21 сентября 2022 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Сегодня глава правительства РФ Михаил Мишустин на заседании Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам назвал несколько проектировок на ближайшую 3-летку (2023-25 гг). По его словам, послезавтра документы по проекту бюджета будут рассмотрены на заседании Правительства. А до 1 октября правительство в этом году должно внести проект бюджета в Госдуму (по закону обычно это должно происходить до 15 сентября).
Озвученные Мишустиным цифры показывают, что теперь дефицит федерального бюджета на 2023-24 гг планируются выше, чем в июньских проектировках. Так, в 2023 г ожидаются доходы примерно 26 трлн руб (учитывая предложения по дополнительным доходам, которые были проработаны в соответствии с поручением В. Путина), расходы – около 29 трлн руб. Таким образом, бюджетный дефицит составит около 3 трлн руб (2% ВВП против 1,1% ВВП, ожидавшихся в июне). На 2024 г теперь планируется дефицит 1,4% ВВП (0,9% ВВП в июньском прогнозе). В 2025 г предполагается снижение бюджетного дефицита до 0,7% ВВП (что близко к июньскому прогнозу 0,8% ВВП).
Как пишет "Коммерсантъ", на заседании правительственной комиссии планировалось обсудить дополнительное увеличение нефтегазовых налогов (НДПИ, экспортные пошлины). По оценкам источников газеты, в совокупности с экспортной пошлиной на уголь и удобрения все эти предложения могут принести бюджету в 2023 году 1,4 трлн руб. дополнительных доходов, а в целом за трехлетку - 3,15 трлн руб.
Профицит бюджета, % ВВП
По словам Мишустина, дефицит бюджета планируется финансировать за счет заимствований, не расходуя средства ФНБ. Бюджетная политика планируется "в логике бюджетного правила", но в переходный период на 2023-24 гг расходы будут выше на 2,9 трлн руб и на 1,6 трлн руб., соответственно. Как считает Мишустин, это "позволит обеспечить более активную поддержку экономики в период адаптации и перестройки хозяйственных связей, с одной стороны, а с другой стороны, будет содействовать устойчивому развитию и структурным изменениям на среднесрочном горизонте, сохранению доверия к проводимой государством макроэкономической политике".
На наш взгляд, новость о существенном увеличении планового дефицита бюджета в 2023-24 гг, финансируемого за счет заимствований, оказывает давление на рынок госдолга, вызвав заметный рост доходностей. Кроме того, вероятно, она будет учтена ЦБ при принятии решений по ключевой ставке – до сих пор ЦБ учитывал июньские проектировки Минфина. Как сказала в пятницу г-жа Набиуллина, "бюджетный дефицит, наряду с кредитом экономике, является каналом создания денег. Чем больше денег поступает в экономику по бюджетному каналу, тем меньше пространства для сбалансированного роста кредита экономике - того роста, который не создает избыточного инфляционного давления. И сдерживать рост этого кредита для обеспечения низкой устойчивой инфляции мы будем вынуждены через более высокую ставку". О долгосрочном сдвиге бюджетной политике в сторону более мягкой пока речи нет (сдвиг планируется на 2023-24 гг), поэтому на долгосрочную нейтральную ставку ЦБ (5-6%) это возможно и не повлияет, но в эти годы ЦБ может быть вынужден поддерживать более высокий уровень ключевой ставки, чем закладывалось в базовом сценарии проекта ОНЕГДКП.
При этом даже обсуждаемые параметры бюджета могут оказаться под риском с учетом ухудшающегося геополитического фона. Решения ДНР-ЛНР, части Херсонской и Запорожской областей немедленно провести референдумы о присоединении к России, принятие Госдумой сразу во втором и третьем чтениях поправки о введении в УК понятий "мобилизация" и "военное положение" создают риск развития ситуации по сценарию, когда военные действия на Украине выйдут за рамки специальной военной операции. С точки зрения экономики это может означать дальнейшее разрастание военных расходов и перевод экономики на мобилизационный режим, а также необходимость нести расходы на восстановление экономики новых регионов и социальное обеспечение жителей. Кроме того, референдумы увеличивают вероятность новых санкций и/или ужесточения режима по уже действующим санкционным пакетам, что может негативно отразиться на состоянии экономики и доходах бюджета. Увеличение налогов может затормозить восстановление экономической активности.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter
Озвученные Мишустиным цифры показывают, что теперь дефицит федерального бюджета на 2023-24 гг планируются выше, чем в июньских проектировках. Так, в 2023 г ожидаются доходы примерно 26 трлн руб (учитывая предложения по дополнительным доходам, которые были проработаны в соответствии с поручением В. Путина), расходы – около 29 трлн руб. Таким образом, бюджетный дефицит составит около 3 трлн руб (2% ВВП против 1,1% ВВП, ожидавшихся в июне). На 2024 г теперь планируется дефицит 1,4% ВВП (0,9% ВВП в июньском прогнозе). В 2025 г предполагается снижение бюджетного дефицита до 0,7% ВВП (что близко к июньскому прогнозу 0,8% ВВП).
Как пишет "Коммерсантъ", на заседании правительственной комиссии планировалось обсудить дополнительное увеличение нефтегазовых налогов (НДПИ, экспортные пошлины). По оценкам источников газеты, в совокупности с экспортной пошлиной на уголь и удобрения все эти предложения могут принести бюджету в 2023 году 1,4 трлн руб. дополнительных доходов, а в целом за трехлетку - 3,15 трлн руб.
Профицит бюджета, % ВВП
По словам Мишустина, дефицит бюджета планируется финансировать за счет заимствований, не расходуя средства ФНБ. Бюджетная политика планируется "в логике бюджетного правила", но в переходный период на 2023-24 гг расходы будут выше на 2,9 трлн руб и на 1,6 трлн руб., соответственно. Как считает Мишустин, это "позволит обеспечить более активную поддержку экономики в период адаптации и перестройки хозяйственных связей, с одной стороны, а с другой стороны, будет содействовать устойчивому развитию и структурным изменениям на среднесрочном горизонте, сохранению доверия к проводимой государством макроэкономической политике".
На наш взгляд, новость о существенном увеличении планового дефицита бюджета в 2023-24 гг, финансируемого за счет заимствований, оказывает давление на рынок госдолга, вызвав заметный рост доходностей. Кроме того, вероятно, она будет учтена ЦБ при принятии решений по ключевой ставке – до сих пор ЦБ учитывал июньские проектировки Минфина. Как сказала в пятницу г-жа Набиуллина, "бюджетный дефицит, наряду с кредитом экономике, является каналом создания денег. Чем больше денег поступает в экономику по бюджетному каналу, тем меньше пространства для сбалансированного роста кредита экономике - того роста, который не создает избыточного инфляционного давления. И сдерживать рост этого кредита для обеспечения низкой устойчивой инфляции мы будем вынуждены через более высокую ставку". О долгосрочном сдвиге бюджетной политике в сторону более мягкой пока речи нет (сдвиг планируется на 2023-24 гг), поэтому на долгосрочную нейтральную ставку ЦБ (5-6%) это возможно и не повлияет, но в эти годы ЦБ может быть вынужден поддерживать более высокий уровень ключевой ставки, чем закладывалось в базовом сценарии проекта ОНЕГДКП.
При этом даже обсуждаемые параметры бюджета могут оказаться под риском с учетом ухудшающегося геополитического фона. Решения ДНР-ЛНР, части Херсонской и Запорожской областей немедленно провести референдумы о присоединении к России, принятие Госдумой сразу во втором и третьем чтениях поправки о введении в УК понятий "мобилизация" и "военное положение" создают риск развития ситуации по сценарию, когда военные действия на Украине выйдут за рамки специальной военной операции. С точки зрения экономики это может означать дальнейшее разрастание военных расходов и перевод экономики на мобилизационный режим, а также необходимость нести расходы на восстановление экономики новых регионов и социальное обеспечение жителей. Кроме того, референдумы увеличивают вероятность новых санкций и/или ужесточения режима по уже действующим санкционным пакетам, что может негативно отразиться на состоянии экономики и доходах бюджета. Увеличение налогов может затормозить восстановление экономической активности.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter