Переориентация нефтяного экспорта в 2022 году: кто и в каких объёмах закупает у России нефть » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Переориентация нефтяного экспорта в 2022 году: кто и в каких объёмах закупает у России нефть

Как менялись объёмы продаж нефти и состав стран-покупателей с февраля 2022 года
25 ноября 2022 Открытие | Открытый журнал | Нефть Скворцов Дмитрий
С 5 декабря 2022 г. должен вступить в силу запрет на импорт российской нефти в ЕС, перевозимой по морю в танкерах. А с 5 февраля 2023 г. — на импорт перевозимых в танкерах нефтепродуктов.

Из-за санкций, которые были введены против многих российских банков, и рисков для российской стороны при расчётах за экспорт в долларах, а также отказа ряда стран от российских энергоносителей доля Северной и Западной Европы в морском экспорте нефти из РФ снижалась в течение почти всего 2022 г. С 4 марта до 11 ноября поставки упали с 1,16 млн до 140 тыс. баррелей.

Направления поставок российской нефти танкерами

Переориентация нефтяного экспорта в 2022 году: кто и в каких объёмах закупает у России нефть

Рис. 1. Среднее значение за четыре недели, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

Сокращение поставок нефти в Северную Европу началось в середине марта (в статистике Bloomberg к странам Северной Европы относятся не только Скандинавия и Прибалтика, но и Германия, Нидерланды, Великобритания и Франция).

При этом экспорт нефти в страны Южной Европы с середины апреля стал сильно расти, достигнув максимума в середине июня (в основном это происходило из-за перевода электрогенерации на нефтепродукты в условиях стремительного роста цен на газ). С 4 марта по 10 июня морские поставки нефти в Южную Европу увеличились более чем в два раза: с 400 тыс. до 860 тыс. баррелей в день. Затем, к 11 ноября, произошло постепенное снижение до 560 тыс. баррелей.

Поставки нефти танкерами в страны Европы


Рис. 2. Отгрузка из разных российских портов, среднее значение за четыре недели, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

Выросли и поставки нефти в страны Средиземноморья (с 130 тыс. баррелей в день 25 февраля до 330 тыс. 29 апреля). Затем объёмы отгрузки колебались между 150 тыс. баррелей в конце мая — начале июня и максимумом в 390 тыс. баррелей, который был зафиксирован 30 сентября (речь идёт об усреднённом значении за предшествующие дате четыре недели). На 11 сентября объём поставок нефти в страны Средиземноморья составлял 300 тыс. баррелей ежедневно (в 2,3 раза выше, чем в феврале).

Поставки российской нефти танкерами в страны Северной Европы


Рис. 3. Отгрузка из разных российских портов, среднее значение за четыре недели, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

Сокращение поставок в страны Северной и Западной Европы произошло за счёт отказа от российской нефти Великобританией — она покупала около 60 тыс. баррелей в сутки. Швеция, которая получала в среднем 40 тыс. баррелей, отказалась от закупок к середине марта, а Литва, ввозившая в начале года по 160 тыс. баррелей в день, — к середине апреля (без учёта операций по реэкспорту «латвийской смеси», но она получалась путём перегрузки нефти с танкера на танкер в море, поэтому формально получателем российской нефти Литва не числилась).

Финляндия, которая импортировала в среднем по 130 тыс. баррелей ежедневно, к началу апреля сократила закупки до 30 тыс. Но полностью отказаться от поставок она смогла лишь к середине августа.

Германия принимала в начале года танкеры с российской нефтью объёмом 90 тыс. баррелей в день, а к середине марта нарастила закупки до 120 тыс. И лишь в апреле отгрузка нефти в Германию морем начала сокращаться, полностью закончившись к началу июня.

Франция, которая в начале года получала ежедневно около 120 тыс. баррелей, постепенно сокращала импорт, остановив его в начале июня. При этом небольшие поставки в объёме около 10 тыс. баррелей в день в августе — начале сентября не учитываются.

Польша, импортировавшая морским путём в феврале порядка 210 тыс. баррелей нефти ежедневно, резко сократила ввоз российской нефти до 80 тыс. баррелей к концу марта, а окончательно избавиться от неё смогла лишь к середине октября.

Последняя страна региона, которая продолжает закупать нефть у России, — Нидерланды. Но ежедневные отгрузки в эту страну сократились с 530 тыс. баррелей в первой половине февраля до 330 тыс. в середине июля и 160 тыс. в первой половине ноября.

Основные порты назначения танкеров с российской нефтью в Средиземноморье — Италия, Турция, Греция и Хорватия. Остальные покупатели, получавшие в феврали около трети российской нефти в этом регионе (около 10 тыс. из 30 тыс. баррелей в день), к концу августа исчезли из статистики.

Поставки российской нефти танкерами в страны Средиземноморья


Рис. 4. Отгрузка из разных российских портов, среднее значение за четыре недели, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

Греция получала незначительные объёмы российской нефти, но отказалась от неё к середине июня. Зато Хорватия, раньше покупавшая российскую нефть нерегулярно, с марта стала наращивать закупки (которые, однако, даже в пиковые периоды не превышали 10 тыс. баррелей в день) и пока остаётся в числе покупателей. Основные же объёмы средиземноморских поставок приходятся на Италию и Турцию.

Италия, которая в середине февраля ежедневно закупала примерно 10 тыс. баррелей, к началу марта утроила, а к началу июня увеличила закупки в пять раз. Сейчас отгрузки российский нефти на Апеннинский полуостров составляют около 40 тыс. баррелей в день.

Турция, получавшая в конце прошлого года в среднем около 20 тыс. баррелей в сутки, ко второй половине февраля сократила импорт до 3–4,5 тыс. Однако с марта объёмы поставок стали увеличиваться, достигнув к ноябрю в среднем 40 тыс. баррелей.

Турция здесь числится страной Средиземноморья, хотя часть поставок осуществляется в её черноморские порты. Однако есть случаи, когда российский танкер в Средиземноморье меняет курс и разгружается в турецком порту, а танкер, следовавший до этого в Турцию, вдруг разворачивается и идёт в третью страну, которая не решилась покупать российскую нефть напрямую.

Непосредственно в Чёрном море у России два покупателя — Болгария и Румыния.

Поставки российской нефти танкерами в страны Причерноморья


Рис. 5. Отгрузка из разных российских портов, среднее значение за четыре недели, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

В середине февраля Румыния получала в среднем по 156 тыс. баррелей российской нефти ежедневно, а к середине марта сократила закупки до 42 тыс. Но затем была вынуждена опять нарастить импорт к середине апреля до 125 тыс. баррелей в день. Второй цикл снижения начался с июля, и к настоящему времени в румынские порты отгружается в среднем не более 21 тыс. баррелей нефти в день.

Болгария, напротив, нарастила объём закупок с 21 тыс. баррелей в сутки в конце февраля до 214 тыс. баррелей в середине июня. Затем эта цифра немного снизилась и к началу ноября составила 125 тыс.

Что касается поставок в Азию, то они выросли с 980 тыс. баррелей в день, или 35% всего морского экспорта (25 февраля), до максимума в 2,05 млн баррелей (22 апреля) — 58,6% всего морского экспорта на тот момент. Затем произошло некоторое снижение, но потом объём экспорта восстановился и на 11 ноября составлял 2,02 млн баррелей ежедневно (64,7%).

Поставки российской нефти танкерами в страны Азии


Рис. 6. Отгрузка из разных российских портов, среднее значение за четыре недели, млн барр. в день. Источник: bloomberg.com

Экспорт нефти в Китай морским путём в середине февраля составлял примерно 600 тыс. баррелей в день (61,2% от всего морского нефтяного экспорта России в Азию). Затем он постепенно рос, достигнув к середине июня пикового значения — 1,2 млн баррелей (58,5% поставок в Азию). На первую половину ноября объёмы поставок в Китай равняются примерно 880 тыс. баррелей ежедневно (42,1% азиатского экспорта).

Индия, покупавшая в середине февраля менее 30 тыс. баррелей в сутки, к 15 апреля нарастила импорт до 720 тыс., а к 29 апреля — до 890 тыс. К 11 ноября поставки нефти в Индию составляют порядка 750 тыс. баррелей в день.

В другие страны Азии (указанные перевозчиками) импорт нефти равен около 50 тыс. баррелей в сутки. Ещё 330 тыс. поставляется в другие страны Азии, не указанные в судовых декларациях. Кроме того, в среднем в 80 тыс. баррелей в день оценивается объём нефти в танкерах, которые движутся в водах Тихого и Индийского океанов, но место их назначения неизвестно.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter