Уильям Дюрант был вынужден зарабатывать на жизнь продажей сигар. Он терпеть не мог машины, но основал крупнейший автоконцерн мира. Талантливый управленец, разработавший схему дилерской торговли, он навсегда изменил американский автопром. Его имя украшает Зал автомобильной славы. В честь Дюранта названы школы и парки, а принадлежавший ему холдинг до сих пор удерживает лидерские позиции на авторынке.
Внук губернатора, сын без вести пропавшего
Уильям Дюрант появился на свет 8 декабря 1861 г. Его дед был видным политиком — Генри Хоуленд Крапо начал карьеру чиновника с должности мэра города Флинт, после чего стал сенатором штата Мичиган. Когда его внуку исполнилось три года, Генри получил пост губернатора. Богатство Крапо росло вместе с должностями — ему принадлежали судостроительные и лесоперерабатывающие предприятия, огромные участки земли и даже местная железная дорога.
Дюрант-старший, отец Уильяма, ушёл из семьи, когда его сыну было семь лет. Мужчина просто исчез. Уильям так и не узнал, что случилось с его отцом, хотя, будучи взрослым, не раз инициировал расследования обстоятельств его исчезновения.
Роль главы семьи взял на себя дядя Уильяма, жёсткий и требовательный человек, который заставил племянника бросить школу в шестнадцать лет. Понимая, что дядя не даст ему получить образование, Уильям отправился к деду. Генри не собирался баловать наследника — Дюранту пришлось торговать лесом, получая смехотворную плату за свой труд. Чтобы обрести хотя бы подобие финансовой независимости, Уильям брался на любые подработки — внук губернатора дежурил по ночам в местной аптеке, торговал сигарами, доставлял посылки.
Многие работодатели юного Уильяма отмечали его талант коммерсанта — природное обаяние и умение находить общий язык даже с самыми придирчивыми клиентами позволяли ему продать любой товар. Набравшись опыта в компании деда, Уильям начал заключать более серьёзные сделки — он успешно торговал недвижимостью и был на хорошем счету в страховом агентстве.
Flint Road Cart — ведущий поставщик экипажей
К 1885 г. Дюрант накопил достаточно средств для того, чтобы начать собственное дело. Он нашёл инвестора в лице Джозайи Далласа Дорта — партнёры вложили 2 тыс. долл. в покупку патента на двухколёсную коляску и запустили производство. Уже через пять лет компания Flint Road Cart стала лидером американского рынка конных экипажей.
Чтобы увеличить объёмы реализации товара, Дюрант ввёл разделение труда — каждый цех компании изготавливал определённую деталь, после чего экипажи собирали и отправляли на продажу. Схема оказалась прибыльной — себестоимость изделий снизилась, что позволило Дюранту продавать повозки по доступным ценам и постоянно наращивать клиентскую базу, оставляя конкурентов позади. В начале 1890-х гг. Уильям приобрёл лесной массив, чтобы его компания не зависела от поставщиков сырья. Также Дюрант стал первым, кто реализовывал товар через подрядчиков, тем самым разрабатывая дилерскую систему продаж.
В 1895 г. Flint Road Cart была переименована в Durant-Dort Carriage Company — годовой объём производства достиг 150 тыс. экипажей, а состояние Дюранта превысило 1 млн долл.
Сотрудничество с Buick
К 1900 г. Дюрант стал известным предпринимателем — о его умении продавать ходили легенды. Рассказы об успехах Уильяма заинтересовали Джеймса Уайтинга, руководителя компании Buick Motor Company, которая запустила производство в городе Флинт. В 1904 г. Уайтинг предложил Дюранту присоединиться к Buick. В глубине души Уильям терпеть не мог автомобили — он не понимал, как можно добровольно сесть в эту громыхающую, вечно грязную и опасную самодвижущуюся повозку. С другой стороны, растущий интерес американцев к машинам делал автопром весьма перспективной индустрией. Желание заработать оказалось сильнее неприязни — Дюрант вошёл в состав акционеров Buick, обеспечив себе полный контроль над компанией.
Уильям не был обычным акционером, который привык только получать прибыль и не вмешиваться в бизнес. Он активно участвовал в жизни компании — организовывал производство, устраивал презентации, наращивал продажи. Благодаря Дюранту Buick Model B произвёл фурор на выставке в нью-йоркском автосалоне — Уильям провёл настолько мощную презентацию двухцилиндрового оппозитного двигателя с клапанами, расположенными в головке цилиндров, что объём продаж всего за год вырос в 25 раз.
В 1905 г. на рынке появилась усовершенствованная модель — Buick C c 22 лошадиными силами. Стоимость автомобиля составляла 1200 долл. Через год после оглушительного успеха Buick C Дэвид Бьюик продал Дюранту свою последнюю акцию за 100 тыс. долл.
В 1909 г. первая гоночная модель Buick победила в заезде, который состоялся на территории Индианаполиса. Это событие ускорило и без того фантастический рост популярности бренда — с 1907 по 1910 г. Buick удерживала второе место в списке самых востребованных автопроизводителей США. Ежегодно модельный ряд компании пополняли несколько машин. В 1909 г. Дюрант запустил новый завод во Флинте — предприятие, считавшееся одним из самых крупных в мире, могло выпускать более 18 тыс. автомобилей в год.
General Motors
В 1908 г. Дюранта посетила гениальная идея совместить множество компаний под одним брендом. Охваченный азартом бизнесмен основал General Motors и принялся скупать предприятия, присоединяя их к своему холдингу. Уильям преследовал сразу две цели — сказочно обогатиться и наконец-то сместить Ford с пьедестала лидера американского автомобилестроения.
Заручившись финансовой поддержкой канадского магната Самуэля МакЛафлина, в 1909 г. Дюрант приобрёл Oldsmobile, Cadillac, Pontiac, Rapid Motor Vehicle. Также собственностью General Motors стали десятки производителей комплектующих, лакокрасочные фабрики, лесоперерабатывающие предприятия. К холдингу присоединилась и Buick, ранее полностью выкупленная Уильямом.
По приглашению Дюранта во Флинт прибыл Чарльз Стюарт Мотт, владелец компании по производству осей и колёс Weston-Mott. Мотт объединил своё предприятие с General Motors и вошёл в состав акционеров холдинга. Сотрудничество с Дюрантом позволило компании Чарльза заработать свыше 800 млн долл. В будущем этот капитал стал собственностью благотворительного фонда, организованного Моттом.
В конце 1909 г. Дюрант совершил невозможное — он уговорил Генри Форда продать свой бизнес. Однако сделка, стоимость которой превышала 8 млн долл., так и не состоялась — акционеры General Motors не одобрили слияние. Официальной причиной отказа стало возможное исчезновение конкуренции как драйвера развития холдинга. Акционеры заявили, что у General Motors не будет стимула двигаться вперёд, если с рынка исчезнет вечный соперник в лице Ford.
Однако на самом деле акционеров смущало вовсе не отсутствие соперничества — Форд соглашался продать компанию только за наличные средства, в то время как руководство General Motors намеревалось выкупить Ford в обмен на акции холдинга.
В 1910 г. General Motors оказалась на грани банкротства. Хотя Buick и Cadillac продолжали приносить прибыль, холдинг являлся убыточным, так как все доходы шли на покупку новых компаний. Акционеры обвинили Дюранта в необоснованных тратах и неудачных слияниях — под давлением коллег Уильям был вынужден покинуть пост главы собственной компании.
Реванш с Chevrolet
Изгнание не заставило Дюранта отказаться от идеи создания концерна, способного объединить ведущие автомобильные предприятия Америки. В 1911 г. на помощь неунывающему Уильяму пришёл талантливый инженер и известный гонщик Луи Шевроле. Новоиспечённые партнёры зарегистрировали компанию Chevrolet Motor Company, которая быстро обрела популярность и начала приносить доход.
Луи Шевроле
Чем востребованнее становилась продукция Chevrolet, тем быстрее росли акции компании. Дюрант решил воспользоваться моментом — в 1914 г. он продал бо́льшую часть своих активов в Chevrolet, вывел капитал из Durant-Dort Carriage Company и выкупил General Motors.
Первым решением Дюранта в роли главы General Motors стало присоединение к холдингу компании Chevrolet, продажи которой приносили стабильную прибыль. В 1918 г. Уильям основал подразделение Chevrolet Republic Motors и производство комплектующих United Motors, которые также вошли в состав империи General Motors. Уже через год концерн пополнил список крупнейших промышленных предприятий США.
Победа в автопроме — провал на Уолл-стрит
Любой другой предприниматель мог бы остановиться на достигнутом и наслаждаться успехом, но только не Дюрант — в 1919 г. бизнесмен решил усовершенствовать своё детище. Уильям был видной фигурой на Уолл-стрит, поэтому прекрасно знал о том, как быстро растёт интерес биржевиков к производителям электронных товаров. Желая укрепить позиции своего холдинга, Дюрант предложил акционерам запустить производство холодильных установок. Но амбициозный проект прогорел на стадии реализации — новаторская идея обернулась убытками.
Неприязнь акционеров к Дюранту, который сделал General Motors лидером отрасли, становилась всё более очевидной — за спиной его называли авантюристом, чьи безрассудные сделки наносят сокрушительные удары по репутации концерна. Уильям не обращал внимания на слухи — он хотел покупать компании, при этом вопрос цены уже не имел для него никакого значения.
Объединившись с Джоном Рокфеллером и другими магнатами, Дюрант принялся скупать акции, так как считал, что его действия спровоцируют рост бумаг General Motors. Но кризис 1920 г. нарушил все планы: фондовый рынок рухнул, и Дюрант понёс грандиозные убытки. Руководство General Motors воспользовалось биржевыми неудачами основателя компании, и Уильяму предложили уйти — взамен акционеры должны были расплатиться по его долгам.
Дюрант отказался от должности не только из-за собственных финансовых проблем. Опытный делец прекрасно понимал, что в скором времени ему и так пришлось бы оставить холдинг из-за разгорающегося конфликта с главой Cadillac Генри Лиландом. Уильям предпочёл использовать возможностью уйти с наибольшей выгодой для себя.
Поводом для ссоры с Лиландом стало упорное нежелание Дюранта участвовать в политических играх периода Первой мировой. Уильям был противником военных действий, поэтому холдинг, находясь под его руководством, не принимал заказы от министерства обороны. Лиланд, напротив, считал себя патриотом и не понимал, почему его завод должен отказываться от прибыли, которую сулила работа на оборонную промышленность. В результате, даже несмотря на уход Дюранта, Лиланд отделился от General Motors и зарегистрировал собственное производство под брендом Lincoln.
Место Дюранта в General Motors занял Альфред Слоун. Новый управляющий разделил холдинг на самостоятельные производства: Cadillac, Buick, Oldsmobile, Chevrolet и Pontiac. Уильям, основатель General Motors и Chevrolet, остался ни с чем.
Опередивший время
Поражение не сломило Дюранта — он по-прежнему был полон сил, энергии и идей. В 1921 г. Уильям зарегистрировал компанию Durant Motors, желая превратить её в новый концерн и устроить революцию на рынке автомобилестроения. Однако мечты бизнесмена не воплотились в реальность — проект оказался убыточным. Durant Motors прекратила своё существование в 1933 г., не выдержав Великой депрессии и биржевого кризиса 1929 г. Через три года обанкротился и сам Дюрант.
Несмотря на все потрясения, Уильям не утратил своё обаяние — однажды перед руководством General Motors предстал всё тот же неунывающий предприниматель, в глазах которого старость не смогла потушить задорные, хитроватые искорки. Итогом встречи стала пожизненная пенсия для Дюранта в размере 10 тыс. долл.
Неугомонный бизнесмен не собирался тихо доживать свой век на пенсию, назначенную теми, кому он помог заработать миллионы долларов. Уильям устроился в местный боулинг-клуб — и в 1940 г. заведение стало его собственностью. Дюрант был уверен, что в будущем индустрия развлечений, которую промышленники считали несерьёзным бизнесом, будет приносить баснословную прибыль. Уильям активно развивал сеть заведений общественного питания, но аудитория оказалась не готова к новшеству. Дюрант снова остался на грани разорения, опередив своё время.
Нехватка средств не помешала Уильяму открыть уютный ресторанчик — бывший магнат с удовольствием трудился на кухне, обнаружив в себе кулинарный талант.
В 1942 г. Уильям решил заняться добычей киновари. Предприниматель был уверен, что правительство поддержит его инициативу, и он сможет получить достойное финансирование на государственном уровне. Но поездка на шахту в Голдфилде обернулась трагедией — у Дюранта случился инсульт. Жизнь Уильяма удалось спасти, однако частичный паралич значительно ухудшил её качество.
Пока родные Дюранта с ужасом думали о том, что глава семьи может вот-вот покинуть этот мир, сам Уильям размышлял о новой бизнес-идее — производстве краски для волос. Даже будучи парализованным, Дюрант продолжал работать. Он не мог допустить, чтобы его семья голодала, направляя все средства на его лечение.
Слабое здоровье не позволило Уильяму вернуться в город его юности, о чём он так мечтал. Уильям Дюрант ушёл из жизни 19 марта 1947 г. Его сын Рассел стал известным автогонщиком, а дочь Марджери написала книгу об отце.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу