Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Будущее европейской энергетики без российского газа в пяти графиках » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Будущее европейской энергетики без российского газа в пяти графиках

4 октября 2022 Bloomberg
Сокращение спроса — обязательно. Импорт СПГ поможет Европе пережить зиму. Строительство возобновляемых источников энергии должно ускориться, чтобы соответствовать амбициям.

Недавнее повреждение газопровода «Северный поток» — еще один поворот в саге об энергетическом кризисе в Европе. Обвинения в саботаже, свободно циркулирующие между Россией и Западом, резко контрастируют с ограниченными поставками природного газа.

Хотя ни один из трубопроводов не транспортирует газ на континент активно, повреждения ниток трубопроводов усугубляют все более напряженное противостояние — даже в Европе, поскольку политики обдумывают, как именно вмешаться, чтобы смягчить давление высоких цен на и подготовиться к зиме без российского газа.

Вот пять диаграмм от BloombergNEF, отражающих перспективы Европы.

1. Нет России, нет проблемы?
В последние месяцы Россия сократила поставки газа в Европу, а потоки по ключевому газопроводу «Северный поток-1» были остановлены с конца августа. На фоне перспективы того, что Кремль полностью перекроет краны, Европа сталкивается с вопросом, хватит ли ей газа, чтобы пережить предстоящую зиму.

Вопреки широко распространенным опасениям надвигающегося дефицита, регион, похоже, сможет выдержать прекращение поставок газа из России, если — а это большое «если» — повышенные цены приведут к значительному снижению спроса, а также позволят привлечь высокую долю спорадических потоков сжиженного природного газа.

Будущее европейской энергетики без российского газа в пяти графиках


Согласно базовому сценарию BNEF, общий спрос на газ в «европейском периметре» («регионе») — Северо-Западной Европе, Италии и Австрии — может быть примерно на 17% ниже, чем в среднем за 2016–2020 годы, если погода будет соответствовать 10-летней норме. При таком уровне сокращения спроса и предположении, что российский газ не будет поступать в Западную Европу с 1 октября, хранилища в периметре закончат зиму с более чем достаточным запасом для передышки: 37 миллиардов кубометров. Это примерно 49% запасов в хранилищах.

По оценкам BNEF, даже при наихудшем сценарии, при котором не будет трубопроводного российского газа и будет снижен спрос на газ, у Европы все еще будет достаточно газа, чтобы пережить самую холодную зиму за последние 30 лет, не истощая свои запасы.

Забегая вперед, можно сказать, что регион также может быть хорошо подготовлен к зиме 2023–2024 годов. Согласно базовому сценарию BNEF, следующим летом регион почти полностью заполнит свои газовые хранилища до 94% к 1 ноября, что выше целевого показателя Европейского Союза в 90%.

Помимо снижения спроса, этот прогноз основывается на том, что Европа продолжит превосходить Азию в обеспечении адекватного спотового СПГ. В то время как Европа выиграла от того, что покупателей в Азии отпугнули высокие цены, борьба за грузы может усилиться, если в Азии будет более холодная, чем обычно, зима или более жаркое, чем обычно, лето. Европа станет более зависимой от спотового рынка СПГ, поскольку в 2023 году истекает срок действия контрактов на сумму более 8 миллионов метрических тонн.

Увеличение объема импорта СПГ, прогнозируемое в соответствии с базовым сценарием BNEF, компенсирует 42% годовых потерь притока российского газа в «регион» этой зимой и 35% летом следующего года.

2. Сокращение спроса — ключ к успеху
Снижение спроса необходимо Европе, чтобы пережить зиму без российского газа. Тем не менее существует значительная неопределенность в отношении того, насколько сильно сократится спрос — таких высоких и устойчивых цен на газ раньше не было, и в то же время политики изучают способы как сократить спрос, так и оградить потребителей от высоких цен.

Прогнозируемое сокращение потребления газа этой зимой на 17% в соответствии с базовым сценарием BNEF немного выше, чем сокращение на 15%, намеченное ЕС в рамках его плана «Экономия газа для безопасной зимы». Падение спроса в основном связано с домашними и коммерческими пользователями.



На долю бытовых потребителей приходится примерно 40% потребности в газе в зимнее время в Европе, и небольшие изменения в их поведении могут оказать значительное влияние на газовый баланс региона.

«Снижение температуры отопления на 1 градус Цельсия могло бы сэкономить около 6% этого спроса», — говорит Стефан Ульрих, европейский газовый аналитик BNEF. «На самом деле, домохозяйства, вероятно, могли бы уменьшить свое отопление еще больше, учитывая, что средние термостаты в ЕС установлены на более чем 22 градуса по Цельсию, что примерно на 3 градуса по Цельсию выше рекомендуемого в настоящее время уровня для общественных зданий».

Помимо ношения дополнительного слоя или двух, сокращение времени, в течение которого отопление включено в течение дня, и оптимизация эффективности также могут сэкономить значительное количество энергии.

«В целом, разумные действия, предпринятые домохозяйствами и коммерческими зданиями, могут сократить общий спрос на газ в „регионе“ до 10%, а возможно, и больше», — говорит Ульрих.

3. Долгосрочный план отказа от российского газа
Помимо давления предстоящей зимы, Европейская комиссия изложила, как ЕС может покончить со своей зависимостью от российских ископаемых видов топлива в долгосрочной перспективе в форме плана REPowerEU.

Новая стратегия предусматривает сокращение потребления газа ЕС более чем вдвое в течение этого десятилетия и диверсификацию поставок через биометан, СПГ и другие трубопроводные потоки. Цель состоит в том, чтобы к 2027 году отказаться от российского газа.



Амбициозное сокращение использования газа зависит от масштабирования ветровой и солнечной энергетики, при этом REPowerEU увеличивает цель блока к 2030 году по доле возобновляемых источников энергии в структуре энергопотребления с 40% до 45%.

Это способствует более широким мерам по снижению потребления газа в зданиях с помощью тепловых насосов и повышению энергоэффективности, ускорению производства и внедрение зеленого водорода, и отсрочить поэтапный отказ от угля и атомных электростанций.

Германия уже восстановила 8,8 гигаватт мощности по углю и лигниту, чтобы снизить потребность в выработке электроэнергии на газовом топливе, а Италия вернула в эксплуатацию 2,3 гигаватта угля. В краткосрочной перспективе ожидается, что возвращение угля приведет к увеличению выбросов в энергетическом секторе Европы как в этом, так и в следующем году, что приведет к трем последовательным ежегодным увеличениям.

4. Наращивание возобновляемых источников энергии нуждается в большей поддержке
По оценкам Еврокомиссии, в 2030 году в регионе необходимо установить 780 гигаватт (ГВт) солнечной и 510 ГВт ветровой энергии для достижения целей REPowerEU. Однако, несмотря на то, что строительство возобновляемых источников энергии в ЕС, как ожидается, будет расти, на фоне энергетического кризиса, аналитики BNEF в настоящее время прогнозируют только 343 ГВт солнечной и 625 ГВт ветровой энергии будут развернуты к концу десятилетия.



Восполнение этого дефицита солнечной энергии потребует от стран ускорения своих планов по сравнению с ранее установленными целями.

«К счастью, это не должно быть слишком сложно, — говорит Дженни Чейз, глава отдела солнечной энергетики в BNEF. «С января по август 2022 года Китай экспортировал в Европу более 60 ГВт модулей, предположительно по заказам покупателей. Мы ожидаем, что в этом году будет построено только около 41 ГВт из-за нехватки рабочей силы и других компонентов, но интерес есть».

Чейз отмечает, что правительствам необходимо «работать над устранением узких мест в процессах планирования, выдачи разрешений и подключения к сети, чтобы сделать более крупные солнечные проекты реализуемыми в подходящих местах».

Аналогичная история с ветром.

«Долгие сроки развития оффшорной ветроэнергетики затрудняют быстрое увеличение мощности, в то время как ускорение строительства на суше потребует упорядоченных разрешений», — говорит Оливер Меткалф, глава ветроэнергетики в BNEF. «Правительства ищут способы ускорить эти процессы, но прогресс пока невозможен».

5. Высокие цены на электроэнергию сохранятся
Поскольку Европа продолжает полагаться на газ для производства электроэнергии, высокие цены на газ превратились в рекордные цены на электроэнергию, и пик может быть еще далеко.

Взяв в качестве примера Германию, BNEF не ожидает, что средняя оптовая цена на электроэнергию достигнет максимума до 2023 года. Прогнозируется 275 евро за мегаватт-час (270 долларов США за МВтч) по сравнению с примерно 209 евро за МВтч в 2022 году. Цены на газ будут оставаться высокими. Импульсом роста цен на газ будет дефицит угля и снижение импорта электроэнергии из-за продолжающегося дефицита производства гидро- и атомной энергии во Франции.



Хорошая новость заключается в том, что цены на электроэнергию в Германии упадут до 70 евро/МВтч к концу десятилетия благодаря быстрому развертыванию ветровой и солнечной энергетики и ожидаемому изменению баланса на газовом рынке. Снижение может быть еще быстрее и глубже, если учесть новый «Пасхальный пакет» страны, который направлен на ускорение развития возобновляемых источников энергии в этом десятилетии.

Тем не менее в долгосрочной перспективе прогнозируется, что цены на электроэнергию будут расти до 2050 года, достигнув примерно 90 евро за МВтч, из-за насыщения прерывистых возобновляемых источников энергии, использования газовых электростанций в качестве диспетчерских мощностей и увеличения спроса на электроэнергию в результате электрификации транспорта и обогрева электростанций.

http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу