
Внук губернатора, сын без вести пропавшего
Уильям Дюрант появился на свет 8 декабря 1861 г. Его дед был видным политиком — Генри Хоуленд Крапо начал карьеру чиновника с должности мэра города Флинт, после чего стал сенатором штата Мичиган. Когда его внуку исполнилось три года, Генри получил пост губернатора. Богатство Крапо росло вместе с должностями — ему принадлежали судостроительные и лесоперерабатывающие предприятия, огромные участки земли и даже местная железная дорога.
Дюрант-старший, отец Уильяма, ушёл из семьи, когда его сыну было семь лет. Мужчина просто исчез. Уильям так и не узнал, что случилось с его отцом, хотя, будучи взрослым, не раз инициировал расследования обстоятельств его исчезновения.
Роль главы семьи взял на себя дядя Уильяма, жёсткий и требовательный человек, который заставил племянника бросить школу в шестнадцать лет. Понимая, что дядя не даст ему получить образование, Уильям отправился к деду. Генри не собирался баловать наследника — Дюранту пришлось торговать лесом, получая смехотворную плату за свой труд. Чтобы обрести хотя бы подобие финансовой независимости, Уильям брался на любые подработки — внук губернатора дежурил по ночам в местной аптеке, торговал сигарами, доставлял посылки.
Многие работодатели юного Уильяма отмечали его талант коммерсанта — природное обаяние и умение находить общий язык даже с самыми придирчивыми клиентами позволяли ему продать любой товар. Набравшись опыта в компании деда, Уильям начал заключать более серьёзные сделки — он успешно торговал недвижимостью и был на хорошем счету в страховом агентстве.

Flint Road Cart — ведущий поставщик экипажей
К 1885 г. Дюрант накопил достаточно средств для того, чтобы начать собственное дело. Он нашёл инвестора в лице Джозайи Далласа Дорта — партнёры вложили 2 тыс. долл. в покупку патента на двухколёсную коляску и запустили производство. Уже через пять лет компания Flint Road Cart стала лидером американского рынка конных экипажей.
Чтобы увеличить объёмы реализации товара, Дюрант ввёл разделение труда — каждый цех компании изготавливал определённую деталь, после чего экипажи собирали и отправляли на продажу. Схема оказалась прибыльной — себестоимость изделий снизилась, что позволило Дюранту продавать повозки по доступным ценам и постоянно наращивать клиентскую базу, оставляя конкурентов позади. В начале 1890-х гг. Уильям приобрёл лесной массив, чтобы его компания не зависела от поставщиков сырья. Также Дюрант стал первым, кто реализовывал товар через подрядчиков, тем самым разрабатывая дилерскую систему продаж.
В 1895 г. Flint Road Cart была переименована в Durant-Dort Carriage Company — годовой объём производства достиг 150 тыс. экипажей, а состояние Дюранта превысило 1 млн долл.
Сотрудничество с Buick
К 1900 г. Дюрант стал известным предпринимателем — о его умении продавать ходили легенды. Рассказы об успехах Уильяма заинтересовали Джеймса Уайтинга, руководителя компании Buick Motor Company, которая запустила производство в городе Флинт. В 1904 г. Уайтинг предложил Дюранту присоединиться к Buick. В глубине души Уильям терпеть не мог автомобили — он не понимал, как можно добровольно сесть в эту громыхающую, вечно грязную и опасную самодвижущуюся повозку. С другой стороны, растущий интерес американцев к машинам делал автопром весьма перспективной индустрией. Желание заработать оказалось сильнее неприязни — Дюрант вошёл в состав акционеров Buick, обеспечив себе полный контроль над компанией.
Уильям не был обычным акционером, который привык только получать прибыль и не вмешиваться в бизнес. Он активно участвовал в жизни компании — организовывал производство, устраивал презентации, наращивал продажи. Благодаря Дюранту Buick Model B произвёл фурор на выставке в нью-йоркском автосалоне — Уильям провёл настолько мощную презентацию двухцилиндрового оппозитного двигателя с клапанами, расположенными в головке цилиндров, что объём продаж всего за год вырос в 25 раз.
В 1905 г. на рынке появилась усовершенствованная модель — Buick C c 22 лошадиными силами. Стоимость автомобиля составляла 1200 долл. Через год после оглушительного успеха Buick C Дэвид Бьюик продал Дюранту свою последнюю акцию за 100 тыс. долл.
В 1909 г. первая гоночная модель Buick победила в заезде, который состоялся на территории Индианаполиса. Это событие ускорило и без того фантастический рост популярности бренда — с 1907 по 1910 г. Buick удерживала второе место в списке самых востребованных автопроизводителей США. Ежегодно модельный ряд компании пополняли несколько машин. В 1909 г. Дюрант запустил новый завод во Флинте — предприятие, считавшееся одним из самых крупных в мире, могло выпускать более 18 тыс. автомобилей в год.
General Motors
В 1908 г. Дюранта посетила гениальная идея совместить множество компаний под одним брендом. Охваченный азартом бизнесмен основал General Motors и принялся скупать предприятия, присоединяя их к своему холдингу. Уильям преследовал сразу две цели — сказочно обогатиться и наконец-то сместить Ford с пьедестала лидера американского автомобилестроения.
Заручившись финансовой поддержкой канадского магната Самуэля МакЛафлина, в 1909 г. Дюрант приобрёл Oldsmobile, Cadillac, Pontiac, Rapid Motor Vehicle. Также собственностью General Motors стали десятки производителей комплектующих, лакокрасочные фабрики, лесоперерабатывающие предприятия. К холдингу присоединилась и Buick, ранее полностью выкупленная Уильямом.
По приглашению Дюранта во Флинт прибыл Чарльз Стюарт Мотт, владелец компании по производству осей и колёс Weston-Mott. Мотт объединил своё предприятие с General Motors и вошёл в состав акционеров холдинга. Сотрудничество с Дюрантом позволило компании Чарльза заработать свыше 800 млн долл. В будущем этот капитал стал собственностью благотворительного фонда, организованного Моттом.
В конце 1909 г. Дюрант совершил невозможное — он уговорил Генри Форда продать свой бизнес. Однако сделка, стоимость которой превышала 8 млн долл., так и не состоялась — акционеры General Motors не одобрили слияние. Официальной причиной отказа стало возможное исчезновение конкуренции как драйвера развития холдинга. Акционеры заявили, что у General Motors не будет стимула двигаться вперёд, если с рынка исчезнет вечный соперник в лице Ford.
Однако на самом деле акционеров смущало вовсе не отсутствие соперничества — Форд соглашался продать компанию только за наличные средства, в то время как руководство General Motors намеревалось выкупить Ford в обмен на акции холдинга.
В 1910 г. General Motors оказалась на грани банкротства. Хотя Buick и Cadillac продолжали приносить прибыль, холдинг являлся убыточным, так как все доходы шли на покупку новых компаний. Акционеры обвинили Дюранта в необоснованных тратах и неудачных слияниях — под давлением коллег Уильям был вынужден покинуть пост главы собственной компании.
Реванш с Chevrolet
Изгнание не заставило Дюранта отказаться от идеи создания концерна, способного объединить ведущие автомобильные предприятия Америки. В 1911 г. на помощь неунывающему Уильяму пришёл талантливый инженер и известный гонщик Луи Шевроле. Новоиспечённые партнёры зарегистрировали компанию Chevrolet Motor Company, которая быстро обрела популярность и начала приносить доход.

Луи Шевроле
Чем востребованнее становилась продукция Chevrolet, тем быстрее росли акции компании. Дюрант решил воспользоваться моментом — в 1914 г. он продал бо́льшую часть своих активов в Chevrolet, вывел капитал из Durant-Dort Carriage Company и выкупил General Motors.
Первым решением Дюранта в роли главы General Motors стало присоединение к холдингу компании Chevrolet, продажи которой приносили стабильную прибыль. В 1918 г. Уильям основал подразделение Chevrolet Republic Motors и производство комплектующих United Motors, которые также вошли в состав империи General Motors. Уже через год концерн пополнил список крупнейших промышленных предприятий США.
Победа в автопроме — провал на Уолл-стрит
Любой другой предприниматель мог бы остановиться на достигнутом и наслаждаться успехом, но только не Дюрант — в 1919 г. бизнесмен решил усовершенствовать своё детище. Уильям был видной фигурой на Уолл-стрит, поэтому прекрасно знал о том, как быстро растёт интерес биржевиков к производителям электронных товаров. Желая укрепить позиции своего холдинга, Дюрант предложил акционерам запустить производство холодильных установок. Но амбициозный проект прогорел на стадии реализации — новаторская идея обернулась убытками.
Неприязнь акционеров к Дюранту, который сделал General Motors лидером отрасли, становилась всё более очевидной — за спиной его называли авантюристом, чьи безрассудные сделки наносят сокрушительные удары по репутации концерна. Уильям не обращал внимания на слухи — он хотел покупать компании, при этом вопрос цены уже не имел для него никакого значения.
Объединившись с Джоном Рокфеллером и другими магнатами, Дюрант принялся скупать акции, так как считал, что его действия спровоцируют рост бумаг General Motors. Но кризис 1920 г. нарушил все планы: фондовый рынок рухнул, и Дюрант понёс грандиозные убытки. Руководство General Motors воспользовалось биржевыми неудачами основателя компании, и Уильяму предложили уйти — взамен акционеры должны были расплатиться по его долгам.
Дюрант отказался от должности не только из-за собственных финансовых проблем. Опытный делец прекрасно понимал, что в скором времени ему и так пришлось бы оставить холдинг из-за разгорающегося конфликта с главой Cadillac Генри Лиландом. Уильям предпочёл использовать возможностью уйти с наибольшей выгодой для себя.
Поводом для ссоры с Лиландом стало упорное нежелание Дюранта участвовать в политических играх периода Первой мировой. Уильям был противником военных действий, поэтому холдинг, находясь под его руководством, не принимал заказы от министерства обороны. Лиланд, напротив, считал себя патриотом и не понимал, почему его завод должен отказываться от прибыли, которую сулила работа на оборонную промышленность. В результате, даже несмотря на уход Дюранта, Лиланд отделился от General Motors и зарегистрировал собственное производство под брендом Lincoln.
Место Дюранта в General Motors занял Альфред Слоун. Новый управляющий разделил холдинг на самостоятельные производства: Cadillac, Buick, Oldsmobile, Chevrolet и Pontiac. Уильям, основатель General Motors и Chevrolet, остался ни с чем.
Опередивший время
Поражение не сломило Дюранта — он по-прежнему был полон сил, энергии и идей. В 1921 г. Уильям зарегистрировал компанию Durant Motors, желая превратить её в новый концерн и устроить революцию на рынке автомобилестроения. Однако мечты бизнесмена не воплотились в реальность — проект оказался убыточным. Durant Motors прекратила своё существование в 1933 г., не выдержав Великой депрессии и биржевого кризиса 1929 г. Через три года обанкротился и сам Дюрант.
Несмотря на все потрясения, Уильям не утратил своё обаяние — однажды перед руководством General Motors предстал всё тот же неунывающий предприниматель, в глазах которого старость не смогла потушить задорные, хитроватые искорки. Итогом встречи стала пожизненная пенсия для Дюранта в размере 10 тыс. долл.
Неугомонный бизнесмен не собирался тихо доживать свой век на пенсию, назначенную теми, кому он помог заработать миллионы долларов. Уильям устроился в местный боулинг-клуб — и в 1940 г. заведение стало его собственностью. Дюрант был уверен, что в будущем индустрия развлечений, которую промышленники считали несерьёзным бизнесом, будет приносить баснословную прибыль. Уильям активно развивал сеть заведений общественного питания, но аудитория оказалась не готова к новшеству. Дюрант снова остался на грани разорения, опередив своё время.
Нехватка средств не помешала Уильяму открыть уютный ресторанчик — бывший магнат с удовольствием трудился на кухне, обнаружив в себе кулинарный талант.
В 1942 г. Уильям решил заняться добычей киновари. Предприниматель был уверен, что правительство поддержит его инициативу, и он сможет получить достойное финансирование на государственном уровне. Но поездка на шахту в Голдфилде обернулась трагедией — у Дюранта случился инсульт. Жизнь Уильяма удалось спасти, однако частичный паралич значительно ухудшил её качество.
Пока родные Дюранта с ужасом думали о том, что глава семьи может вот-вот покинуть этот мир, сам Уильям размышлял о новой бизнес-идее — производстве краски для волос. Даже будучи парализованным, Дюрант продолжал работать. Он не мог допустить, чтобы его семья голодала, направляя все средства на его лечение.
Слабое здоровье не позволило Уильяму вернуться в город его юности, о чём он так мечтал. Уильям Дюрант ушёл из жизни 19 марта 1947 г. Его сын Рассел стал известным автогонщиком, а дочь Марджери написала книгу об отце.
https://journal.open-broker.ru/
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
