темпы роста ВВП оставались точно такими же и на протяжении 10 лет пребывания у власти предыдущего правительства.
Однако, согласно прогнозам, в 2023 г. индийская экономика может стать самой быстрорастущей из крупнейших экономик мира. А индийские фондовые рынки уже смогли показать рост в этом году.
Кстати, нельзя не пройти мимо того забавного факта, что с приходом Моди в стране был взят курс на приватизацию госсобственности. И своими действиями на посту премьер-министра направленными на решение экономических проблем Моди показывает, что руководствуется схожими принципами с великой Маргарет Тэтчер.
Каково положение Индии в глобальном контексте?
В мире сложилась крайне интересная ситуация. На фоне ужесточения политики ФРС и скачка потребительских цен акции и облигации бедных стран в этом году показали падение, и если мировая экономика в дальнейшем попадет в рецессию, то эти акции и облигации могут распродаваться еще больше. Но, именно в странах с развивающейся экономикой существуют противоядия от стагфляции – более быстрый рост, адаптивная политика и доходность с поправкой на инфляцию. И это может открыть возможности во всём – от индийских акций до бразильской валюты и китайских облигаций.
"Стагфляция заставит инвесторов искать очаги роста в мире, и развивающиеся рынки будут первыми в очереди, особенно те, которые более невосприимчивы к ослаблению глобального спроса", - сказал старший экономист Natixis SA. Именно огромные растущие внутренние рынки, которые не только защищают свою экономику от глобальной рецессии, но и извлекают из нее выгоду, будут особенно успешны.
На фоне этого вспоминается долгосрочный прогноз Standard Chartered, сделанный в 2019 г., в котором говорится, что крупнейшими экономиками мира в этом десятилетии станут Индия и Китай, которые покончат с лидерством США и оттеснят американскую экономику на третье место. И хотя множество экспертов высказывают более сдержанную позицию, она все равно выглядит довольно внушительно. Ожидается, что к 2030 г. Индия может стать третьей экономикой мира, что создает новые возможности для инвестиций и торговли.
В частности, далее мы разберем, как все вышеперечисленные тенденции стали драйверами для бурного развития в Индии некогда отсталой авиационной отрасли.
В каком положении находится Индия в плане авиаперевозок?
Сегодня Индия занимает почетное 7 место в мире по величине рынка гражданской авиации, и ожидается, что в ближайшие 10 лет выйдет в тройку лидеров.
Уже с 2014 г. объем внутренних перевозок Индии превзошел показатели Австралии, Японии, Бразилии и России по такому показателю как RPK (Revenue Passenger Kilometers), и на ее долю приходится около 1,5% от общего числа RPK во всей отрасли. Внутренний пассажиропоток в Индии демонстрировал среднегодовой темп роста в 13,4% с 2010 по 2019 гг., в то время как общемировой показатель достигал в среднем лишь 9,3% за этот же период. Согласно прогнозу Федерации индийских торгово-промышленных палат (FICCI), авиа-индустрия Индии к 2040 фин.году по пассажиропотоку вырастет в 6 раз и достигнет 1,1 млрд пассажиров. А министр профсоюзов Индии Джотирадитья Шиндия ожидает, что к 2027 г. в Индии будет перевезено свыше 400 млн путешественников (как внутренних, так и международных).
Главный вывод, который можно сделать из данных цифр – ожидается бурный рост. Если все случится согласно прогнозу, то Индия обгонит Германию, Испанию и Великобританию в следующие 10 лет и станет третьим по величине рынком в мире после Китая и США.
Что происходит в самой индийской авиа-индустрии, чуть детальнее.
Интересно что на рынке авиаперевозок Индии доминирующее положение занимают бюджетные перевозчики (LCC), во многом благодаря тому, что показатель дохода на душу населения в Индии достаточно низкий. Сейчас, по данным IATA на внутреннем рынке бюджетные перевозчики занимают 70%. Тем не менее, на международных маршрутах LCC предлагают со своей стороны всего лишь 24% мест от общего числа.
Самое важное – планируется привлечь огромное количество инвестиций, что даст возможности к росту. Согласно отчету IBEF, ожидается, что к 2027 г. в аэропортовый сектор могут поступить инвестиции на сумму ~$25 млрд. Также планируется увеличивать количество самолетов. Уже упомянутый министр профсоюзов Индии заявляет, что планируется увеличивать их число "на 15%, или от 100 до 110 самолетов в год". По его словам, к 2027 г. в Индии ожидается около 1200 самолетов, а количество аэропортов к 2030 г. может увеличиться до 220 (при 74 аэропортах в 2013 г.).
О проблемах.
Первым стоит отметить, пожалуй, потребность в кадрах, поскольку индустрия авиаперевозок Индии переживает бурный рост. В стране ожидается дефицит пилотов, бортпроводников и инженерно-технического персонала. Может быть, по этой причине доля женщин-пилотов в Индии выросла до 16%, и теперь Индия гордо занимает первое место в мире по этому показателю.
Однако, главным источником риска для авиакомпаний являются высокие цены на авиакеросин. Цена авиакеросина достигла своего максимального рекордного уровня в 141 232,87 рупий за тонну 16 июня после рекордного роста ставок на 16%. Из-за геополитической напряженности между Россией и Украиной цены на авиакеросин в 2022 г. поднимались 11 раз.
В августе цены на топливо снизились, что показало всю важность данного фактора. Снижение цен на топливо на 12% в августе подняло акции авиаперевозчиков. На Бомбейской фондовой бирже (BSE) акции SpiceJet выросли на 18,2% до 46,75 рупий за акцию, в то время как акции IndiGo выросли на 14,48% до 2062,00 рупии за акцию.
Россия из-за санкций стала главным поставщиком нефти в Индию, да и к тому же вынуждена продавать ее с дисконтом в 40%. А что, надо сказать, существенная помощь индийским авиакомпаниям, которые благодаря этому экономят не авиакеросине.
В целом, снижение цен является хорошим предзнаменованием для авиакомпаний, поскольку расходы на топливо составляют около 40% от общих расходов авиакомпаний.
Главные действующие лица авиации Индии
Самое важное, что нужно знать – все индийские авиакомпании являются частными.
IndiGo
IndiGo – крупнейшая авиакомпания в Индии и в Азии и 6-я в мире по объему пассажирских перевозок. Также этот низкобюджетный перевозчик является авиакомпанией №1 в Индии по пунктуальности и удовлетворенности клиентов. Авиакомпания была основана в 2006 г.
Флот авиакомпании состоит из 263 самолетов, средний возраст которых 3,4 года. В парке авиакомпании преобладают самолеты Airbus A320neo и A321neo. Компания осуществляет более 1300 рейсов в день по 99 внутренним и международным направлениям. Недавно IndiGo заказала у Airbus 730 самолетов A320neo/A321neo, что делает ее крупнейшим в мире покупателем этой популярной узкофюзеляжной модели.
SpiceJet
Авиакомпания SpiceJet также является бюджетным перевозчиком и занимает 2-е место в рейтинге индийских авиакомпаний. Компания была основана в 2005 г. И сейчас SpiceJet – самая прибыльная индийская авиакомпания, и вероятно, самая быстрорастущая на сегодняшний день.
В парке авиакомпании насчитывается 75 самолетов: 34 – Boeing 737NG, 12 – Boeing 737 Max 8, и 29 – Dash 8-400. Средний возраст флота 10,3 года. Авиакомпания выполняет 640 рейсов в день по 65 внутренним и международным направлениям. SpiceJet имеет действующий заказ на 150 самолетов Boeing 737 Max разных модификаций.
Air India
Авиакомпания Air India имеет статус национального перевозчика, ранее принадлежала правительству Индии. В декабре прошлого года Tata Sons победила в тендере по приватизации убыточной Air India. В этом году старейшая индийская авиакомпания будет отмечать свое 90-летие. Air India предлагает рейсы по 95 внутренним и 60 международным направлениям. Во флоте у неё 104 самолета: 61 – Airbus A320 Family, 16 – Boeing 777, и 27 – Boeing 787 Dreamliner. Air India не покупала новые самолеты с 2006 г., и сейчас рассматривает заказ на 20 широкофюзеляжных и 300 узкофюзеляжных авиалайнеров для обновления своего парка.
AirAsia India
Эта компания также принадлежит концерну Tata Sons, но AirAsia является молодым игроком на индийском рынке, будучи основанным в 2014 г. AirAsia выполняет более 100 ежедневных рейсов в 22 пункта назначения в Индии. Флот ее состоит из 28 самолетов Airbus A320 со средним возрастом 10,1 года.
Vistara
Air Vistara – популярная индийская авиакомпания, из Нью-Дели. Основана в 2013 г. Является 6-ой по величине в Индии. И тут причастны Tata Sons, которые владеют контрольным пакетом в 51% акций, 49% же принадлежит Singapore Airlines.
Сейчас авиакомпания выполняет 1300 рейсов в неделю по 24 направлениям. Компания оснащена парком из 43 самолетов Airbus A320neo/A321neo и двух Boeing 787 Dreamliner.
Go First
Go First, ранее известная как GoAir - бюджетный перевозчик из деловой столицы Индии Мумбаи, основанная в 2005 г. Компания осуществляет внутренние пассажирские перевозки в Индии, выполняя более 350 рейсов в день по 36 направлениям. В парке 51 самолет Airbus A320neo со средним возрастом 4,1 года.
И этот список можно продолжать. Отдельно стоит отметить нового игрока – лоукостер Akasa Air, который 7 августа только-только совершил свой первый полет. Да и на индийский рынок вновь возвращается Jet Airways, некогда бывшие 2-й по величине авиакомпанией. Так что, судя по всему, на рынке индийских авиаперевозок будет очень жарко. И как хорошо – от этого ведь пассажирам только лучше.
Подводя итог, можно сказать, что Индия – страна парадоксов. Хотя здесь часто бывают забастовки, велика протестная активность, но население показывает высокий уровень доверия правительству и общественным организациям. Может быть, это является залогом успеха, когда на протяжении нескольких десятилетий действуют одни и те же правила, понятные для всех?
А что же Россия? Какой может быть ее участие в бурном развитии авиационной индустрии в Индии?
Кроме топлива, довольно важный фактор – молодые пилоты. Из-за невостребованности на родине, они могут найти свое временное пристанище в Индии, набираясь опыта и взбираясь вверх по карьерной лестнице.
https://bitkogan.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу