Стальные ограничения. Как санкции влияют на металлургический сектор? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Стальные ограничения. Как санкции влияют на металлургический сектор?

3 октября 2022 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Первый пакет санкций ЕС, принятый в марте 2022-го, включал в себя запрет на импорт некоторых видов стальной продукции, в частности, горячего, холодного и сортового проката, а также труб.

Санкции уже привели к снижению производства стали в России. По данным World Steel Association, за январь-август 2022-го в стране было выпущено 48,9 млн тонн стали, что на 5,8% меньше аналогичного периода прошлого года.

Президент РФ Владимир Путин назвал санкции против российских металлургов «откровенным проявлением недобросовестной конкуренции» и попыткой «сдержать российский бизнес и переделить рынки в свою пользу».

Как пишет «РБК» со ссылкой на Минпромторг, из-за санкций металлургам необходимо переориентировать экспорт 7 млн тонн продукции в год. Основными направлениями для переориентации считаются Евразийский экономический союз (ЕАЭС), СНГ, Турцию, государства Латинской Америки, Африки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Однако рост мощностей по производству стали в Азии и на Ближнем Востоке затруднит перенаправление стали на восток.

Алексей Калачев, аналитик ФГ «Финам», отмечает, что в обсуждении нового пакета санкций говорится о запрете импорта из России «ряда изделий из стали». При этом речь может идти либо о более узких группах металлопродукции, например, о ферросплавах, либо о запрете импорта полуфабрикатов.

По словам эксперта, в первом случае металлургия в целом будет не так сильно затронута, поскольку запрет будет касаться менее значимых по сравнению с прокатом объемов. Будет хуже, если запрет распространят на полуфабрикаты – это самая крупная часть российского металлургического экспорта.

«В этом случае более прочих может пострадать НЛМК, до сих пор мало затронутый санкциями. НЛМК имеет собственные прокатные мощности в ЕС, куда поставляет стальные слябы. Эти поставки могут оказаться под запретом, НЛМК потеряет часть экспорта слябов, в то же время вырастут затраты на обеспечение работы европейских заводов компании», - говорит аналитик.

По словам Калачева, сталелитейные компании в целом оказались в худшем положении среди других отраслей под прямым и косвенным негативным воздействием санкций. Производители теряют экспортные рынки и сокращают объемы. Внутренний спрос снизился, а правительство закладывает длительные сроки восстановления в проект программы развития отрасли. Завышенный курс рубля и рост транспортных затрат снижают рентабельность экспорта, а рост налоговой нагрузки не стимулирует производство.

Цветные металлы под ударом

В конце сентября стало известно, что Лондонская биржа металлов (LME) допускает возможность введения санкций на российские металлы. Так, под запрет могут попасть их поставки и отгрузки на склады биржи.

Алексей Калачев обращает внимание, что на цветные металлы из России санкции не вводились, а их угроза, пока еще только потенциальная, подняла котировки металлов на LME, создав нервозность по поводу сокращения металлов на складах биржи.

По мнению эксперта, сама по себе такая блокировка не мешает осуществлять прямую поставку металлов покупателям по ценам LME (плюс премия или минус дисконт). После того, как LME некоторое время назад подняла тарифы на хранение на своих складах, металлурги ими не особенно пользуются. Речь, собственно, о другом. Как пишет Bloomberg, Лондон опасается, что российские металлурги могут использовать поставку на биржевые склады в случае отказов покупателей от контрактов с ними.

«Между тем, насколько известно, в ЕС пока не обсуждаются идеи запретить импорт российского алюминия, меди и никеля. Исключить этого, конечно, нельзя, особенно после присоединения Россией новых территорий, но пока этакого запрета нет даже в проекте. По моему мнению, реакция рынков цветных металлов на информацию Bloomberg несколько преувеличена», - добавляет он.

Калачев подчеркивает, что в этой ситуации рост цен скорее выгоден «Норникелю» и «РУСАЛу», которые пока не находятся под санкциями. Особенно «РУСАЛу».

«Когда несколькими днями ранее цены на алюминий опускались ниже $2100 за тонну, это ставило под большой вопрос операционную рентабельность компании. По результатам полугодия «РУСАЛ» показал среднюю себестоимость производства первичного алюминия на уровне $2028 на тонну.

В случае введения реальных запретов компании постараются перенаправить экспорт в сторону Юго-Восточной Азии, Северной Африки, в Турцию, страны ЕАЭС. Не исключено, кстати, что с целью дальнейшего реэкспорта в ту же Европу», - резюмирует он.

Минфин ослабит фискальную нагрузку на металлургов

Минфин решил ослабить налоговую нагрузку на пострадавший сталелитейный сектор, который потерял европейский рынок и столкнулся со сложностями в переориентации экспорта. Как пишет «Коммерсант», цена отсечения при взимании акциза на сталь будет увеличена до 30 тыс. рублей за тонну вместо прежних $300 задним числом с 1 августа. При этом планируется увеличение нагрузки на угольный сектор: введение экспортных пошлин и увеличение НДПИ на уголь, что позволит собрать с отрасли дополнительно 30 млрд рублей в год.

Евгений Коган, инвестбанкир и профессор НИУ ВШЭ, отмечает, что ситуация не из легких, поскольку необходимо покрыть дефицит бюджета и не разрушить маржинальность компаний.

«Металлурги начинают получать первые послабления, угольщики - наоборот; вероятно, это связано с тем, что исторически они ориентированы на восток и срочной переориентации как таковой не нужно. Кроме того, благоприятная рыночная конъюнктура, которая складывалась в начале года, также сыграла свою роль», - прокомментировал эксперт.

По мнению Алексея Калачева, поддержать металлургов в этой ситуации могли бы снижение налоговой нагрузки, субсидирование экспорта в восточном и южном направлении, активизация в машиностроении, строительстве и инфраструктурных проектах, а также, видимо, оборонный заказ.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter