Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО


23 сентября 2022
Побывал на профессиональной конференции одного из крупнейших рекламных агентств России. Кстати, оно, будучи дочкой зарубежной корпорации, тоже локализовалось и ребрендингнулось — из Dentsu в Okkam.

Коротко расскажу, что в этом году случилось на рынке интернет-рекламы после начала СВО. А тут была отдельная кибербойня.

Это один из самых высокотехнологичных рынков, который был плотно завязан на западные технологии. В начале года в ряду крупнейших игроков были Meta* и Google, с которыми жестко конкурировали Яндекс, VK и другие отечественные интернет-компании. В этом плане российский рынок — уникальный. Почти во всем мире в этой сфере господствуют только американские медиагиганты.

Итак, с началом СВО развернулись «боевые действия» и в интернет-пространстве. В феврале-марте шли непрерывные кибератаки на российские сайты, а западные рекламные системы наводнили рекламные кампании с призывами выходить на митинги, протестовать против войны, с фотографиями пленных российских солдат… Заказчики сидели сами понимаете где.

Итогом стал уход с российского рынка западных IT-гигантов и крупных брендов с их рекламными бюджетами.

🤜 Соцсети Meta* (Facebook и Instagram) были заблокированы с обвинением в экстремизме. Рекламный бизнес полностью прекратился.

🤜 Также полностью остановился в России рекламный бизнес Google.

🤜 Не обновляется контент в TikTok (Bytedance).

🤜 Из-за санкций со стороны США западные компании не могут вести бизнес в России.

🤜 Затем начался исход крупных брендов из России, и как результат — сокращение рекламных бюджетов.

🤜 Осенью отрасль попала под очередной удар со стороны государства — заработал закон о маркировке рекламы.

Но не все так плохо. Даже в этой отрасли идет активное импортозамещение.

Подробнее и со слайдами.

В 2022 году происходит одно из сильнейших падений рынка, возврат к 2018 году (-17,5%).

В 2009 году рынок упал сильнее (на 28%).

ТВ и Интернет хорошо переживают падение.

Яндекс и VK растут темпами больше 20%, замещая Meta* и Google.

Огромные новые игроки (Озон, Wildberries, Авито).

Основа роста — малый и средний бизнес + государство.

Рынок крупного бизнеса падает сильнее (25%).

Как изменился медиа-ландшафт.

Что произошло с рынком интернет-рекламы после начала СВО


Как не в себя растут маркетплейсы и ритейл. Маркетплейсы называют новыми медиа.




Главный вызов рынку — уход западных технологий. Ушли крупнейшие вендоры, порушились стеки технологий, резко упало качество измерений.

Из плюсов — активно обратили внимание на отечественные маркетинговые технологические стартапы и решения.



Добавлю от себя: проблема еще и в жестком регулировании среды на западе, где в защиту пользователей вводятся жесткие законы, ограничивающие сбор персональных данных.

С российского рекламного рынка ушли крупные бренды и агентства… Но на их смену пришли тысячи новых заказчиков! Активно подтягивается малый и средний бизнес.



Куда делись пользователи?

Обрушение аудиторий Facebook и Instagram не привело к такому же резкому росту пользователей в отечественных соцсетях, хотя рост есть.

Главный победитель гонки за переток — Telegram.

Youtube — отсутствие рекламной монетизации практически никак не повлияло на контента. Креаторы продолжают его создавать.




С 1 сентября в России заработали поправки к закону о рекламе. Теперь все участники рынка (рекламодатели, агентства, площадки и даже малипусенькие блогеры) должны маркировать всю интернет-рекламу и отчитываться перед государством о каждом размещении.

Закон вышел сырой, с непонятками, технологического стека для его его реализации толком пока нет. Все лепится на ходу.

Закон готовился для удара по западным интернет-гигантам, но те свернули свою деятельности, и в итоге расхлебывать приходится соотечественникам.

Итогом должна стать прозрачность рекламного рынка для государства (в том числе налоговой) рекламного рынка, на котором было много серых схем и денег мимо кассы. Но главное опасение, что отрасль может подпасть крыло госкорпорации.

Такие дела.

* — признана в России экстремистской организацией и запрещена.
(C) Источник

При копировании ссылка обязательна | Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
Поддержите нас - ссылаясь на материалы и приводя новых читателей
Нашли ошибку: выделите и Ctrl+Enter