Валютный кризис может перерасти в беспорядки » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Валютный кризис может перерасти в беспорядки

28 ноября 2022 ИХ "Финам" Сулейманова Наиля
Уязвимость валют развивающихся рынков находится на самом высоком уровне за более чем два десятилетия и дает "зловещее предупреждение" о растущих широкомасштабных рисках, говорится в отчете Nomura Holdings Inc. Finam.ru разбирается, по каким причинам валюты развивающихся рынков оказались в зоне риска, какие страны могут пострадать и что происходит с рублем на этом фоне.

В чем причины роста валютного риска?

Ужесточение денежно-кредитной политики ведущих мировых ЦБ, в первую очередь ФРС, оказывает наибольшее влияние на валюты развивающихся стран. Политика ФРС приводит к снижению уровня валютных резервов в развивающихся странах и падению курсов локальных валют по отношению к доллару. Рост индекса доллара оказал существенное давление на большинство валют по всему миру: евро падало к доллару на 13%, фунт – на 16%, йена – более 20%.

Удорожание доллара привело к увеличению стоимости периодических платежей по валютному долгу правительств и частных фирм, а резкий рост цен на сырьевые товары, счета за которые часто выставляются в долларах, привел к росту внутреннюю инфляцию и увеличил бюджетные дефициты правительств. Следствием стало то, что иностранные инвесторы выводят капитал из развивающихся экономик.

Сложившаяся ситуация приводит к увеличению суверенных рисков, обесцениванию валют, ухудшению платежного баланса, повышению стоимости заимствований и падению благосостояния внутренних инвесторов — и в конечном итоге может привести к сокращению ВВП, поясняет Елена Беляева, аналитик Freedom Finance Global.

Параллельно с ростом расходов развивающихся стран, падает стоимость на экспорт развивающихся стран, отмечает Евгений Попов, шеф-редактор InvestFuture. Допустим, развивающиеся страны Африки: падает спрос на какие-то редкоземельные металлы, а вот стоимость на энергетику и продукты питания, которые больше всего потребляют эти страны, растут из-за геополитики, да и в целом, из-за дисбаланса спроса и предложения на энергетику.

В итоге получилось так, что расходы развивающихся стран стали очень велики, а доходы начали снижаться. Это привело к тому, что развивающиеся страны, ну к примеру, Нигерия, начала очень много тратить своих валютных резервов и они опустились до такого уровня, что страна уже вынуждена предлагать за импорт энергетики золото. "Развивающиеся страны в такой ситуации вынуждены обращаться в Международный валютный фонд. Но из-за роста процентных ставок по всему миру заимствования развивающихся стран будут становиться дороже. Учитывая, что у развивающихся стран большая часть долга в долларах, то рост стоимости доллара усугубляет положение", - отмечает Попов.

Рост стоимости заимствований особенно беспокоит правительства стран с формирующейся рыночной экономикой, где два года государственных расходов, вызванных пандемией, в сочетании с падением доходов по мере сокращения экономики привели к росту уровня долга и дефицита. Скорее всего, большую вероятность дефолтов в 2023 году имеют небольшие страны с большой зависимостью от импорта энергоресурсов и продовольствия, но эти дефолты не окажут заметного влияния на мировую экономику, считает Беляева.

В каких странах может начаться валютный кризис?

Чешская Республика, Румыния и Венгрия столкнутся с риском курсовых кризисов в течение следующего года по мере нарастания фискальных и внешних проблем, считает Nomura Holdings. Предупреждение основано на анализе восьми показателей, включая покрытие импорта валютными резервами, реальные краткосрочные процентные ставки, а также меры налогово-бюджетной политики и счета текущих операций, согласно индексу Damocles от Nomura, который оценивает уязвимость 32 развивающихся рынков к валютному кризису.

Венгерский форинт является одной из валют развивающихся стран с наихудшими показателями в этом году после задержки в финансировании со стороны Европейского Союза. Валюты Румынии и Чехии также снизились более чем на 8% по отношению к доллару.

Египет, Шри-Ланка, Турция и Пакистан уже пережили кризисы, но еще не вышли из зоны риска, говорится в отчете.

Банк Nomura традиционно отслеживает риск валютного кризиса в различных странах, вычисляя свой индекс, превышение которым уровня 100 говорит о 64% вероятности появления проблем в соответствующей стране, поясняет Елена Беляева. Она отмечает, что прошлогодний прогноз, в котором в зоне риска были отмечены 4 страны - Египет (175), Румыния (115), Турция (108), Шри-Ланка (104) - вполне точно предсказал проявление кризисных процессов в этих странах. При этом прогноз Nomura не смог разглядеть потенциальный риск появления проблем в Пакистане - год назад индекс для этой страны был на вполне безопасном уровне, равном 36.

Почти для всех развивающихся стран, за исключением Болгарии и Египта, индекс за год вырос. Для ряда стран рост незначителен, а для некоторых стран, риск по которым год назад оценивался как низкий, значение индекса подскочило существенно, это Чили (88), Индия (83), Польша (75). "Таким образом, ухудшение ситуации в сегменте развивающихся рынков налицо, и понятны страны, которые могут оказаться в группе риска в ближайшее время. Некоторое снижение индекса по Египту совершенно не означает, что худшие времена в этой стране миновали", - поясняет , аналитик Freedom Finance Global.

Перемещение в зону риска стран из Евросоюза (Венгрия (100) и Чехия(126)), и ухудшение позиции Польши объясняется последствиями энергетического кризиса, связанного с введением санкций против России и отказом закупать российский газ, считает Беляева. "Но эти страны вряд ли будут первыми кандидатами на дефолт, поскольку они входят в Евросоюз, внутри которого осуществляется поддержка проблемным странам. Ситуация в Европе сложная, но при счастливом стечении обстоятельств (если будет теплая зима и правильно будут распределяться энергетические ресурсы внутри сообщества) у государств, входящих в союз есть шансы продержаться", - считает аналитик.

Страны, входящие в большие валютные союзы, такие как Еврозона, менее уязвимы перед кризисами, поскольку могут рассчитывать на монетарную и прямую денежную поддержку со стороны ЕЦБ, считает Антон Весенний, автор Telegram-канала "Ленивый инвестор". Находящиеся за пределами союза имеют единственную привилегию - возможность ослабить национальную валюту для получения экспортных преимуществ, но этот плюс не перевешивает минусов, говорит эксперт.

Восточноевропейским странам, скорее всего, помогут избежать худшего сценария в экономике, чтобы они не "заразили" этим всю Европу, считает Александр Потавин, аналитик ФГ "Финам".

Есть и хронические проблемы, которые тянутся годами и не спровоцированы текущим кризисом, отмечает Весенний. Аргентинский песо обесценился к доллару за последние 5 лет на 90%, турецкая лира - на 79%. Последний пример войдёт в учебники экономики как образец политического давления на политику ЦБ. Эрдоган настаивает на снижении ставки при инфляции выше 85% годовых. На этой неделе ставка в очередной раз снижена до 9% с 10,5%. Это тот случай, когда дело уже не в кризисе, а в местной специфике.

Приведёт ли такая ситуация к масштабному какому-то кризису, лопанию пузырей на развивающихся рынках - скорее всего, считает Попов. "Вероятнее мы это почувствуем через какие-то социальные кризисы и прочие напряжения, которые будут возникать в связи со всей этой историей. То есть могут быть какие-то возможные беспорядки, гражданские революции и прочее. Поэтому практически все валюты развивающихся стран с низким уровнем резервов подвержены данным переворотам, что собственно говоря мы видели на Шри-Ланке, в Египте и Пакистане", - говорит Попов.

"Что развивающимся экономикам может потребоваться, так это твердая решимость контролировать внутреннюю инфляцию, консолидировать государственные финансы и проводить реформы для повышения глобальной конкурентоспособности", - считает Беляева.

Как чувствует себя рубль в текущей ситуации?

Из-за "раскола" Запада и России и корректировки политики Центробанка, правительства и Минфина на рубль внешние факторы не оказывают сильного влияния. "Такие темы, как величина ключевой ставки ЦБ РФ или динамика ставки рефинансирования ФРС или ЕЦБ почти никак не влияет на динамику курса USD/RUB и EUR/RUB, поскольку наш внутренний валютный рынок функционирует обособленно от внешних инвесторов", - отмечает Потавин.

В России все будет зависеть от направления дальнейшего хода событий, прежде всего в области геополитики. Ужесточение санкций и отсутствие движения в сторону мирных договоренностей будет осложнять ситуацию, но надо учитывать, что с некоторых пор рубль, по сути, перестал быть свободно конвертируемым, поэтому строить прогнозы по валютным курсам с участием рубля довольно проблематично, говорит Беляева.

Большое влияние оказывает на рубль нефть. "В декабре этого года и в начале следующего курс рубля может показать ослабление, когда станут проявляться негативные факторы от эмбарго российской нефти, снижением объемов экспорта нефти и газа, так и с продолжающимся восстановлением импорта, которое можно отслеживать через налоговые поступления в бюджет. Если экспорт в стоимостном выражении продолжит замедляться, импорт восстанавливаться, а вывод капитала населением – расти, то надо ожидать постепенного роста курса доллара и евро против рубля", - объясняет Потавин.

По прогнозу аналитиков "Финама" на 1 квартал следующего года курс доллара может подняться в диапазон 62-65 рублей. К концу 2023 года пара USD/RUB постепенно уйдет к уровню 65-70 рублей за доллар.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter