Отчет «Яндекса» за 3 квартал: все растет, но инвесторы ждут подвоха » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Отчет «Яндекса» за 3 квартал: все растет, но инвесторы ждут подвоха

4 ноября 2022 Тинькофф Банк | Яндекс Романович Роман
«Яндекс» (MOEX: YNDX) — международная технологическая компания, основанная в России в 2000 году. Тогда была образована отдельная компания «Яндекс», а в 2007 она зарегистрировалась в Нидерландах и объединила активы на базе Yandex N. V.

«Яндекс» ведет бизнес в 21 стране мира и владеет сервисами поиска, интернет-порталами, маркетплейсами, сервисами доставки еды, музыки, каршеринга и другими проектами, объединенными в единую экосистему.

3 ноября компания опубликовала отчет за 3 квартал, и вот главное из него.

Операционные и финансовые результаты

По итогам 3 квартала общая выручка «Яндекса» выросла на 46% год к году и составила 133,2 млрд рублей. Скорректированная чистая прибыль составила 5 млрд рублей. «Яндекс» направил 4,7 млрд рублей на денежные выплаты сотрудникам, компенсирующие потерю невозможных для реализации опционов из-за ограничения торгов акциями «Яндекса» на бирже Nasdaq. В 3 квартале выплаты получили более 10 тысяч сотрудников «Яндекса», участвовавших в программе.

Финансовые результаты «Яндекса», млрд рублей

Отчет «Яндекса» за 3 квартал: все растет, но инвесторы ждут подвоха


«Яндекс» выделяет 5 отчетных сегментов бизнеса.

«Поиск и портал». Сегмент включает в себя «Поиск», «Гео», «Яндекс 360», «Погоду», голосового помощника Алису и ряд других сервисов, предлагаемых в России, Беларуси и Казахстане.

Выручка сегмента в 3 квартале 2022 выросла на 45% год к году и составила 60,9 млрд рублей. Скорректированный показатель EBITDA вырос на 61% год к году, до 33,8 млрд рублей. Общая доля «Яндекса» в поиске по итогам квартала составила 62% — это рост на 2,7 процентных пункта год к году. На мобильный трафик пришлось 69,3% поисковых запросов.

Рост показателей обусловлен улучшением и расширением рекламной сети «Яндекса», а также изменением в конкурентной среде: после ограничений со стороны западных сервисов мобильной и интернет-рекламы доля «Яндекса» выросла, что позволило нарастить выручку.

Основной вклад в рост выручки сегмента по-прежнему вносит малый и средний бизнес, но в 3 квартале «Яндекс» заметил рост в сегменте крупного бизнеса и ждет увеличения рекламных бюджетов крупных компаний в 4 квартале.

«Электронная коммерция, доставка и мобильность». Это обширный сегмент, который включает в себя сервис «Такси», каршеринг «Драйв», облачное хранилище Yandex Cloud, маркетплейс «Маркет», сервисы доставки «Еда» и «Лавка», а также сервис «Топливо».

Выручка сегмента в 3 квартале выросла на 49% год к году и составила 63,3 млрд рублей. Показатель скорректированной EBITDA сегмента улучшился, но остался отрицательным: по итогам квартала убыток сократился до 2,4 млрд рублей — против убытка в 10,64 млрд рублей годом ранее.

Убыток сократился из-за повышения операционной эффективности и сокращения маркетинговых расходов благодаря концентрации рекламных бюджетов в наиболее прибыльных каналах.

Товарооборот сегмента e-commerce за 9 месяцев 2022 года вырос почти в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и составил 195,6 млрд рублей. Ассортимент товаров на маркетплейсе с начала года вырос в 2,2 раза и достиг 49,3 млн уникальных позиций, а число активных покупателей выросло в 1,5 раза — до 12,5 млн.

Бизнес мобильности также демонстрирует быстрые темпы роста. Выручка подразделения выросла на 40% год к году — до 31 млрд рублей. MAU — число активных пользователей за месяц — в сервисе «Яндекс Go» составило 36,5 млн человек к концу отчетного периода, увеличившись на 14% в сравнении с прошлым годом и на 2% в сравнении с 2 кварталом 2022. Доля поездок в сервисе такси, совершенных на зарубежных рынках, составила 29% в сентябре 2022 года — против 27% в июне и 25% в конце 1 квартала 2022 года.

«„Плюс“ и развлекательные сервисы». Сегмент включает в себя сервисы «Плюс», «Музыка», «Кинопоиск», «Афиша» и продюсерский центр «Студия».

По итогам квартала выручка сегмента выросла на 81% — до 7,8 млрд рублей. По итогам 9 месяцев 2022 года рост составил 66%. Этот сегмент остается убыточным, но его эффективность постепенно улучшается. По итогам 3 квартала маржинальность скорректированной EBITDA составила минус 19,2% — против минус 36,9% годом ранее.

Количество подписчиков сервиса «Плюс» выросло на 53% по итогам квартала и достигло 15,8 млн человек. За 2 года число платных подписчиков сервиса выросло в 3 раза.

«Объявления». В этот сегмент входят портал Auto.ru и сервисы «Недвижимость», «Аренда» и «Путешествия». Выручка сегмента выросла на 39% и составила 3,4 млрд рублей.

Рост показателей обусловлен введением дополнительных услуг, расширением монетизации в сервисах, а также изменением конкурентной среды после ухода иностранных сервисов для путешественников.

Этот сегмент приносит компании прибыль: маржинальность скорректированной EBITDA по итогам 9 месяцев 2022 года составила 10,8%, сократившись в 2 раза в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.

«Другие бизнес-сегменты и инициативы». В этот сегмент входят бизнес по беспилотным автомобилям, «Дзен» — до 12 сентября 2022 года, когда была завершена сделка по передаче сервиса VK, — Yandex Cloud, «Образование», «Устройства», «Финтех» и другие экспериментальные и нераспределенные направления.

Выручка сегмента выросла на 70% по итогам квартала и составила 10,19 млрд рублей. Этот сегмент остается убыточным для «Яндекса»: показатель скорректированной EBITDA за 9 месяцев 2022 составил минус 19,2 млрд рублей, что превышает показатели прошлого года на 124%.

Выручка от продаж устройств увеличилась на 74% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 3,7 млрд рублей. Выручка Yandex Cloud выросла на 175% по сравнению с прошлым годом благодаря расширению портфеля продуктов, а также увеличению доли «Яндекса» на рынке на фоне увеличения спроса и изменения конкурентной среды на внутреннем рынке после ухода иностранных облачных сервисов.

Новости

В сентябре «Яндекс» и VK закрыли сделку по обмену активами, по условиям которой к VK перешел контроль над сервисами «Дзен» и «Новости», а к «Яндексу» — сервис доставки еды Delivery Club. В приложении Delivery Club уже начали появляться сервисы «Яндекса» — первым стала «Лавка». Это позволит ей выйти на новую аудиторию и увеличить объем заказов.

Остается неопределенность с возможным разделением бизнеса «Яндекса», в рамках которого планируется выделение бизнеса беспилотных автомобилей, облачного и образовательного направления в отдельную компанию и их дальнейшее развитие за рубежом. В случае реализации такого раздела экосистема потеряет часть сервисов.

Что в итоге

Рынок отреагировал на отчетность умеренно: несмотря на сильный рост показателей, инвесторы не проявили оптимизма и акции выросли всего на 0,5% к вечеру четверга.

Из-за геополитической неопределенности «Яндекс» отказался от прогнозов дальнейших операционных и финансовых показателей. Но изменившаяся структура рынка после ухода иностранных сервисов поможет компании и дальше увеличивать долю на российском рынке интернет-рекламы.

С другой стороны, не до конца известны параметры потенциального раздела бизнеса, в результате которого «Яндекс» может потерять часть сервисов, что в будущем приведет к сокращению выручки.

Также на будущие финансовые результаты негативное влияние может оказать передача сервисов «Дзен» и «Новости» и консолидация убыточного Delivery Club.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter