Без еды никуда. Продуктовый ритейл стал защитным сектором на российском рынке » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Без еды никуда. Продуктовый ритейл стал защитным сектором на российском рынке

26 октября 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
Сектор продуктового ритейла на этой неделе находится в центре внимания рынка – свои отчеты за 3 квартал представили «Лента» и X5. Эксперты отмечают, что в условиях санкций ритейл оказался защитным сектором и сейчас активно развивается. Finam.ru подготовил обзор по бумагам ключевых представителей сектора.

Тенденции в ритейле

Продуктовый ритейл ориентирован исключительно на внутреннее потребление, не подвержен санкционным рискам, и потому может в полной мере считаться защитным активом на российском фондовом рынке, прокомментировал Finam.ru начальник отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Михаил Шульгин.

Аналитики «Финама» на днях представили свою стратегию по потребительскому сектору, в которой проанализировали ключевые тенденции, дали прогнозы и рекомендации. Как отмечают эксперты, в 3 квартале представители потребительского сектора РФ показали динамику лучше широкого рынка.

«Укрепление рубля, негативно сказывающееся на компаниях-экспортерах, положительно для компаний внутреннего спроса, тогда как компании других секторов более подвержены санкционному давлению. Ритейл из-за его гуманитарной функции менее подвержен рискам прямых санкций, хотя и испытывает трудности в связи с общими экономическими и политическими санкциями, в том числе в транспортно-логистической сфере. В целом потребительский сектор относится к защитным отраслям, так как товары потребительского назначения даже в моменты экономического спада пользуются стабильным спросом», - подчеркнули эксперты.

По их мнению, дискаунтеры, вероятно, станут ключевым направлением развития ряда сетевых ритейлеров, так как из-за высокой потребительской инфляции растет покупательский спрос на этот формат. Федеральные ритейлеры продолжат консолидировать рынок за счет развития дискаунтеров, онлайн-торговли и стратегических приобретений региональных игроков.

«Лента» - результаты неубедительные

«Лента» накануне представила свои результаты за 3 квартал, ее продажи в отчетном периоде выросли на 7,2% к аналогичному периоду прошлого года, до 126,8 млрд рублей. Однако, как отмечают аналитики банка «Синара», при этом наблюдалось снижение рентабельности по валовой прибыли и увеличение общих, коммерческих и административных расходов. По их мнению, результаты компании вряд ли могут порадовать инвесторов ввиду низких темпов роста выручки и ухудшения показателей рентабельности.

«Неубедительные финансовые и операционные результаты «Ленты» за 3 квартал подтверждают нашу точку зрения о менее значительных перспективах роста в сегменте гипермаркетов и его рисках с точки зрения рентабельности в сегодняшних условиях. В секторе розничной торговли мы отдаем предпочтение компаниям с сильными позициями в более устойчивом сегменте дискаунтеров, например X5 Retail Group», - оценили эксперты «Синары».

Главный аналитик по российскому рынку «Открытие Инвестиции» Алексей Павлов также считает, что финансовые и операционные результаты «Ленты» в текущем году сложно назвать впечатляющими. «А на фоне показателей «Магнита» и X5 Retail Group они выглядят скорее удручающими. И если замедление темпов роста выручки в 3 квартале было ожидаемым (напомним, что по итогам 1 полугодия выручка увеличилась на 20,3%), так как сошел на нет эффект от консолидации сетей «Билла» и «Семья», то дальнейшее сокращение маржинальности по всем фронтам — однозначно негативная новость. Плюс с точки зрения динамики сопоставимых продаж «Лента» по-прежнему сильно отстает от лидеров рынка, к тому же у ритейлера наблюдается стабильный отток покупателей. Таким образом, никакого интересного инвестиционного кейса мы здесь по-прежнему не наблюдаем и на бумаги компании смотрим скорее негативно», - прокомментировал Павлов.

В целом, по его мнению, акции «Ленты» сейчас не выглядят ни перекупленными, ни перепроданными.

Сегодня к 16:31 мск бумаги компании снижаются на 0,2%, до 767 рублей.

Без еды никуда. Продуктовый ритейл стал защитным сектором на российском рынке


X5 адаптируется к запросам покупателей

X5 опубликовала свои результаты за 3 квартал сегодня. Ее чистая прибыль в отчетном периоде увеличилась на 16,7% в годовом выражении, до 15,9 млрд рублей, выручка поднялась на 19,2%, до 647,9 млрд рублей.

Аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова отметила, что положительно оценивает отчетность X5, компания демонстрирует адаптивность к запросам покупателей, что позволит ей оставаться востребованной у населения и, в свою очередь, благоприятно скажется на операционной стабильности компании.

«Рынок продовольственного ритейла выглядит неплохо, у компании есть точки роста за счет открытия новых магазинов, обсуждается выход в новый для сети Дальневосточный федеральный округ, компания с начала года активно участвует в стратегических сделках (например, покупка Prisma), в будущем сеть может продолжить расширяться за счет покупки мелких конкурентов. Мы положительно смотрим на перспективы расписок X5 и планируем пересмотреть по ним рекомендацию в ближайшие сроки», - подчеркнула Буйлакова.

Аналитики «Промсвязьбанка» обратили внимание, что магазины у дома «Пятерочка» и жесткие дискаунтеры «Чижик» выступают драйверами роста выручки Х5: в условиях падения доходов населения и изменения потребительских предпочтений в пользу менее дорогих товаров эти форматы оказываются наиболее востребованными, в отличие от гипермаркетов «Карусель». Цифровой бизнес Х5 также показывает неплохую динамику, что подтверждает важность его развития в текущих условиях: выручка выросла на 38,4% в годовом выражении.

«Мы позитивно оцениваем результаты Х5, выгодно отличающие их по сравнению со вчерашними – «Ленты» - и ждем позитивной реакции в бумагах. Ритейлер продолжает активно расширяться и трансформироваться, сохраняет положительную динамику операционных результатов», - полагают в «Промсвязьбанке».

Несмотря на сильный отчет, акции X5 сегодня дешевеют на 0,47%, до 1588,5 рубля.



«Магнит» - с надеждой на дивиденды

Анна Буйлакова подчеркивает, что «Магнит» является фаворитом сектора за счет высокой доли в выручке сохраняющего актуальность формата «у дома», а также российской «прописки» компании. Целевая цена по акциям – 6 330 руб., апсайд – 20%, рейтинг – «Покупать».

Эксперт также поделилась прогнозом по результатам «Магнита» за 3 квартал. Так, ожидается рост выручки в пределах 20% в годовом выражении за счет улучшения сопоставимых продаж, открытия новых магазинов, в особенности дискаунтеров. «Драйвером роста сопоставимых продаж, вероятно, осталась инфляция, но также предполагаем возвращение динамики сопоставимого трафика на положительную территорию, после снижения на 1,6% год к году во 2 квартале. Считаем, что «Магнит» смог перенести рост себестоимости продукции на покупателей, сохранив валовую рентабельность. Ожидаем увидеть рентабельность по EBITDA и чистой прибыли на уровне прошлого года, 7,2% и 2,8% соответственно. Предполагаем увидеть рост расходов на персонал и аренду в связи с увеличением количества магазинов, что, вероятно, было частично компенсировано контролем прочих затрат», - отметила Буйлакова.

Автор Telegram-канала «Кубышка.Финансы» Евгений Марченко полагает, что финансовое положение «Магнита» позволяет по итогу года выплатить большие дивиденды.

«Но у компании растут издержки на фоне инфляции. И тут все не так однозначно. При условии, что «Магнит» все-таки решит выплатить дивиденды, скорее всего, дивидендная доходность будет на уровне 12-17%», - оценил Марченко.

«Магнит» пока не представил своих результатов за 3 квартал. Ранее предполагалась их публикация 27 октября, но сейчас в календаре инвестора на сайте компании дата не указана.

Акции «Магнита» сегодня дорожают на 1,94%, до 5297,5 рубля.



«Магнит» vs X5

Отвечая на вопрос Finam.ru о компании-фаворите в секторе продуктового ритейла, начальник отдела глобальных исследований «Открытие Инвестиции» Михаил Шульгин подчеркнул: «С тактической точки зрения нам больше нравится «Магнит», так как мы склонны выбирать компании, которые имеют краткосрочные драйверы».

«У «Магнита» почти нет препятствий для возвращения к дивидендным выплатам. При этом анонсирование промежуточных дивидендов в текущем году способно прилично разогнать котировки «Магнита», - считает Шульгин.

По его мнению, котировки X5 вряд ли поддержат эту динамику. Кроме того, публикация сильных операционных результатов за 3 квартал также привлечет к акциям «Магнита» интерес краткосрочных спекулянтов.

«При этом во всем сегменте ритейла обе компании («Магнит» и X5 Retail Group) являются нашими безусловными фаворитами», - добавил Шульгин. X5 вполне может быть интересна инвесторам, которые формируют портфель с расчетом на долгосрочный горизонт, заключил он.

Инвестбанкир и профессор ВШЭ Евгений Коган высказал следующее мнение: «Российский продуктовый ритейл активно развивается, растет и улучшает свои финансовые показатели. Что же касается X5 Group, то, по нашему мнению, компания выглядит наиболее интересной по сравнению с конкурентами. Бизнес растет, позиции на рынке укрепляются».

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter