Санкции и параллельный импорт ускорили развитие российской онлайн-торговли » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Санкции и параллельный импорт ускорили развитие российской онлайн-торговли

Официально в I квартале 2022 года рост объёма продаж составил 98%, но реальная цифра ещё выше
6 сентября 2022 Открытие | Открытый журнал Скворцов Дмитрий
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), всего в I полугодии 2022 г. через интернет на российских и зарубежных площадках было совершено покупок на 2,3 трлн руб., то есть рост на 43% год к году. Из этой суммы на зарубежных площадках россияне потратили 100 млн руб., а на отечественных — 2,2 трлн руб., рост на 50% год к году.

По доле интернет-продаж в общем объёме розничного товарооборота Россия в 2021 г. оказалась на седьмом месте (14,6%) сразу после США (15%).

Санкции и параллельный импорт ускорили развитие российской онлайн-торговли

Рис. 1. Рейтинг стран по доле интернет-торговли в общем объёме розничных продаж. Источник: tadviser.ru

В прошлом году рост онлайн-продаж был немного меньше (33%).


Рис. 2. Доля онлайн-продаж в розничной торговле. Источник: comnews.ru

При этом рост объёмов интернет-торговли происходит более быстрыми темпами, т.к. общий объём розничной торговли тоже растёт.


Рис. 3. Объёмы интернет-торговли в России. Источник: datainsight.ru

Поступательный рост интернет-торговли подстёгивают различные потрясения, которые нарушают привычный образ жизни. Но если в период пандемии в условиях ограничения работы обычных магазинов рост онлайн-продаж был естественным, то нынешняя ситуация заслуживает отдельного анализа.

Чем обусловлено увеличение онлайн-продаж в 2022 году?
В январе 2022 г. трансграничная торговля, по сравнению с показателями 2021 г., демонстрировала уверенный рост на 67%, в феврале — замедление до 28%, а в марте она ушла в минус на 55%. На внутреннем рынке сложилась другая ситуация: в январе был рост на 50%, в феврале — на 64%, а в марте — уже на 77%.

Очевидно, что такой аномальный рост внутреннего рынка электронной коммерции вызван большими переменами в сегодняшней реальности: введение санкций, невозможность банковских транзакций с рядом государств свели практически к нулю покупки на зарубежных площадках, — сказал президент АКИТ Артём Соколов. — И вместе с этим возникли панические настроения покупателей и ажиотажный спрос на ряд товарных категорий.


Невозможность оплаты картами российских банков серьёзно отразилась на трансграничной интернет-торговле. Что касается онлайн-торговли внутри страны, то стимулами для её ускоренного роста стали перебои с поставками импортных товаров и вызванное этим сокращение ассортимента в розничной торговле офлайн. Не находя нужного товара в магазине, покупатели начинали искать его в интернете.

Кроме того, IKEA, которая заявила о закрытии своего бизнеса в России, устроила интернет-распродажу складских запасов. При этом наблюдался ажиотажный спрос со стороны покупателей, стремившихся купить впрок товары, которые вскоре станут недоступными.

Закрытие официальных дистрибьюторов ушедших из России западных брендов и налаживание параллельного импорта стало ещё одним источником роста интернет-торговли. Предприниматели, которые занимаются параллельным импортом, не спешат вкладываться в открытие фирменных торговых точек. Кроме того, их останавливают серьёзные стартовые расходы, на которые у многих просто нет денег, а также опасения, что ситуация быстро вернётся в нормальное русло и производители начнут бороться с неофициальными продажами своих товаров. Наконец, в интернете проще развернуть рекламную кампанию и привлечь необходимое количество покупателей за счёт того, что торговля идёт не в отдельном населённом пункте, а по всей России.

В каких регионах онлайн-торговля показала наибольший рост?
Пока популярность онлайн-торговли в стране в разных регионах неодинакова в силу более высокой технологической оснащённости и дефицита времени на хождение по магазинам в более крупных городах.


Региональные продажи российских маркетплейсов в I полугодии 2022 г. Источник: akit.ru


Трансграничные онлайн-покупки в российских регионах в I полугодии 2022 г. Источник: akit.ru

Доля первой десятки регионов в общем объёме трансграничных онлайн-покупок меньше, чем в объёме покупок на российских интернет-площадках. Возможно, что такой эффект дают покупки дешёвых товаров на AliExpress покупателями из региональной глубинки, в то время как более обеспеченные жители крупных городов делают выбор в пользу известных брендов, которые присутствуют и у российских онлайн-продавцов. Определённую роль также может играть то, что жители мегаполисов более требовательны к возможности возврата и обмена товаров. Это приобретает особенное значение при покупках через интернет одежды, обуви и аксессуаров.

Лидеры роста и новички e-commerce

Ведущие российские интернет-маркетплейсы — Wildberries, Ozon (OZON), AliExpress, «Яндекс.Маркет» (YNDX), Citilink, DNS, «М.Видео» и «Эльдорадо» (MVID), «СберМегаМаркет», Lamoda.

По данным Data Insight, три ведущие площадки контролируют 37% совокупного объёма интернет-продаж, а на долю первой десятки приходится почти 60% рынка, против 46% пять лет назад.

К 2025 г. в АКИТ прогнозируют как минимум удвоение продаж по отношению к 2021 г., до 8,2–8,5 трлн руб. Но при столь невероятных темпах роста ни один из онлайн-магазинов России не может похвастаться стабильным и значительным денежным потоком. Однако подобные результаты демонстрировали и западные лидеры рынка. Например, Amazon потребовалось 25 лет, чтобы показывать хоть какую-то прибыль, и лишь в 2018 г. компания вышла на осязаемые уровни доходов, которые соответствовали её капитализации.

Несмотря на увеличивающийся отрыв ведущих участников рынка, продолжается рост количества юридических лиц, специализирующихся на интернет-торговле. По данным IT-компании OFD.ru, число индивидуальных предпринимателей возросло почти на 2700 (всего на сегодня в e-commerce 33 706 ИП), а число ООО — на 1149 (всего 27 096).

Но надо учитывать, что АКИТ объединяет в основном компании, которые специализируются на онлайн-продажах. Между тем тенденцией последнего времени стало появление сервисов продаж через интернет у компаний, занимающихся мелкооптовой и розничной торговлей. Такой подход получает всё большее распространение и в торговле стройматериалами, сантехникой, мебелью, спорттоварами, а также товарами для туризма. Онлайн-продажи позволяют увеличить количество клиентов за счёт других регионов и расширить ассортимент товаров, не вкладываясь в расширение торговых площадей.

При этом пока неясно, насколько рост таких не учитываемых статистикой онлайн-продаж отстаёт или опережает данные по росту оборота маркетплейсов, которые специализируются на интернет-торговле.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter