12 сентября 2022 CNBC
Метавселенная в свободном смысле определяется как следующая итерация интернета, существующая как виртуальный мир, в котором люди взаимодействуют через трехмерные аватары. Шумиха вокруг метавселенной охватила бизнес-индустрию около года назад. Но, по крайней мере, в Соединенных Штатах она не обретает большую популярность, на которые рассчитывали такие компании, как Facebook*.
В прошлом году гигант социальных сетей даже сменил свое название на Meta Platforms (META)*. Однако за 2022 год акции компании упали более чем на 50%. Для сравнения, индекс Nasdaq сократился на 24%.
Китай сталкивается с теми же проблемами, что и Соединенные Штаты. Но развитие метавселенной в азиатской стране переживает собственные непростые времена, связанные по большей части с жестким контролем со стороны регулирующих органов. Криптовалюты, являющиеся основным элементом метавселенной за пределами Китая, также запрещены внутри страны.
Тем не менее, по мнению аналитиков, некоторые китайские интернет-компании могут заработать на определенных отраслевых тенденциях, вызванных развитием метавселенной.
Лучшие компании
Эксперты JPMorgan советуют обратить внимание на нескольких игроков. В первую очередь это такие гиганты, как Tencent (TCEHY), NetEase (NTES) и Bilibili (BILI). Также в список потенциальных бенефициаров попали Agora (API), China Mobile и Sony (SONY).
Вывод JPMorgan основан на конкурентных преимуществах этих игроков в конкретных аспектах метавселенной, таких как игры и социальные сети.
«Развитие мобильного интернета и искусственного интеллекта за последние 5-10 лет говорит о том, что конкурентное преимущество компании в одной из частей технологической экосистемы зачастую более важно для определения долгосрочного создания стоимости для акционеров, чем то, в каком секторе экосистемы работает компания», – говорится в отчете аналитика Дэниела Чена и его команды.
Вот два основных способа, которыми компании могут зарабатывать деньги по мере развития метавселенной, считают аналитики.
Игры и интеллектуальная собственность
По самому оптимистичному сценарию JPMorgan, китайский рынок онлайн-игр вырастет почти в три раза до $131 млрд с $44 млрд.
Tencent и NetEase ведут сильный игровой бизнес и развивают партнерские отношения с мировыми лидерами индустрии, говорят аналитики.
Например, Tencent владеет долей в компании Roblox, занимающейся созданием виртуального мира, а NetEase сотрудничает с Warner Bros в создании мобильной игры на тему Гарри Поттера, отмечается в отчете.
Цифровизация бизнеса и потребления
По словам аналитиков, «метавселенная, вероятно, приведет к тому, что пользователи начнут проводить в цифровом мире в два раза больше времени» по сравнению с нынешним средним показателем в 6,6 часа. Они также ожидают, что компании смогут получать больше прибыли на одного интернет-пользователя.
По оценкам JPMorgan, общий объем рынка бизнес-услуг и программного обеспечения в Китае в метавселенной достигнет $27 млрд, а дигатиализация потребления товаров и услуг в офлайне – $4 трлн.
Если говорить про сферу бизнес-услуг, NetEase уже имеет систему виртуальных конференц-залов под названием Yaotai, а Tencent управляет приложением для видеоконференций Tencent Meeting, отмечается в отчете.
Tencent также может похвастаться «богатым опытом управления крупнейшей в Китае социальной сетью Weixin». Также компания способна извлечь выгоду из продажи виртуальных товаров на платформе, считают аналитики.
Аналогичным образом, «высокая вовлеченность пользователей Bilibili позволит компании в долгосрочной перспективе использовать богатый потенциал монетизации в [услугах с добавленной стоимостью]/продаже виртуальных товаров», отмечают эксперты.
По их словам, приложение является «главной развлекательной платформой» для китайцев в возрасте 35 лет и младше – в первом квартале каждый пользователь проводил на платформе в среднем 95 минут в день.
Хотя в целом правительство Китая пытается всеми способами ограничивать время, которое подростки проводят за видеоиграми, некоторые местные власти объявили о планах по развитию метавселенной.
Препятствия, которые необходимо преодолеть
Однако остается неясным, насколько практичными будут такие усилия с точки зрения бизнеса.
Аналитики JPMorgan описали ряд других проектов, реализуемых в Китае, таких как виртуальный мир XiRang от Baidu, а также разработки в области виртуальной реальности от компаний iQiyi, NetEase и Bilibili.
По словам аналитиков, устройства виртуальной реальности в настоящее время слишком неудобны для длительного использования, а возможности облачных вычислений остаются ограниченными.
«Мы считаем, что для достижения «идеальной формы» метавселенной потребуются десятилетия, – сказали аналитики. – Хотя, по нашему мнению, [общий целевой рынок] метавселенной огромен, мы полагаем, что существуют различные технологические препятствия, которые необходимо преодолеть».
*Социальная сеть Facebook признана экстремисткой в РФ, принадлежат компании Meta, запрещенной в РФ.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
