Бюджетные риски возрастают » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Бюджетные риски возрастают

21 сентября 2022 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Сегодня глава правительства РФ Михаил Мишустин на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам назвал несколько проектировок на ближайшую 3-летку (2023-25 гг). По его словам, послезавтра документы по проекту бюджета будут рассмотрены на заседании Правительства. А до 1 октября правительство в этом году должно внести проект бюджета в Госдуму (по закону обычно это должно происходить до 15 сентября).

Озвученные Мишустиным цифры показывают, что теперь дефицит федерального бюджета на 2023-24 гг планируются выше, чем в июньских проектировках. Так, в 2023 г ожидаются доходы примерно 26 трлн руб (учитывая предложения по дополнительным доходам, которые были проработаны в соответствии с поручением В. Путина), расходы – около 29 трлн руб. Таким образом, бюджетный дефицит составит около 3 трлн руб (2% ВВП против 1,1% ВВП, ожидавшихся в июне). На 2024 г теперь планируется дефицит 1,4% ВВП (0,9% ВВП в июньском прогнозе). В 2025 г предполагается снижение бюджетного дефицита до 0,7% ВВП (что близко к июньскому прогнозу 0,8% ВВП).

Как пишет "Коммерсантъ", на заседании правительственной комиссии планировалось обсудить дополнительное увеличение нефтегазовых налогов (НДПИ, экспортные пошлины). По оценкам источников газеты, в совокупности с экспортной пошлиной на уголь и удобрения все эти предложения могут принести бюджету в 2023 году 1,4 трлн руб. дополнительных доходов, а в целом за трехлетку - 3,15 трлн руб.

Профицит бюджета, % ВВП

Бюджетные риски возрастают


По словам Мишустина, дефицит бюджета планируется финансировать за счет заимствований, не расходуя средства ФНБ. Бюджетная политика планируется "в логике бюджетного правила", но в переходный период на 2023-24 гг расходы будут выше на 2,9 трлн руб и на 1,6 трлн руб., соответственно. Как считает Мишустин, это "позволит обеспечить более активную поддержку экономики в период адаптации и перестройки хозяйственных связей, с одной стороны, а с другой стороны, будет содействовать устойчивому развитию и структурным изменениям на среднесрочном горизонте, сохранению доверия к проводимой государством макроэкономической политике".

На наш взгляд, новость о существенном увеличении планового дефицита бюджета в 2023-24 гг, финансируемого за счет заимствований, оказывает давление на рынок госдолга, вызвав заметный рост доходностей. Кроме того, вероятно, она будет учтена ЦБ при принятии решений по ключевой ставке – до сих пор ЦБ учитывал июньские проектировки Минфина. Как сказала в пятницу г-жа Набиуллина, "бюджетный дефицит, наряду с кредитом экономике, является каналом создания денег. Чем больше денег поступает в экономику по бюджетному каналу, тем меньше пространства для сбалансированного роста кредита экономике - того роста, который не создает избыточного инфляционного давления. И сдерживать рост этого кредита для обеспечения низкой устойчивой инфляции мы будем вынуждены через более высокую ставку". О долгосрочном сдвиге бюджетной политике в сторону более мягкой пока речи нет (сдвиг планируется на 2023-24 гг), поэтому на долгосрочную нейтральную ставку ЦБ (5-6%) это возможно и не повлияет, но в эти годы ЦБ может быть вынужден поддерживать более высокий уровень ключевой ставки, чем закладывалось в базовом сценарии проекта ОНЕГДКП.

При этом даже обсуждаемые параметры бюджета могут оказаться под риском с учетом ухудшающегося геополитического фона. Решения ДНР-ЛНР, части Херсонской и Запорожской областей немедленно провести референдумы о присоединении к России, принятие Госдумой сразу во втором и третьем чтениях поправки о введении в УК понятий "мобилизация" и "военное положение" создают риск развития ситуации по сценарию, когда военные действия на Украине выйдут за рамки специальной военной операции. С точки зрения экономики это может означать дальнейшее разрастание военных расходов и перевод экономики на мобилизационный режим, а также необходимость нести расходы на восстановление экономики новых регионов и социальное обеспечение жителей. Кроме того, референдумы увеличивают вероятность новых санкций и/или ужесточения режима по уже действующим санкционным пакетам, что может негативно отразиться на состоянии экономики и доходах бюджета. Увеличение налогов может затормозить восстановление экономической активности.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter