Арман Пежо — внук мельника, сын промышленника, отец французского автомобилестроения » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Арман Пежо — внук мельника, сын промышленника, отец французского автомобилестроения

Биография инженера, который организовал прокат автомобилей ещё в начале ХХ века
26 октября 2022 Открытие | Открытый журнал Ильина Анастасия
Арман Пежо появился на свет в 1849 г. в обеспеченной семье французских промышленников, владеющих металлообрабатывающей компанией Peugeot-Freres et Jacques Maillard-Salins. В эпоху популярности юбок с кринолином Пежо сформировали фантастическое состояние. Позже отец и дядя Армана Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо начали выпускать каркасы для зонтов, швейные машинки, кофемолки и прочие высокотехнологичные на тот момент бытовые приборы. Бизнес братьев, которые получили стартовый капитал в наследство от родителей, разбогатевших на производстве муки, процветал: товары пользовались спросом, а штат расширился до тысячи сотрудников.

Отец Армана вкладывал немало средств в образование сына: после школы Пежо-младший поступил в парижский инженерный колледж. Получив диплом, Арман отправился в Британию, где стажировался на автомобильном заводе, расположенном в городке Лидс. Пребывая в центре машиностроения, Арман понял, что повозки с лошадьми совсем скоро станут неактуальными. Проникшись идеями лучших инженеров эпохи, он часто вступал в споры с родственниками, отказывающимися верить в то, что будущее за механическим самодвижущимся транспортом.

Арман Пежо — внук мельника, сын промышленника, отец французского автомобилестроения

Арман Пежо

Символ эпохи
В 33 года Арман сменил отца на посту главы компании — управление Peugeot-Freres et Jacques Maillard-Salins он делил со своим кузеном Эженом. Страсть к велосипедам, охватившая французское общество, заставила братьев перепрофилировать завод и запустить производство «пенни-фартингов» — двухколёсного транспорта, переднее колесо которого было в пять раз больше заднего.


«Пенни-фартинг».

После того как пять спортсменов на «пенни-фартингах» первыми пришли к финишу в рамках заезда из Парижа в Нант, преодолев дистанцию в несколько сотен километров, велосипеды от Пежо стали едва ли не самыми популярными в стране. В 1887 г. братья продали свыше 16 тыс. транспортных средств. Через несколько лет более совершенные модели велосипедов вытеснили с рынка продукцию Пежо, однако необычный «пенни-фартинг» с колёсами разного размера навсегда остался одним из ярчайших символов Викторианской эпохи.

Первый и единственный трицикл
Арману быстро стало тесно в велосипедном бизнесе — он хотел присоединиться к плеяде производителей двигателей. Зная, насколько скептично его кузен, совладелец Peugeot-Freres et Jacques Maillard-Salins, и другие родственники настроены по отношению к автомобилям, Арман приступил к поиску сторонних инвесторов.

Встреча с Леоном Серполле, разрабатывавшим паровой двигатель, оказалась для Пежо судьбоносной. Инженеры быстро стали друзьями и запустили совместное производство — Серполле создал новую модель двигателя, а Арман нашёл способ прикрепить паровую установку к трехколёсному шасси. В 1888 г. эксперименты инженеров завершились выпуском уникального транспортного средства — парового трицикла Serpollet-Peugeot.


Трицикл Serpollet-Peugeot.

Леон и Арман за всю историю своего сотрудничества изготовили только четыре трицикла — один из них был представлен на международной автомобильной выставке в Париже. Пока посетители восторгались его детищем, сам Пежо с восхищением рассматривал автомобили с двигателями внутреннего сгорания.

На их фоне собственное изобретение казалось Арману нелепым, громоздким и напрочь лишённым манёвренности. Впрочем, разочаровываться в паровых трициклах Арман начал ещё при транспортировке машины на выставку — по дороге из Лиона в Париж она несколько раз ломалась, заставив Пежо потратить львиную долю времени на ремонт.

Vis-a-vis
Отказавшись от производства трициклов, Пежо сосредоточился на выпуске авто с системой внутреннего сгорания. Арману повезло — во Франции патент на передовую технологию принадлежал Эмилю Левассору, который был не только талантливым инженером, но и близким другом Пежо.

Уже через год после первой закупки бензиновых двигателей Пежо выпустил новый автомобиль. Двухцилиндровый двигатель объёмом в 1 литр и мощностью в 3 л.с. позволял машине развивать скорость в 25 км/ч. От аналогов автомобиль Пежо отличало наличие коробки передач и трёхточечной подвески. Сидения в авто располагались друг напротив друга, за счёт чего модель получила название Vis-a-vis, или «с глазу на глаз». Успех был настолько оглушительным, что в течение последующих нескольких лет линейка Пежо пополнилась двенадцатью моделями автомобилей.


Модель Vis-a-vis.

Модельный ряд Peugeot-Freres et Jacques Maillard-Salins включал в себя как двухместные компактные машины, так и пятиместные авто с пятью лошадиными силами. Самыми популярными формами кузовов считались «универсал», «тонно» и «визави». Известно, что по индивидуальному заказу компания выпускала авто из драгоценных металлов — машина с серебряным кузовом стала собственностью тунисского правителя.

Арман не намеревался останавливаться на достигнутом. Инновации требовали немалых финансовых вложений, однако его кузен Эжен наотрез отказывался от привлечения сторонних инвестиций. Эжен считал, что Арман просто помешался на автомобилях, которые скоро выйдут из моды. Осознав, что двоюродный брат никогда не позволит ему привлечь средства на развитие автомобильного направления компании, Арман вышел из семейного бизнеса и запустил собственное производство Societe Anonyme des Automobiles Peugeot.

Гонка за клиентами
Перед Пежо сразу возникли три непростые задачи — требовалось привлечь аудиторию, удешевить продукцию и найти инвесторов. Решить все проблемы могла только эффективная рекламная кампания. В конце XIX века единственным способом рекламы машин было участие в общественных мероприятиях, например, выставках или гонках.

Пока Арман работал над привлечением клиентов, одно из парижских изданий решило организовать гонку в попытке заинтересовать читателей — репортажи с заездов, пестрящие фотографиями авто, пользовались особой популярностью. Интересы издателей совпали с целями Армана — в 126-километровом заезде участвовало пять машин Пежо. Всего в уникальной на тот момент гонке от Парижа до Руана соревновались семь экипажей на паромобилях и 14 авто с бензиновыми двигателями.

Все автомобили Армана благополучно добрались до финиша, заняв второе, третье и пятое места. Победителя гонки, паромобиль De Dion-Bouton, приглашённые эксперты назвали излишне громоздким, зато машины Пежо, по мнению критиков, воплощали в себе все характеристики, присущие надёжным автомобилям. В качестве награды Арман и Левассор получили славу, огромную клиентскую базу и 5 тыс. франков.

Пежо и Левассор смогли повторить свой успех в гонке 1895 г. — 1200-километровый пробег от Парижа до Бордо впоследствии получил статус первых официальных автомобильных гонок в мире. На этот раз в заезде участвовали три автомобиля Societe Anonyme des Automobiles Peugeot — они заняли второе, третье и четвёртое места, вновь уступив паромобилю.


Модель Type 5, принимавшая участие в заезде из Парижа в Бордо.

Успех паромобиля быстро померк на фоне скорости в 21 км/ч, продемонстрированной машинами Армана, — на тот момент настолько быстро передвигаться могли только автомобили Пежо. Однако инженеру и помимо скорости было чем удивить публику: Пежо стал первым автопроизводителем, установившим на свои детища пневматические шины. Поначалу аудитория посмеивалась над «шинами с воздухом» — их критиковали за отсутствие даже минимальной износостойкости. Впрочем, совсем скоро шины были усовершенствованы и из объекта насмешек превратились в гордость и конкурентное преимущество Peugeot.

Расцвет и кризис
В 1896 г. предприятие Пежо начало производить собственные двигатели — двухцилиндровые силовые агрегаты мощностью в 8 л.с. впервые были установлены на модель Type 15. Изначально двигатель размещался в задней части автомобилей, но через пять лет его переместили под капот и оснастили машины рулевым управлением.


Модель Type 15.

В 1899 г. Societe Anonyme des Automobiles Peugeot производила один автомобиль в неделю, а штат компании включал в себя 125 человек. Впрочем, через несколько лет на производстве трудилось уже свыше 3 тыс. специалистов. Автомобильная линейка компании состояла из двадцати моделей. 1900-е гг. стали периодом расцвета Societe Anonyme des Automobiles Peugeot — ежегодно компания продавала 300 машин. На тот момент французская аудитория приобретала 1200 авто в год, поэтому завод Пежо занимал четверть рынка страны.

В 1902 г. Арман принял решение расширить бизнес — он наладил выпуск лодочных двигателей и запустил сервис аренды машин. Проекты оказались неудачными. Автопрокат был слишком смелым нововведением для начала ХХ века — публика просто не восприняла идею Армана. Производство лодочных моторов также принесло Пежо только убытки. Спасти компанию от разорения мог лишь качественный и доступный автомобиль, способный стать популярным во всей Франции — именно такой появился на рынке в 1904 г.

Антикризисная «малышка» Type 69
Автомобиль Type 69, или Bebe, что в переводе означает «малышка», оказался настоящей звездой на парижской автовыставке 1904 г. Практичная, компактная и маневренная модель могла развивать скорость до 40 км/ч. Весила двухместная «малышка» всего 350 кг, а её длина составляла 270 см. Цепную передачу инженеры заменили карданным валом, и, кроме того, машина отличалась от предшественниц наличием амортизаторов, запатентованных Арманом. Вместо винтового рулевого привода использовался механизм зубчато-реечной передачи. Несмотря на немалое количество новшеств, автомобиль обладал доступной стоимостью, что сделало его самой востребованной моделью Пежо буквально в течение нескольких месяцев.

В 1905 г. было реализовано свыше 400 Bebe — 80% дохода компании приходилось на продажи Type 69. Успех Армана не остался незамеченным для его родни, считавшей автомобилестроение бесперспективным направлением. Переговоры между Пежо и его кузеном Эженом, который к тому времени стал лидером велосипедного рынка и одним из крупнейших производителей металлоконструкций, длились несколько лет — в результате Арман присоединил свою компанию к семейному концерну Les Fils de Peugeot Freres, получив пост президента.


Арман Пежо

Уход
В 1913 г. Пежо совместно с Этторе Бугатти выпустил усовершенствованную версию нашумевшей модели Bebe — новая Type BP1 не уступала своей предшественнице в популярности. На седьмом десятке жизни Арман всерьёз задумался о поиске преемника — его единственный сын умер, будучи ребёнком, поэтому у инженера не было прямых наследников.

В конце 1913 г. Арман оставил президентский пост, передав дела своему племяннику. Созданная Пежо компания на тот момент занимала пятую часть французского рынка автомобилестроения, выпуская по 10 тыс. машин в год. Родня Армана признавала его успех, однако так и не согласилась с тем, что решение выйти из семейного бизнеса, принятое Пежо десятки лет назад, оказалось верным. Видимо, промышленники просто не смогли смириться с тем, что их род останется в памяти потомков в первую очередь благодаря автомобилестроительному гению Армана.

Сам инженер покинул этот мир в зените славы — Армана Пежо не стало в 1915 г.

Наследие
Отсутствие уверенности в перспективности автомобильного производства не помешало родственникам Армана принять на себя управление его компанией. Племянник Пежо взял курс на выпуск массовых, экономичных и недорогих машин. Расчёт оказался верным — постоянно растущие объёмы продаж позволили компании удержаться на плаву даже в период Великой депрессии, ставший роковым для многих предпринимателей.

Во время Второй мировой войны 1941–1945 гг. Les Fils de Peugeot Freres выпустила трёхколёсную модель VLV c электродвигателем и четырьмя аккумуляторами, которая стала первым в мире электромобилем, предназначенным для серийного производства. После войны Пежо начали производить малолитражные машины, быстро покорившие европейский рынок. В 1952 г. был выпущен миллионный автомобиль. В 1955 г. вышла легендарная модель 403, разработанная совместно с ателье Pininfarina. Машина с 1,5-литровым четырёхцилиндровым двигателем мощностью в 65 л.с. стала настолько популярной, что в течение последующих семи лет было продано свыше миллиона экземпляров.


Модель 403.

В начале 1960-х гг. компания изменила подход к производству — теперь Пежо сосредоточились на выпуске роскошных авто для представителей высшего класса. В 1974 г. Les Fils de Peugeot Freres стала частью концерна Citroen, и спустя два года сменила название на Peugeot Societe Anonyme.

Хотя к концу 1980-х гг. популярность автомобилей Peugeot несколько снизилась, компании удавалось сохранять передовые позиции на европейском моторынке. Также Peugeot Societe Anonyme считалась лидером в сфере производства велосипедов. В течение 1990-х гг. компания смогла вернуть себе репутацию востребованного автомобильного бренда, а выпуск моделей 206 и 607 превратил Peugeot Societe Anonyme в ведущего производителя дизельных авто.

В 1997 г. Peugeot Societe Anonyme стала первым автостроительным брендом, использующим гидрорастворимые краски — инновация позволила сделать производство машин более экологичным. В 2010 г. компания, в которую поначалу никто не верил, кроме её основателя и его друзей-энтузиастов, имела оборот в 48 млрд евро и штат из 186 тыс. работников.


Концепт-кар EX1 2000 г.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter