Чон Чжу Ён — автомобилестроитель и кандидат в президенты Южной Кореи » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Чон Чжу Ён — автомобилестроитель и кандидат в президенты Южной Кореи

Биография основателя Hyundai — компании, чьё название стало символом страны
16 ноября 2022 Открытие | Открытый журнал | Hyundai Ильина Анастасия

Чон Чжу Ён родился в 1915 г. в корейской деревеньке Асан в крестьянской семье. На тот момент Корея находилась под властью Японии, поэтому коренному населению приходилось непросто — корейцы были вынуждены выживать, тяжело работая за кусок хлеба и не имея возможности дать своим детям достойное образование.

Осознав, что его обучение завершится на этапе начальной школы, Чон распрощался с мечтой стать учителем. Он рано повзрослел — в свои десять трудился наравне со взрослыми. Главным авторитетом для Чона был его дед — глава семьи знал китайский и смог познакомить внука с культурным наследием Поднебесной. Благодаря дедушке Чон начал брать уроки в местной конфуцианской школе, однако знание иностранного языка не изменило его статус в обществе — дорога в колледж по-прежнему была закрыта для Чжу. В 18 лет он сбежал из дома — в поисках работы и лучшей жизни юноша отправился в Сеул.

Столица. Первый бизнес
Жизнь в столице обманула ожидания Чона — мечты о хорошей работе оказались несбыточными. Корейский юноша без образования мог рассчитывать только на самый тяжелый труд — проработав несколько лет в должности подсобника, Чон устроился строителем на железную дорогу. Денег хватало на скромное питание и аренду спального места.

Чжу не собирался мириться с нищетой — он проделал дальний путь в поисках лучшей жизни и не был намерен сдаваться без боя. Чжу пошёл на риск, оставив работу строителя и устроившись курьером в компанию, специализирующуюся на торговле рисом. Удача наконец-то улыбнулась Чону — владелец магазина отметил его ум и предприимчивость. Чжу быстро получил повышение — уже через месяц ему доверили вести учёт, спустя год Чон получил должность управляющего. В 1937 г., после смерти своего начальника, Чон стал владельцем магазина, а его братья и сёстры стали первыми сотрудниками.

Автомастерская. Череда неудач
В 1939 г. губернатор, управляющий оккупированными Японией корейскими территориями, издал указ, согласно которому рис стал продуктом военного назначения и должен был отпускаться исключительно по талонам. Чону пришлось распрощаться с успешным бизнесом и вернуться в родную деревню. Чжу не собирался сидеть без дела — он купил участок земли и занялся фермерством. Не желая связывать всю жизнь с аграрным делом, предприниматель тщательно обдумывал различные бизнес-идеи.

В 1940 г. Чон принял решение открыть автомастерскую — японское правительство слабо контролировало эту сферу, поэтому у Чжу было больше шансов заработать состояние в автомобильной индустрии, чем в сельском хозяйстве. Хотя Чон не имел понятия об устройстве машин, его бизнес быстро стал успешным — умение привлекать талантливых специалистов оказалось важнее наличия технических навыков.

Чтобы обезопасить своё дело от слишком пристального внимания со стороны властей, Чжу наладил контакт с предпринимателями из Японии. Успех мастерской не пошатнул даже пожар — Чон занял средства у местных торговцев и в кратчайшие сроки восстановил бизнес.

Чжу Ён всячески старался завоевать расположение богатых клиентов — для послов, чиновников и прочих представителей политической элиты его мастерская работала ежедневно, исключение не составляли даже государственные праздники. В погоне за обеспеченными клиентами Чон не чурался мошенничества — он часто присваивал новые оригинальные детали, устанавливая на машины иностранцев качественные подделки, а полученные обманом комплектующие продавал местным чиновникам. Вскоре Чжу был наказан за свои уловки — японские власти закрыли его мастерскую. В результате 70 мастеров лишились работы, а сам предприниматель был вынужден вернуться в село, где появился на свет.

Возвращение в Сеул. Строительный бизнес
В 1946 г. Чон вернулся в Сеул и зарегистрировал автомобильную компанию Hyundai Motor Industrial, специализирующуюся на ремонте американских военных машин. Спустя год Чжу решил влиться в строительный бизнес, который на тот момент был одним из самых прибыльных направлений. Правительство США щедро выделяло средства на восстановление объектов, поэтому представители корейского строительного сектора не испытывали дефицит заказов. В 1947 г. штат строительной компании Hyundai Civil Industries составлял одиннадцать человек, включая руководителя.

Контракты на строительные работы распределялись согласно теневым схемам, поэтому компания-новичок практически не имела шансов заключить выгодную сделку. Чон надеялся на поддержку своего брата, служившего переводчиком при американском правительстве. Брат не подвёл — Чжу получил крепкие связи с чиновниками в США, за счёт чего его предприятие могло претендовать на солидный доход. Вплоть до 1970-х гг. основной деятельностью строительной компании Чона было восстановление корейской транспортной инфраструктуры.

Сотрудничество с США. Советник президента
1950-е гг. выдались для Кореи непростыми — страна считалась одним из самых неблагополучных азиатских государств. Единственной поддержкой для корейского бизнеса оставались американские инвесторы — в борьбе за финансирование предприятия начали объединяться в чеболи, своеобразные конгломераты, состоящие из компаний, развивающихся в различных отраслях под одним брендом.

Начало 1960-х гг. стало экзаменом для всей страны и лично президента Пак Чон Хи. Придя к власти, правитель Южной Кореи принялся восстанавливать промышленный сектор, так как все крупные производства остались на северокорейской территории. Президенту удалось уменьшить влияние японских властей на южнокорейскую экономику и наладить сотрудничество с США путём активного участия во Вьетнамской войне. Также Пак Чон Хи увеличил государственное финансирование чеболей — он не только нарастил инвестиции, но и погасил внешние и внутренние долги холдингов.

Разумеется, поддержкой правительства пользовались далеко не все корпорации, однако Чон, обладавший поразительным умением находить общий язык с любыми политиками, быстро наладил партнёрские отношения с лидером государства. Помня о том, что именно Чон одним из первых начал работать с американцами и строил объекты для военных сил США, президент сделал Чжу одним из своих советников.

Hyundai Pony. Расширение бизнеса
Имея в числе покровителей президента, Чон начал расширять бизнес — именно его чеболь занимался строительством порта в Саудовской Аравии, возведением таиландской автострады и проектированием плотины на реке Соянган. Среди крупных контрактов Hyundai было строительство цементных заводов в Корее и дороги, соединившей Сеул и Пусан.

Автомобильное направление Hyundai также активно развивалось — в начале 1970-х гг. Чон приобрёл лицензию на производство машин Ford. Сотрудничество оказалось непродолжительным — компания Генри Форда не намеревалась наращивать влияние на корейском рынке, а Чон мечтал выпускать собственные автомобили, а не копировать чужие.

Дебютная модель Hyundai Pony стала лидером корейского автопрома, едва успев сойти с конвейера в 1975 г. Компания использовала японские и британские технологии, над дизайном машины работала итальянская корпорация ItalDesign Giugiaro. Двигатель Hyundai Pony был сконструирован специалистами из компании Mitsubishi. За четыре года было произведено свыше 110 тыс. автомобилей.

Чон Чжу Ён — автомобилестроитель и кандидат в президенты Южной Кореи

Hyundai Pony. Источник фото: vc.ru

Республика Hyundai. Новые горизонты
Параллельно с Hyundai Motors Чон развивал судостроительный бизнес — в 1974 г. его компания возвела на территории портового города Ульсан одну из крупнейших верфей в мире. Чжу был уверен, что строение портовых объектов и кораблей — неразделимые составляющие судового бизнеса. За три года Hyundai выпустила два супертанкера, а в 1975 г. поглотила судоремонтный завод MIPO, создав на его базе судостроительную компанию с мировым именем Hyundai Mipo Doyard.


Верфь Hyundai Mipo Doyard. Источник фото: vc.ru

В 1976 г. Hyundai получила право выпускать судовые двигатели B&W и Sulzer. Вскоре конгломерат Чона пополнила сталелитейная компания Kyung-il Industrial — за четыре года она выполнила контракт на строительство трубопрокатного завода, который в дальнейшем тоже стал частью корпорации. Продукция Hyundai Pipe, ныне известного под названием Hyundai Hysco, была широко востребована на российском, индийском, американском, китайском и бразильском рынках. Город Ульсан, в котором холдинг строил большинство своих предприятий, был переименован в народе в Hyundai-City. Впрочем, на тот момент многие называли всю Южную Корею «Республикой Hyundai».

В середине 1970-х гг. Чон запустил филиал Hyundai Machine Tools, которая специализировалась на производстве токарных и фрезерных станков. Компания, на данный момент известная под названием Hyundai Wia, выпускает до 8 тыс. станков ежегодно. Также компания является ведущим поставщиком комплектующих для космических и авиационных предприятий.

В 1977 г. Чон наладил производство электрооборудования на базе Hyundai Electrical Engineering, заключив партнёрство с корпорацией Siemens. В последующие три года предприниматель запустил производство деталей для поездов Hyundai Precision, лесоперерабатывающее предприятие Hyundai Wood Industries и металлургический завод.



Политические амбиции. Президентские выборы
В 1987 г. холдинг Hyundai состоял из 35 компаний — самым доходным был автомобильный филиал. Hyundai Motors наращивала влияние в США и Канаде — к концу 1980-х гг. на американский рынок было экспортировано свыше 1 млн автомобилей. Успех автомобилестроительного направления позволял компании компенсировать убытки, основным источником которых были судостроительные предприятия, чьё развитие замедлял дефицит контрактов.

Репутация Hyundai была изрядно испорчена забастовками рабочих — в 1987 г. сотрудники конгломерата не раз выходили на улицы Ульсана. Подавить протесты удавалось только с помощью силовых структур. Чон был известен как жёсткий начальник. Он мог позволить себе не только крик и хамство в адрес подчинённых, но и не раз бросал в провинившихся работников различные предметы. При этом доставалось как рядовым сотрудникам, так и главам филиалов.

1990-е гг. компания встретила в качестве второго по величине холдинга в Южной Корее с выручкой в 35 млрд долл. Чон, несмотря на свою сомнительную репутацию, решил стать чиновником. Политические амбиции предпринимателя удивили общественность — корейские бизнесмены старались держаться от публичной жизни и чиновничьего мира подальше. В 1992 г. Чон основал партию Unification National Party и получил на выборах 10% мест в правительстве.

Успех вдохновил Чона на участие в президентской гонке — на выборах лидера страны он занял третье место, из-за чего впал в депрессивное состояние и несколько потерял интерес к бизнесу. Тем не менее холдинг продолжал развиваться — к 1995 г. конгломерат состоял из 60 компаний, штат которых превышал 200 тыс. человек. Объём выручки превысил 90 млрд долл.

В 1991 г. Hyundai выпустила свой первый двигатель Alpha, через два года вышла более совершенная модель Beta. Модельный ряд компании пополнили HCD II, Accent, Coupe, Atoz.


Hyundai HCD II. Источник фото: vc.ru

Уход. Распад холдинга
В 1994 г. Чон принял решение изменить систему управления компанией — Hyundai стала слишком громоздкой, из-за чего не могла быстро реагировать на рыночные события. Через три года после реорганизации холдинг столкнулся с не менее серьёзной проблемой — азиатским кризисом. Даже автопромышленный филиал оказался на грани катастрофы — неудачные поглощения KIA и Daewoo, которые впоследствии обанкротились, едва не поставили крест на Hyundai Motors.

От разорения компанию спасли инвестиции в размере 40 млрд долл., направленные МВФ на развитие азиатских стран. Полученные средства Чон вложил в акции LG Semicon, что позволило его компании Hyundai Electronics стать вторым по величине поставщиком чипов в мире и существенно поправить своё финансовое положение.

В 2000 г. Чжу Ён сократил направления развития компании — Hyundai сосредоточила силы на производстве автомобилей и электроники, а также на судостроении и розничной торговле. Правительство оказало поддержку холдингу — власти списали часть долгов компании и направили финансирование в размере 31 млрд долл. на поддержку Hyundai.

В конце 2000 г. Чжу покинул пост главы компании, передав должность своему сыну Чон Мон Хуну, и через год ушёл из жизни. На тот момент Чон Чжу Ён был владельцем состояния в размере 6,2 млрд долл. После смерти Чона его бизнес был разделён между его сыновьями.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter