Норма сахара. Как налог на сладкие напитки влияет на рынок? » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Норма сахара. Как налог на сладкие напитки влияет на рынок?

25 ноября 2022 ИХ "Финам" Поздеева Екатерина
Владимир Путин подписал закон о введении в России акциза на сахаросодержащие напитки с 1 июля 2023 года. Аналогичные налоги уже действуют во многих странах и направлены на снижение заболеваний, связанных с чрезмерным потреблением сахара, в частности, с диабетом и ожирением.

Finam.ru рассказывает о том, к чему привело налогообложение сладких напитков в других странах, как оно может повлиять на российский рынок, а также об аргументах сторонников и противников такого решения.

Налог на сахар: «за» и «против»

Доктора давно предупреждают о вреде чрезмерного потребления сахара. Считается, что введение налога на сладкие напитки принудит производителей снизить его содержание. Так, в Британии, где такой акциз действует с 2018 года, медицинские эксперты опубликовали исследование в Lancet, согласно которому уменьшение количества сахара в газировке на 40% всего за 5 лет снизит заболеваемость ожирением на 500 тыс. и на 300 тыс. - диабетом второго типа. По оценке специалистов, акциз экономит Национальной службе здравоохранения Соединенного Королевства, в среднем, 576 млн фунтов стерлингов в год, а также снижает распространение кариеса.

Однако у акциза на сахар в напитках есть и противники. Прежде всего, их производители. Например, американские компании Coca-Cola, PepsiCo и Dr Pepper Snapple Group, которые за 5 лет потратили свыше $100 млн на борьбу с его введением в США.

Критики налога подчеркивает, что он нацелен именно на производителей газированных напитков, тогда как под его действие не попадают натуральные или молочные сладкие напитки, а также кондитерские изделия, которые могут похвастаться столь же высоким содержанием сахара.

Налог на сахар считается регрессивным, т.е. от него страдают наименее обеспеченные люди, которым сложно покупать дорогие напитки. Однако именно они являются основными потребителями газировки.

Кроме того, он бьет по индустрии безалкогольных напитков, нанося ущерб компаниям.

Как работает налогообложение сладких напитков в разных странах?

Как пишет портал Obesity Evidence Hub, на 2022 год налог на сладкие напитки в той или иной форме действует в 54 странах мира, в том числе в Британии, Мексике, Южной Африке и в отдельных городах США.

С 2014 года газированные напитки в Мексике облагаются налогом в 1 песо за литр. Этот шаг привел к росту цен на безалкогольные напитки в стране примерно на 11%, а также к сокращению общего объёма их покупок на 37% к 2016 году. По прогнозам, за 10 лет мексиканский «сахарный» налог предотвратит 239 900 случаев ожирения.

В 2018 году в Великобритании введен двухуровневый сбор, который производители платят в зависимости от концентрации сахара. Так, напитки, содержащие более 8 г сахара на 100 мл, облагаются налогом в размере 0,24 фунта стерлингов за литр, а те, которые содержат от 5 до 8 г сахара на 100 мл, облагаются налогом в размере 0,18 фунта стерлингов за литр.

За четыре года после его введения содержание сахара в облагаемых налогом напитках снизилось на 43,7%, однако это не повлияло на общий объём продаж. Британию эксперты приводят как успешный пример снижения потребления сахара без ущерба для производителей.

В 2018 году Южная Африка ввела 10-процентный сбор на сладкие напитки, за исключением фруктовых соков. После его введения газированные напитки подорожали, в среднем, на 1,006 рэнд, покупки газированных напитков в стране упали на 29%, а количество сахара в них на 51%.

В США налог на сладкие напитки действует в одном городе и в одном штате. В 2015 году его ввели в Беркли, штат Калифорния, -1 цент за унцию, что привело к увеличению его средней цены на 0,83 цента. Через год после введения налога потребление газировки сократилось на 21%.

В 2017 году похожий налог в размере 1,5 цента за унцию ввели в Филадельфии. Его полностью переложили на потребителей, что привело к росту цен на газированные напитки на 21%, а количество приобретаемой за один поход в магазин газировки сократилось в среднем на 8,5 унций (251 мл).

К чему приведет введение акциза в России?

Согласно исследованию «Промсвязьбанка», в России производство безалкогольных напитков с 2009 по 2021 гг. увеличилось на 78%, до 18 млрд литров. C 2014 по 2021 год их потребление выросло на 33%, до 20,9 млрд литров.

В 2022 году ключевые производители безалкогольных напитков на территории страны, PepsiCo и Coca-Cola, сообщили о приостановке продаж и производства части безалкогольных напитков под своими брендами. Например, Coca-Cola будет выпускаться под маркой «Добрый кола», а PepsiCo - «Русский дар». При этом на прилавках растёт доля отечественных брендов газировки. Так, в июле 2022 года среди топ-25 брендов 25% были локальными, тогда как в июле прошлого года их доля составляла всего 16%.

Против принятия закона о налогообложении сладких напитков в России выступал Союз производителей соков, воды и напитков, а «Черноголовка» и «Очаково» заморозили инвестиции в новые проекты.

По словам главы Минздрава Михаила Мурашко, средства, вырученные с акциза на сладкие напитки, пойдут на лечение пациентов с сахарным диабетом.

Анна Буйлакова, аналитик ФГ «Финам», считает, что введение акциза, вероятно, несильно ударит по производителям, так как сладкие безалкогольные напитки относятся к недорогим эмоциональным покупкам, и производителям будет легче перенести рост расходов на покупателя.

«С июля следующего года сладкие напитки будут облагаться акцизом в размере 7 руб. за литр. Можно ожидать роста отпускных цен для покупателя на соответствующий размер акциза и на размер инфляции на тот период - по оценке ЦБ РФ, инфляция в 2023 году составит 5-7%. Согласно справке, приложенной к законопроекту, правительство рассчитывает, что поступления от акцизов на сахаросодержащие напитки принесут федеральному бюджету 35 млрд руб. в год», - поясняет эксперт.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter