7 декабря 2022 Тинькофф Банк | Whoosh
Лидер российского рынка кикшеринга (аренда электросамокатов) объявил цену первичного размещения на Мосбирже в диапазоне 185—225 рублей на акцию. Середина диапазона соответствует капитализации около 23 млрд рублей. В ходе IPO Whoosh может привлечь до 5 млрд рублей. Никто из действующих акционеров полностью не выходит из капитала компании, а основатели сохраняют за собой контрольный пакет акций.
А пока — чем это может быть интересно:
📍 Whoosh зарабатывает прибыль с года основания (с 2019-го). Прибыльный стартап — это редкость.
📍 Но прибыльный райдтех еще большая редкость. Среди зарубежных компаний ни Uber, ни Lyft, ни аналог Whoosh — Helbiz — не могут похвастаться даже положительной EBITDA, не говоря уже о чистой прибыли. Если говорить о российских компаниях, то Делимобиль тоже работает в убыток. Прибыльность Яндекс.Драйва под вопросом после того, как Яндекс перестал предоставлять отдельные цифры по своему каршерингу. Кстати, в прошлом году IT-гигант начал развивать свой сервис кикшеринга, но о его финансовых успехах пока мало что известно.
📍 Whoosh стремительно растет: годовая выручка подскочила с 69 млн рублей (в 2019-м) до 6,7 млрд рублей (за последние 12 месяцев). При кратном росте бизнеса рентабельность, как правило, сильно проседает, но с Whoosh такого не происходит. Об этом говорят маржинальность EBITDA и чистой прибыли на уровне 52% и 26% соответственно за девять месяцев 2022-го.
Судя по данным исследования Б1 (ранее Ernst & Young), с Whoosh по уровню рентабельности может потягаться только младший брат — E-motion. Но объемы их бизнесов просто не сопоставимы (у Whoosh в десятки раз больше).
🤔 Возникает вопрос: за счет чего компании удается так много зарабатывать?
Все дело в том, что все операции она осуществляет преимущественно in-house. Сама выходит на новые рынки (не продавая франшиз), сама ремонтирует свои электросамокаты (для этого построила собственную сеть сервисных центров). IoT-модули для электросамокатов, которые передают всю актуальную информацию о самокатах и помогают эффективно управлять парком, и те разработала сама. По сути, компания практически не делится доходами с какими-либо посредниками. Ну и в сравнении с сервисами каршеринга у Whoosh, конечно же, ниже расходы, просто потому что электросамокаты дешевле авто, в том числе и в обслуживании. При этом доходы могут быть сопоставимы, потому что поездки на электросамокатах в России не сильно дешевле поездок на том же каршеринге в силу пока все еще ограниченной конкуренции.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
А пока — чем это может быть интересно:
📍 Whoosh зарабатывает прибыль с года основания (с 2019-го). Прибыльный стартап — это редкость.
📍 Но прибыльный райдтех еще большая редкость. Среди зарубежных компаний ни Uber, ни Lyft, ни аналог Whoosh — Helbiz — не могут похвастаться даже положительной EBITDA, не говоря уже о чистой прибыли. Если говорить о российских компаниях, то Делимобиль тоже работает в убыток. Прибыльность Яндекс.Драйва под вопросом после того, как Яндекс перестал предоставлять отдельные цифры по своему каршерингу. Кстати, в прошлом году IT-гигант начал развивать свой сервис кикшеринга, но о его финансовых успехах пока мало что известно.
📍 Whoosh стремительно растет: годовая выручка подскочила с 69 млн рублей (в 2019-м) до 6,7 млрд рублей (за последние 12 месяцев). При кратном росте бизнеса рентабельность, как правило, сильно проседает, но с Whoosh такого не происходит. Об этом говорят маржинальность EBITDA и чистой прибыли на уровне 52% и 26% соответственно за девять месяцев 2022-го.
Судя по данным исследования Б1 (ранее Ernst & Young), с Whoosh по уровню рентабельности может потягаться только младший брат — E-motion. Но объемы их бизнесов просто не сопоставимы (у Whoosh в десятки раз больше).
🤔 Возникает вопрос: за счет чего компании удается так много зарабатывать?
Все дело в том, что все операции она осуществляет преимущественно in-house. Сама выходит на новые рынки (не продавая франшиз), сама ремонтирует свои электросамокаты (для этого построила собственную сеть сервисных центров). IoT-модули для электросамокатов, которые передают всю актуальную информацию о самокатах и помогают эффективно управлять парком, и те разработала сама. По сути, компания практически не делится доходами с какими-либо посредниками. Ну и в сравнении с сервисами каршеринга у Whoosh, конечно же, ниже расходы, просто потому что электросамокаты дешевле авто, в том числе и в обслуживании. При этом доходы могут быть сопоставимы, потому что поездки на электросамокатах в России не сильно дешевле поездок на том же каршеринге в силу пока все еще ограниченной конкуренции.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу