Карл Бенц — гениальный инженер и его легендарные автомобили » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Карл Бенц — гениальный инженер и его легендарные автомобили

Биография мастера-новатора, который сделал ставку на надёжность и не прогадал
7 декабря 2022 Открытие | Открытый журнал Ильина Анастасия
Карл Бенц появился на свет 25 ноября 1844 г. в немецком городке Карлсруэ. Его отец Иоганн Георг Бенц, потомственный кузнец, приложил немало усилий, чтобы стать машинистом — представителем самой прогрессивной профессии того времени. Однако, простудившись в кабине паровоза, он умер от воспаления лёгких за несколько месяцев до рождения долгожданного первенца.

Рано овдовевшая Жозефина Вайян, супруга Иоганна Бенца и дочь жандарма наполеоновской армии, бросила все силы на воспитание сына — она трудилась больше, чем многие мужчины, чтобы Карл ни в чём не нуждался. Борьба с нищетой давалась вдове непросто, хотя подросший сын пытался поддерживать мать. Юный Бенц проявлял интерес к технике, чем пугал Жозефину — она переживала, что Карл повторит судьбу своего отца. Впрочем, страх не помешал Жозефине отдать сына в технический лицей — она видела, что Карл счастлив, проводя часы за изучением естественных наук.

Карл Бенц — гениальный инженер и его легендарные автомобили

Лицей в Карлсруэ

Карл оставался в школьной лаборатории после занятий и, помимо физики и химии, осваивал только зарождавшееся тогда искусство фотографии. Вскоре хобби начало приносить деньги, которые стали существенным подспорьем для маленькой семьи. Спустя несколько месяцев Карл занялся ремонтом часов. Заметив, что число клиентов сына растёт, Жозефина переоборудовала чердак под первую в жизни Бенца мастерскую.

Учёба и работа
В 1860 г. Карл поступил в политехнический университет Карлсруэ, один из передовых немецких центров конструирования — в его стенах собирались лучшие инженерные умы. Специалисты вели разговоры о необходимости изобретения системы, которая могла бы заменить малоэффективные двигатели внешнего сгорания. Карл Бенц быстро подхватил передовую идею, и мысль о создании лёгкого и компактного мотора стала его верной спутницей на долгие годы.

В 1864 г. Бенц, получивший диплом инженера, устроился на завод в Карлсруэ, которому принадлежал статус одного из крупнейших машиностроительных предприятий страны. Условия работы оставляли желать лучшего — молодому инженеру приходилось по двенадцать часов обрабатывать детали в плохо освещённом и душном цеху. Карл мечтал об исследованиях и собственном производстве, однако не мог бросить работу, так как считал, что должен получить не только диплом, но и практический опыт. Да и оставить без стабильной финансовой поддержки мать, посвятившую ему жизнь, было выше сил Бенца.



Карл Бенц

В конце 1860-х гг. Жозефина умерла, и Бенц, лишившийся единственного близкого человека, уволился с ненавистной работы, а затем отправился в Мангейм, где устроился чертёжником в машиностроительную контору. Спустя год Карл перебрался в Пфорцгейм, где стал трудиться конструктором на заводе.

Судьба, лишившая 26-летнего Карла матери, подарила ему встречу с не менее волевой и мудрой женщиной — Бертой Рингер, наследницей зажиточного плотника. Так Бенц обрёл не только любящую супругу, но и верного друга на всю оставшуюся жизнь.

«Механическая мастерская Бенца и Риттера»
После свадьбы, состоявшейся в 1871 г., чета Бенц приняла решение вернуться в Мангейм и открыть бизнес совместно с приятелем Августом Риттером. «Механическая мастерская Бенца и Риттера» пользовалась популярностью, однако, несмотря на развитие дела, отношения между друзьями становились всё прохладнее. Риттер был нацелен на заработок, который, по его мнению, могла обеспечить лишь обработка металлических деталей, а Бенц делал ставку на новаторские идеи и бредил созданием автомобиля, что не входило в планы Августа.

В результате друзья были вынуждены прекратить общение — отец Берты одолжил зятю деньги, чтобы тот выкупил долю бизнеса, принадлежавшую Риттеру. Став единоличным владельцем предприятия, Бенц взялся за изготовление строительных инструментов, скобяных изделий и конструкций, использовавшихся в металлообработке. Он не мог отказаться от бизнеса и всецело посвятить себя исследованиям в области автомобилестроения, так как за четыре года брака в семье Карла и Берты появилось трое детей.

В 1877 г. семейство Бенц едва не осталось без средств к существованию — бизнес, и так почти задушенный долгами, мог вот-вот отойти государству по решению суда. Посовещавшись, Берта и Карл поняли, что спасти их семейное дело могут только изобретение мирового уровня и инженерный гений Бенца.

Новая эпоха
Известие, что Николаус Отто запатентовал четырёхтактный двигатель, над созданием которого работал Бенц, заставило Карла изменить направление исследований — инженер направил все силы на разработку двухтактного газового мотора. Работа над проектом отняла несколько лет, но, к счастью, увенчалась успехом. Свой триумф Бенц разделил с женой — в новогоднюю ночь 1879 г. супруги запустили мотор. Позже Карл вспоминал, что тот Новый год стал для него символом начала эпохи двигателей внутреннего сгорания.

В 1882 г. моторы Бенца поступили в массовое производство на «Заводе газовых двигателей в Мангейме». Однако сотрудничество Карла с предприятием оказалось недолгим — из-за разногласий с соучредителями бизнеса Бенцу пришлось выйти из состава акционеров завода.

Расторжение контракта не стало для Бенца катастрофой — он быстро нашёл новых единомышленников, которые, в отличие от бывших партнёров, благосклонно воспринимали его бесконечные эксперименты и новаторские идеи. Карл разработал несколько моделей двигателей мощностью от 1 до 10 л. с. Моторы, которые на тот момент ещё не использовались в машинах, стали востребованным товаром — рост прибыли позволил Карлу запустить второй завод в 1886 г.

Патент № 37435
Узнав, что Николаус Отто лишился авторских прав на своё изобретение в 1884 г., Карл вернулся к работе над четырёхтактным мотором. Он не собирался ограничиваться стационарными двигателями, и позиционировал своё детище исключительно как компонент самоходной повозки.

29 января 1886 г. Бенц стал обладателем патента № 37435 на «Автомобиль с газовым двигателем», а в начале лета состоялись первые публичные испытания машины, которые она блестяще прошла. Двигатель весом в 96 кг не имел картера и работал за счёт газораспределительной системы. Маховик располагался горизонтально, а зажигание находилось на раме авто, кузов которого создавался в соответствии с особенностями мотора.


Первый прототип Motorwagen

Водяная система охлаждения не предполагала наличия радиатора — тепло выводилось путём испарения жидкости с поверхности цилиндра. Обороты контролировались с помощью клапанов, которые приводились в движение за счёт кулачков на промежуточном валу трансмиссии. Машина, получившая название Benz Patent-Motorwagen, могла похвастать системой искрового зажигания, сцеплением, дифференциалом и двумя передачами. Задние колёса с цепным приводом были оборудованы рессорной подвеской.


Benz Patent-Motorwagen

Берта Бенц и Motorwagen против консерватизма
Хотя Benz Patent-Motorwagen была воплощением технологического прорыва в автопроме, немецкая аудитория не торопилась покупать автомобили Карла. Консервативные немцы отказывались принимать чудо инженерной мысли, хотя Benz Patent-Motorwagen могла значительно облегчить жизнь тем, кому приходилось часто перемещаться по городу и на дальние расстояния.

Карл боролся за репутацию своего изобретения — посещал автовыставки в Париже и Мюнхене, устраивал поездки по городам, рассказывал о Benz Patent-Motorwagen на улицах, просил помощи у единомышленников.

Решающую роль в судьбе Patent-Motorwagen сыграла Берта Бенц — летом 1888 г. она вместе с сыновьями поехала в гости к своей матери, проживавшей в Пфорцгейме. Факт того, что хрупкая женщина с детьми за один день преодолела 108 км на самодвижущейся повозке, заставил немцев пересмотреть своё отношение к Benz Patent-Motorwagen, и уровень продаж сдвинулся с мёртвой точки.


Берта Бенц за рулём Patent-Motorwagen

Velo и Victoria — расцвет бизнеса
Желание производить автомобили снова заставило Бенца расстаться с партнёрами по производству газовых моторов — в очередной раз сменив инвесторов, Карл принялся за совершенствование Patent-Motorwagen. В 1892 г. машина получила четвёртое колесо и модернизированные узлы, а Бенц — несколько патентов на свои изобретения.

В 1893 г. в серийное производство поступила модель Victoria с эжекционным карбюратором, двухступенчатой трансмиссией и двигателем мощностью в 6 л. с. В отличие от своей предшественницы, Victoria отлично справлялась с подъёмами, чем сразу покорила аудиторию.

В 1894 г. на рынке появилась Benz Velo — лёгкая машина с трёхступенчатой трансмиссией быстро стала лидером продаж. На следующий год компания Карла выпустила 135 автомобилей, среди которых было 62 экземпляра модели Velo. В 1895 г. Бенц запатентовал автобусный двигатель, а спустя год получил авторские права на мотор Boxer.


Benz Velo

К 1897 г. машины Benz продавались во многих европейских и азиатских странах. Основным экспортным направлением для компании стала Франция — в 1898 г. в Париж было отправлено свыше 400 автомобилей.

Конкуренция и модернизация
Создание двухцилиндрового двигателя мощностью в 15 л. с. не избавило Benz от конкурентов в лице немецкой Daimler и французской Panhard-Levassor. В отличие от Карла, владельцы других автопроизводств делали ставку на скорость и манёвренность машин, в то время как Бенц отдавал предпочтение практичным, экономичным и надёжным моделям.

Рост популярности автогонок заставил Карла расширить производство — для участия в различных ралли компания Benz выпустила авто с четырёхцилиндровым мотором мощностью в 24 л. с., однако этого оказалось мало, чтобы обогнать конкурентов.

Споры, какой должна быть машина — гоночной или практичной — раскололи состав акционеров Benz. Карл не собирался терпеть давление со стороны инвесторов — в свои шестьдесят он без сомнений покинул созданную им же компанию. К счастью, Карл оставил Benz ненадолго — уже в 1904 г. он вернулся в совет директоров компании, возглавив акционерное общество «Мангейм» и «Рейнский завод газовых моторов».


Benz 45/60

Прощание с мастером
Рост популярности автомобилей, ознаменовавший начало ХХ века, требовал от инженеров более гибких и практичный решений. Не желая уступать в конкурентной борьбе, Бенц пополнил модельный ряд своей компании фургонами, грузовиками, автобусами, а также спортивными и туристическими автомобилями.

В 1906 г. вместе со своими сыновьями Карл Бенц основал автопроизводство в Ладенбурге — с 1908 г. по 1924 г. на заводе было вручную собрано свыше 300 эксклюзивных автомобилей.


Музей Карла Бенца в Ладенбурге

В 1910 г. Карл запустил производство в Луценберге и выкупил автозавод, расположенный на территории Гаггенау. Спустя три года штат подчинённых Бенца расширился до 6500 сотрудников.

После Первой мировой войны компания Benz начала выпускать дизельные двигатели, которые широко использовались в промышленности и машиностроении. Востребованность дизелей и умение Бенца быстро ориентироваться на рынке позволили компании выстоять в послевоенный период.


81-летний Карл Бенц за рулём Patent-Motorwagen

Бенц не умел отдыхать — даже оставив производство, он построил резиденцию, где встретил старость, неподалёку от своих заводов. В 1926 г. компания Benz объединилась со своим конкурентом Daimler — новое предприятие Daimler-Benz, которое начало выпускать автомобили под брендом Mercedes-Benz, успешно функционирует и в наши дни.

Карл Бенц умер 4 апреля 1929 г. в окружении родных и близких, наслаждаясь достатком и заслуженной славой. За несколько дней до смерти Бенца под окнами его дома прошёл парад немецких автоклубов — владельцы раритетных авто приветствовали великого мастера.

Берта, получившая статус Почётного сенатора технического университета Карлсруэ, пережила мужа на 15 лет — свои последние годы она провела в семейной резиденции Бенцов.

Цитаты Карла Бенца:

Значимость вашей жизни определяется тем, как часто ваша душа испытывает волнение.

Автомобиль достиг своего максимального уровня развития.

Страсть к изобретательству бесконечна.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter