Вероятнее всего, финансовые результаты начнут влиять на цену акций тогда, когда будущее «Яндекса» станет понятным и неизменным на несколько лет вперед, когда развитие компании будет, в основном, закончено, и она начнет выплачивать дивиденды. Ведь, в отличие от западных стартапов, которые выходили на биржу в прошлом и позапрошлом годах, и финансовые результаты которых проливают свет на то, сбываются ли надежды, что их бизнес-модель окажется жизнестойкой, «Яндекс» проводил IPO в 2014 году, будучи уже прибыльной, высокомаржинальной компанией, практически доминирующей в своем сегменте рынка. Но, в отличие от крупных и прибыльных компаний, которые иногда проводят IPO, «Яндекс» не обещал в ближайшем будущем войти в фазу зрелой стабильности и выплачивать дивиденды.
Для «Яндекса» еще недавно перспективным будущим виделся прорыв на глобальные рынки, требующий на порядок больше финансовых ресурсов, чем в России. Это, конечно, был бы не рынок поиска, но, например, рынок беспилотного транспорта или умной техники, включая и роботов. Для дивидендов тут не оставалось никакого простора, и покупатели акций «Яндекса» рассчитывали не на них, а на энтузиазм следующего круга покупателей и на быстрое освоение «Яндексом» новых рынков – электронной коммерции, финтеха (несмотря на срыв слияния с «Тинькофф»), логистики, и «Яндекс» демонстрировал, что способен занять на таких рынках значительные позиции. Конкретные финансовые результаты были тут не слишком важны, поскольку, во-первых, были хорошими, а во-вторых, неясно было, что из них следует. Акции покупали, потому что растет бизнес.
При этом показатели «Яндекса» имеют все шансы установить рекорд. Во 2 квартале Яндекс показал выручку 117,7 млрд руб. и темпы прироста 45% (г/г). В 3 квартале вполне может показать такие же темпы, а выручка, вероятно, окажется значительно выше. Другие крупные игроки ИТ-рынка таких темпов представить не могут и по выручке отстают довольно сильно.
В первую очередь результат прошлого квартала был достигнут за счет сильной позиции на рынке агрегации предложений такси, откуда ушли конкуренты. Теперь «Яндекс» получил уникальную возможность управлять ценами, и его предложения временами значительно дороже, а не дешевле, чем у небольших игроков, а бренд – значительно сильнее. Во 2 квартале выручка от сегмента выросла на 53% (г/г). Ранее важным считалось снизить зависимость от рекламного рынка, и теперь его доля составляет в выручке лишь 40%, но за отчетный квартал доходы от рекламы выросли на 22% (г/г) и также оказались среди драйверов роста. В сегменте электронной коммерции рост выручки за полгода составил 107% (г/г), что указывает на сохранение лидерских позиций на рынке маркетплейсов наравне с Ozon и Wildberries.
Третий квартал на рекламном рынке более живой, чем второй, и на рынке электронной коммерции – тоже. На рынке такси следует ожидать роста просто по инерции.
В августе правительство России выделило «Яндексу», VK и Ozon льготный кредит в объеме 130 млрд руб. для выплаты обязательств по еврооблигациям. В сентябре «Яндекс» объявил о практически полной реструктуризации облигационного займа, которая, в основном, была закончена еще в июне.
Однако есть вещи поважнее финансовой отчетности. Некоторые из них сигнализируют о высоких рисках, которые не компенсируются высокими показателями. Так, в ходе обмена активами «Яндекс» продал холдингу VK свой новостной проект «Яндекс.Новости» и блог-платформу «Дзен». За это компания получила сервис доставки еды Delivery Club. Однако обнаружился неожиданный момент – теперь «Яндекс» довольно долго не будет пользоваться доменом yandex.ru. Оттуда пользователи будут форвардиться на Dzen.ru
Что могло вынудить «Яндекс» сдать в аренду VK свою главную страницу и перебраться на сайт ya.ru? Понятно, зачем это VK – без этого у VK и Dzen, и «Новости» просто растеряли бы старую аудиторию и не набрали новой. Но зачем это «Яндексу»? Вряд ли из-за острого желания заполучить Delivery Club, ради которого Яндекс потерял «голову».
При этом надо иметь в виду, что электронная коммерция, фудтех и райдтех – принципиально менее маржинальный бизнес, чем «голова» – головная страница, и чем традиционный для «Яндекса» поиск. Даже мировой лидер доставки еды DoorDash пока остается убыточным, его акции продолжают дешеветь.
Сложно не связать такой обмен активами с активно обсуждающимся в СМИ возможным выделение части проектов «Яндекса» в дочерние компании, которые отойдут основателю поисковика Аркадию Воложу. Аркадий Волож, создатель крупнейшего игрока российского ИТ-рынка, является выдающимся управленцем, и именно поэтому он стал мишенью для американских и европейских санкций. Нельзя исключить возможность ухода Воложа вместе с новыми направлениями в безопасную гавань и превращения рекламного бизнеса «Яндекса» в «дойную корову» по аналогии с телекомами. А сам «Яндекс», к примеру, передадут на время в доверительное управление в VK, так же, как и головную страницу.
Слухи о том, что Алексею Кудрину предлагался колоссальный пакет акций в обмен на помощь в разделе активов, лишь усугубляют подозрения, что основатель не жадный – не нужны ему миллиарды, сохранить бы хоть что-нибудь. Но тогда нежадными вынужденно становятся и остальные акционеры.
При хорошем настроении на рынке инвесторы могут отреагировать на хороший отчет бурно и радостно. Но прежде чем значительно пополнять портфель акциями «Яндекса», следует сперва понять, кто будет основным владельцем компании (кто будет контролировать акционерное собрание), кто ее реальные топ-менеджеры и каков теперь ее стратегический курс.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
