Российский ритейл - без западных брендов, но с новыми перспективами » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Российский ритейл - без западных брендов, но с новыми перспективами

5 декабря 2022 ИХ "Финам" Бабанова Мария
Потребительский сектор считается одним из самых чувствительных в экономике любой страны. Голод или дефицит чего-либо - не то, к чему стремятся политики и их избиратели. И хотя проблемы высоких цен и нехватки некоторых товаров на сегодняшний день являются краеугольными для всего мира, в России данная тема в этом году приобрела особо мрачные оттенки. Сгущению туч над российскими ритейлерами способствовала, главным образом, начавшаяся в феврале спецоперация на Украине.

К чему привели февральские события в российской коммерции? Как изменились покупательские возможности россиян? Какого курса теперь придерживаются местные продавцы? И на что стоит обратить внимание инвесторам?

Санкции в действии
В начале 2022 года коллективный Запад отреагировал на действия России на Украине массированными санкциями. Такой подход фактически на корню задушил взаимодействие иностранного бизнеса с российскими потребителями. И хотя некоторые западные бренды совершили так называемый comeback, сменив названия и оставшись под руководством исключительно местного менеджмента, затухание некогда бойкой торговли налицо.

Так, по данным Кильского института мировой экономики в Германии, которые приводит Bloomberg, в текущем году Россия импортировала на 24% меньше товаров в месяц, чем в 2021 году, в результате чего ежемесячный дефицит импорта составил около 4,5 млрд долларов. Также в институте отмечают, что в этом году в порту Санкт-Петербурга - основные «торговые ворота» России с Европой - объем перевалки контейнеров снизился на целых 85% по сравнению с предыдущим годом.

Между тем Росстат из месяца в месяц отмечает снижение оборота розничной торговли. Так, в октябре 2022 года показатель сократился на 9,7% в сопоставимых ценах по сравнению с октябрем прошлого года. При этом в сентябре оборот падал на 9,8%, в августе и июле - на 8,8%, а в июне - на 9,6%.

Во многом такие показатели объясняются не только пропажей с полок магазинов уже ставших привычными для россиян заморских товаров, но и изменением их покупательских привычек. Дело в том, что с разгоном инфляции в начале года потребители переключились с режима «ажиотажный спрос» на «жесткую экономию». Они стали все больше отдавать предпочтение магазинам с низкими ценами. И даже излюбленный инструмент многих маркетологов - скидки - стал хуже работать на россиянах. Доказательством тому служат итоги распродажи «Черная пятница» в ноябре: средний чек в РФ сократился почти на 15% за год.

В этой непростой ситуации государство ожидаемо вмешалось. Была проведена работа по импортозамещению иностранных товаров, легализован параллельный импорт, а также ограничены наценки на отдельные группы товаров в ряде магазинов.

Ответные действия также исходили и от самих коммерсантов. «Мы видели примеры, когда розничные сети ограничивали наценки на социально значимые товары в первой половине года. И, вероятно, мы продолжим видеть подобные примеры», - отметила Анна Буйлакова, аналитик ФГ "Финам".

Роман Блинов, старший аналитик ИК "РУСС-ИНВЕСТ", считает, что следующий год для российского ритейла может оказаться еще более трудным и неожиданным, чем даже 2022-й. «Часть затрат, причем основную, бизнес переложит на плечи покупателей. Средний чек упадет вместе с рентабельностью… Лично мне кажется, что пока говорить о существенном улучшении стандартов и, вообще, чего бы то ни было рано», - предположил эксперт.

При этом Буйлакова полагает, что с замедлением инфляции в 2023-м реальное потребление может несколько восстановиться. Ее точку зрения разделяет и Артем Михайлин, аналитик ИК "ВЕЛЕС Капитал». По его словам, основной инфляционный пик уже был пройден в этом году. «Инфляция постепенно замедляется, согласно статистике месяц к месяцу, мы видим либо отрицательный показатель, либо близкий к нулю. Ожидается, что в следующем году инфляция замедлится до 5-7% и достигнет цели 4% в 2024 году», - говорит он.

Тренды меняются
В изменившихся условиях меняется и курс, которого ранее придерживались ритейлеры. Одни тренды сменяются другими. Так, эксперты полагают, что сейчас на передний план выходят следующие тенденции: консолидация и открытие большего числа магазинов у дома. А вот онлайн-коммерция, ставшая особенно популярной в эпоху пандемии коронавируса, постепенно уступает свои позиции, хотя все еще активно применяема торговцами.

Что касается укрупнения бизнеса, то тут пальму первенства, по мнению аналитиков, возьмут X5 и «Магнит». «Когда капитал сложно распределять среди акционеров, они будет отчасти даже вынужденно наращивать бизнес, скупая региональные сети. Насколько мы знаем, приоритет сейчас идет в пользу Сибири и Дальнего Востока», - уточнил Дмитрий Донецкий, главный аналитик ИФК "Солид".

С ним солидарен и Михайлин. «Предпосылки для дальнейшего укрупнения и консолидации рынка остаются. Не один из игроков пока даже близко не подошел к пороговой границе по доле рынка в большинстве регионов. Относительно большинства развитых стран уровень консолидации розницы в России остается относительно небольшим. На фоне отсутствия выплаты дивидендов и низких капитальных затрат компании-лидеры накапливают существенные денежные средства на балансе и сокращают долговую нагрузку. Это создает дополнительные перспективы для M&A», - добавил он.

При этом, как отметила Буйлакова, рост доли крупнейших федеральных сетей может произойти не только за счет сделок по приобретению конкурентов, но и за счет органического роста, вытеснения менее эффективных аналогов и занятия новых торговых площадей.

А вот рассчитывать, что ритейлеры смогут увеличить маржинальность за счет онлайн-коммерции, увы, не приходится. Как говорит Донецкий, вклад в общую выручку это направление бизнеса составляет в среднем меньше 5%.

«Ажиотаж на онлайн-коммерцию уже прошел вместе с пандемией и карантинными ограничениями. Однако на рынке сформировались лидеры по этим направлениям, которые продолжают расти. Например, Ozon, Wildberries, «Яндекс.Маркет» и «Сбермаркет» уверенно растут даже в текущих экономических условиях. Если говорить о направлении электронной коммерции по доставке продуктов питания, то ставка на это постепенно уходит у крупных игроков. Сейчас мы видим, что продуктовые ритейлеры смещают фокус внимания на развитие формата дискаунтеров, а не доставку», - подчеркнул аналитик.

В то же время Буйлакова видит, что у онлайн-торговли есть перспективы продолжать расти темпами быстрее, чем традиционная розница за счет развития предложения, которое потребители «распробовали» во время пандемии, а также запуска новых продуктов игроками традиционной розницы (ультрабыстрая доставка, интеграции с агрегаторами). «Более быстрые темпы роста будут также обеспечены низкой базой», - дополнила она.

Ну и последний тренд, скорее все еще ожидаемый, - это переориентация на импорт из дружественных стран. Хотя в результате санкций привычные торговые пути были перекроены, что помогло КНР обогнать ЕС в роли самого важного торгового партнера России, китайского экспорта в РФ еще недостаточно, чтобы компенсировать потерянные отношения с Европой. И ожидать, что ситуация изменится в скором времени, тоже не стоит, уверен Блинов.

«Вполне возможно, что кто-то из представителей розничных сетей Юго-Восточной Азии и стран Тихоокеанского региона и хотел бы выйти на рынок России, но их сейчас останавливают вторичные санкции и прочие страшилки. Если же мы теоретически представим, что санкции или сняли, или они ослабли, то в рыночные ниши вернуться все те, кто тут в России и был до начала СВО на Украине. Причем рынок заполнится сразу же. Деньги не пахнут, а рынок сбыта в РФ достаточно большой. Я все же предполагаю, что в перспективе в рамках самых "серых" и самых разнообразных схем рынок будет пополняться новыми лицами и игроками. Страна очень большая и рынок сбыта нужен всем. Так что время покажет», - пояснил эксперт.

Что делать инвесторам?
В столь сложной, но не безвыходной ситуации на рынке, акции ритейлеров продолжают оставаться выгодным инструментом для инвестирования. Так, аналитики «Финама» считают, что сейчас можно присмотреться к данной тройке «игроков» на российском рынке: «Магнит», Fix Price и X5 Group.

Особенно позитивно эксперты смотрят на перспективы X5. «Считаем, что у X5 лучшие перспективы в секторе. Компания может легко расти и увеличивать прибыль даже в текущих условиях, когда падают реальные доходы населения. Все дело в консолидации сектора и выходе в новые подниши (сеть дискаунтеров «Чижик»). Сама по себе бизнес-модель X5 эффективна. Поэтому рост бизнеса и прибыли продолжится и далее», - рассказал Донецкий.

Что касается непродовольственного ритейла, то здесь ситуация представляется аналитикам более сложной. Речь идет как о «М.Видео», так и об Оzon. Стоит также напомнить, что чуть ранее о предполагаемом уходе с биржи сообщил и «Детский мир». Кто придет ему на смену, пока не ясно. Да и в целом сейчас не то время, чтобы проводить IPO, считают аналитики. «Выход на финансовый рынок в период абсолютной неопределенности здравомыслящим собственникам и участникам рынка не нужен, в принципе», - сказал Блинов.

Если все же такие инициативные компании найдутся, то им будет непросто, уверен Михайлин. «Для того чтобы инвесторы захотели купить бумаги компании, они должны видеть перспективы и свою выгоду. В противном случае, либо не хватит желающих и собранная сумма при размещении будет слишком мала, либо оценка компании при размещении будет чрезвычайно низкой. Особенно это актуально сейчас, так как ликвидность рынка упала, а основными инвесторами стали физические лица. В логике корпоративных финансов средства с фондового рынка считаются дорогими и проще привлечь заемные через кредит или размещение облигаций», - пояснил эксперт, добавив, что на месте инвесторов он также не рассчитывал бы и на SPO.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter