Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Ив Сен-Лоран — спаситель французской моды » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Ив Сен-Лоран — спаситель французской моды

Биография эпатажного художника, ученика Кристина Диора и создателя гардероба современной женщины
2 ноября 2022 Открытие | Открытый журнал Ильина Анастасия

Ив Анри Дона Матьё Сен-Лоран родился 1 августа 1936 г. в Алжире в семье страхового агента. В восемь лет Ив нарисовал первый эскиз платья для мамы. С этого момента рисование стало не только любимым занятием, но и смыслом жизни будущего кутюрье.

Спустя три года сердце Ива покорил театр. Игра актёров и буйство красок настолько поразили юношу, что он организовал собственный домашний театр, где главные роли исполняли созданные им куклы. Перед каждым представлением Ив не только писал сценарий, но и шил новые костюмы для своих «актёров».

Завершив обучение в колледже, Ив поступил в местный лицей, где уделял особое внимание изучению латыни и французского языка.

Успех в Dior
В 1953 г. семнадцатилетний Ив переехал в Париж. В столице он поступил в школу искусств — и спустя полгода созданный Сен-Лораном эскиз чёрного коктейльного платья получил первый приз на престижном конкурсе молодых модельеров. Через два года работы Ива заметил Кристиан Диор, считавшийся на тот момент французским правителем мира моды. Кристиан предложил талантливому художнику работу в своём модном доме — и вскоре уже доверял начинающему дизайнеру самые сложные и ответственные задачи.

После смерти Кристиана Ив занял пост своего покровителя, став главным художником дома Dior в 21 год. Пока заголовки газет кричали о предстоящем позоре молодого кутюрье, а критики предрекали ему провал, Ив трудился над дебютной коллекцией, вдохновляясь русскими сарафанами. Первый показ Сен-Лорана произвёл эффект разорвавшейся бомбы — А-силуэты, радикально отличавшиеся от фирменных приталенных линий Кристиана, стали новой легендой моды и вызовом традиционным устоям. Шёлковые платья-трапеции были манифестом дерзкого художника, который не собирался жить в тени памяти своего учителя и бояться критиков.

Летом 1959 г. журналисты, забывшие про свои оскорбительные статьи и называвшие Ива не иначе как спасителем французской моды, вовсю писали о командировке Сен-Лорана в СССР. Художник в компании двенадцати моделей отправился в Страну Советов, чтобы представить своё творчество за железным занавесом.

Ив Сен-Лоран — спаситель французской моды


В 1960 г. Ива призвали в армию — повестку художник воспринял как заключение о собственной смерти. Не выдержав дедовщины и строгой муштры, Ив перенёс нервный срыв. В военном госпитале было два средства лечения психических заболеваний — электрошок и транквилизаторы. Будучи привязанной к кровати жертвой варварского лечения, Ив фактически превратился в скелет. Когда вес Сен-Лорана достиг критической отметки в 35 кг, армейское руководство приняло решение о его демобилизации — и Ив смог вернуться в Париж.

Изгнанный из дома
Реабилитационным центром для истощённого художника стал родной дом Диор. Ив с упоением работал над новой коллекцией «Битник», мечтая покорить весь мир норковыми пальто и укороченными байкерскими куртками из крокодиловой кожи. Увлечённый творчеством, он не замечал скептических взглядов акционеров, поэтому оказался не готов к новому удару — владельцы модного дома назвали коллекцию слишком дорогой, бесперспективной и дерзкой.


Ив Сен-Лоран с моделями в рамках работы над коллекцией «Битник»

От справедливо возмущённого Ива было решено избавиться — акционеры хотели видеть на месте главного художника более управляемую, предсказуемую и покладистую личность, которая не будет бросать вызов скрепам. В результате Сен-Лоран уступил свою должность Марку Боану.

Из депрессии Ива выдернул его старый друг Пьер Берже. Он уговорил Сен-Лорана подать в суд на инвесторов Dior — совместными усилиями друзья смогли отстоять права Ива и получить солидную компенсацию от модного дома.

Одержав победу, Пьер и Ив решили создать собственную компанию и принялись искать инвесторов. Удача им улыбнулась — друзья познакомились с американским бизнесменом Марком Робинсом, который согласился финансировать будущее предприятие.

YSL
В 1961 г. Сен-Лоран зарегистрировал собственный модный дом с логотипом YSL. Через несколько месяцев кутюрье закончил работу над первой коллекцией. Общество снова ждало показ со скепсисом — критики говорили, что у Сен-Лорана просто не хватит денег на создание достойных моделей, а журналисты снова предрекали ему провал. Заставить злопыхателей замолчать смогли баронесса де Ротшильд и Франсуаза Саган — дамы, обладавшие непререкаемым авторитетом в столице, открыто выразили поддержку художнику, после чего даже ярые критики стали сдержаннее в высказываниях.


Ив Сен-Лоран в собственном модном доме

Спустя четыре года Сен-Лоран безапелляционно заявил, что устал одевать исключительно богачей и решил посвятить себя искусству — коллекция «Мондриан», ставшая поистине легендарной, только подтвердила слова художника. А-силуэты, украшенные работами нидерландского живописца Пита Мондриана, преобразились в наряды из царства ярких красок. Картины на ткани не были простым принтом — узоры сшивались из разноцветных лоскутов, превращаясь в настоящие полотна.


Модели в нарядах из коллекции «Мондриан»

В 1966 г. Ив открыл первый бутик YSL — Yves Saint Laurent Gauche, назвав его в честь левого берега реки Сены, где часто собирались вольнодумцы, творческие натуры и смельчаки, охваченные революционными настроениями. Через год на витринах бутика появились наряды из новой коллекции YSL «Смокинг». Иву удалось совершить невозможное — с лёгкой руки художника частью женского гардероба стали смокинги, жакеты-сафари, брючные костюмы, комбинезоны, бушлаты и прочие вещи, которые ранее считались исключительно мужскими.

В 1966 г. Ив принял участие в съёмках фильма «Дневная красавица» в качестве художника по костюмам. Считается, что именно с этого момента французское кино и парижская мода начали свой совместный путь сквозь десятилетия. Катрин Денёв, блиставшая на экране в нарядах от Ива, была не только поклонницей, но и другом художника, сумевшим разделить все горести и радости сорокалетней карьеры Сен-Лорана. «Ив был невероятным, — говорила Денёв в интервью о своём друге, — он постоянно совершал фантастически дерзкие вещи, на которые способен только очень робкий человек».

В 1968 г. Ив рассказал журналистам, что во время подготовки коллекций рисовал свыше тысячи эскизов, из которых после выбирал около двух сотен. На создание набросков Сен-Лоран отводил себе не больше двух недель. Ещё шесть уходило на пошив и репетиции, после чего Ив «взрывал» на подиуме новую модную «бомбу».

В 1971 г. мир увидела коллекция «Либерасьон», которая показалась провокационной даже тем, кто привык к резким выпадам Ива. Вдохновением послужила дружба художника с Паломой Пикассо, которую он считал женщиной исключительного ума и удивительного вкуса. Именно она купила на рынке костюм, популярный в 1940-х гг., чем подтолкнула Сен-Лорана на создание моделей с отсылкой к одежде времён Второй мировой.


Палома Пикассо и Ив Сен-Лоран

Глядя на женщин, чью сексуальность и женственность подчёркивали, казалось бы, сугубо мужские костюмы, критики не стеснялись в словах и всячески оскорбляли Сен-Лорана. Однако нашлись и те, кто оценили смелость и новаторство — к числу поклонников Ива и «Либерасьон», в частности, примкнула Марлен Дитрих, представившая несколько нарядов из нашумевшей коллекции. Спустя несколько лет первые модницы столицы выстраивались в очередь, чтобы получить костюм от Ива. Не менее популярными стали и прозрачные блузки, которые идеально дополняли строгие линии брючных моделей.


Марлен Дитрих представляет модели из коллекции «Либерасьон»

Ив был не только талантливым дизайнером, но и успешным парфюмером. Представляя в 1971 г. аромат «Опиум», Сен-Лоран снова пустил в ход своё любимое оружие покорения публики — эпатаж, проведя презентацию абсолютно голым. В рекламе аромата снимались Руперт Эверетт, Линда Евангелиста и Софи Даль — знаменитости также обнажились для съёмок, поддержав создателя парфюма.

В 1976 г. источником вдохновения для Сен-Лорана послужил балет Сергея Дягилева, о чём явно говорило название новой коллекции «Русские балеты и оперы». Платья, роскошно расшитые золотой нитью, были благосклонно приняты публикой, которая уже предположить не могла, что стоит ждать от эпатажного мэтра на очередном показе.



Последний показ
В 1990 г. мир увидела коллекция-трибьют Ива Сен-Лорана, посвящённая танцорам, актёрам и художникам. В 1992 г. стало известно, что маэстро намерен закончить карьеру, однако его путь в мире моды продолжился до 2002 г. Свою последнюю коллекцию художник продемонстрировал на подиуме центра Жоржа Помпиду. Уход Сен-Лорана приобрёл статус события национального масштаба.

Свой последний выход на подиум в качестве художника YSL Ив сопроводил лаконичным и одновременно глубоким комментарием:

Я чувствую, что создал гардероб современной женщины и участвовал в трансформации своей эпохи. Я делал это при помощи одежды и очень горжусь тем, что женщины всего мира носят сегодня брючные костюмы, смокинги, двубортные жакеты, тренчи.



Ив Сен-Лоран и Пьер Берже

Покинув пост главного дизайнера YSL, Ив переселился в свой особняк, ультрамариновый фасад которого поражал весь Марракеш. Там он провёл последние годы жизни, сидя на террасе, укрытой тенью пальм, и поглаживая своего любимого французского бульдога.

Художник моды ушёл из жизни 1 августа 2008 г. Причиной его смерти стала неоперабельная опухоль головного мозга. Церемонию прощания, прошедшую в знаменитой парижской церкви Сен-Рош, посетили тысячи поклонников таланта Ива, в числе которых были супруги Саркози, Юбер де Живанши, Валентино, Жан-Поль Готье и Марк Джейкобс. Прах модельера был развеян над его особняком в Марракеше.

Пьер Берже проводил друга, сказав, что «он был борцом за свободу, анархистом, он бросал бомбы к ногам общества. Именно так он менял наш мир и делал женщину сильнее».

Цитаты Ива Сен-Лорана

С годами я понял, что самое главное в платье — это женщина, которая его надевает.

Мода проходит, стиль вечен.

В этой жизни я жалею только об одном — что джинсы придумал не я.

Лучшая одежда для женщины — это объятия любящего её мужчины. Но для тех, кому пока не повезло, есть я.

Любовь — лучшая косметика. Но косметику купить легче.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу