Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Фильм глазами инвестора: «Основатель» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Фильм глазами инвестора: «Основатель»

24 декабря 2022 Тинькофф Банк | McDonald’s

Давайте немного отвлечемся от турбулентного рынка и зададимся вопросом: а откуда берутся великие компании стоимости, которые остаются на рынке даже после ухода с него? В поисках ответа мы посмотрели фильм «Основатель», а теперь спешим поделиться впечатлениями.

Фильм глазами инвестора: «Основатель»


Что характерно для каждого восьмого работника в США? Каждый работал в Макдоналдс. Эта корпорация грандиозных масштабов давно уже не просто сеть ресторанов, а настоящая икона американского образа жизни. Шутка ли, логотип компании в виде золотых арок стал более узнаваем жителями Земли, чем христианский крест. В чем секрет феноменального успеха Макдоналдс? 

Ответы на эти вопросы пытается дать байопик об отце-основателе ресторанной империи Рэе Кроке. Но перед тем, как перейти к истории самого успешного коммивояжера, давайте разберемся с контекстом. 

Бывший коммивояжер Рэй Крок на фоне плаката с изображением своего ресторана



От конвейера к бургеру

Что общего между автомобилем и бургером из Макдоналдс? Ответ прост: конвейер. Можно по-разному относиться к фастфуду — обожать чизбургеры или бежать от трансжиров как от огня. Но согласитесь, у сетей быстрого питания есть свои преимущества. Как минимум скорость обслуживания и стандартизация. 

Считается, что впервые идея стандартизации в массовом производстве пришла Генри Форду. Это не совсем так — создатель Жестяной Лиззи позаимствовал задумку во время визита на скотобойню.

Мясной бизнес положил начало непрерывному конвейерному производству еще в 1830-х годах. Тогда несколько скотобоен в Цинциннати (город в Огайо) модернизировали старинное искусство забоя и построили настоящие небоскребы смерти — здания, куда свиньи по пандусу заезжали на самый верх и откуда после забоя и дороги вниз на различных крюках и лентах из подвала выезжала готовая продукция. Кстати, из отходов производства этих скотобоен расцвела компания Procter & Gamble, которая оптом закупала дешевый свиной жир и делала из него мыло для нужд армии.

В те времена скорость распространения технологий была ниже, чем сейчас, так что по-настоящему массовое производство промышленных товаров началось только в 1913 году, когда Генри Форд внедрил на своем заводе конвейерную ленту для выпуска знаменитой Model T. Стандартизация, продуманная конструкция и прогрессивный маркетинг сделали свое дело — уже к 1920 году большинство американцев учились вождению именно на этой машине. 

И это лишь один из множества примеров использования передовых изобретений для повышения эффективности бизнеса. Подпитываемая ростом производительности труда Америка жила в ритме экономического подъема, который возобновился с новой силой после Второй мировой войны.

Пока Европа лежала в руинах, Америка процветала. Это было время безграничных возможностей. Всего 7% населения Земли проживало в стране, которая производит 42% промышленных товаров всей планеты. Неудивительно, что уровень жизни с легкостью поспевал за ростом населения: люди женились, заводили детей, приобретали машины, покупали дома, обставляли их новой техникой и мебелью. Такой демографический и экономический бум стал топливом не только для всеобщего оптимизма, но и для инноваций. При этом улучшения не были сконцентрированы в отдельных отраслях, а затрагивали почти все сферы жизни.

Растущее население и бурное экономическое развитие — лучшие ингредиенты для спроса на жилье. Братья Уильям и Альфред Левитт внедрили типовое строительство и разбили весь процесс возведения нового дома на 27 этапов. При этом клиентам на выбор предлагалось только два проекта: кейп-код и ранчо. Стройка превратилась в симфонию эффективности. Утром рабочие разгружали грузовики с одинаковыми материалами на расстоянии 18 метров друг от друга, а затем весь день переходили от одной стройки к другой. По такой схеме компания возводила до 4 000 домов в год. 

Левиттаун, один из семи крупных пригородов, созданных братьями Левитт 



У Левиттов получилось впечатлить не только своих конкурентов в строительстве, но и двух других братьев — Дика и Мака Макдоналд, которые переехали в Калифорнию в поисках лучшей жизни. Они начинали с собственного кинотеатра, но забросили эту идею во время Великой депрессии и переключились на сферу общественного питания. К моменту знакомства с идеями типового строительства они уже более десяти лет держали придорожное кафе, но успеха так и не достигли. 

🍟 Как зарождался Макдоналдс 

Как братья Левитт убрали из прейскуранта ненужные проекты домов, так и братья Макдоналд в 1948 году оставили в меню своего ресторана только самые прибыльные и ходовые позиции: два вида бургеров, картошку фри и несколько типов напитков. Кроме этого, под нож оптимизации отправилась вся посуда и официанты. 

Первое время клиенты не понимали, зачем им нужно выходить из машины и куда делись тарелки, но затем все изменилось. Один покупатель рассказал о быстром обслуживании знакомому, тот — коллеге и так далее. И вот возле касс первого Макдоналдс стала регулярно собираться очередь. Это был успех. Братья попытались открыть франшизу, но столкнулись с проблемой контроля качества: франчайзи начинали вносить изменения в меню и не следили за порядком в ресторанах. 

В итоге Макдоналды решили не торговать своей фамилией и оставили только те заведения, которые могут контролировать лично. Если бы в этот момент на горизонте не появился Рэй Крок, мы бы никогда не попробовали пирожок с вишней или бигмак. 

👌 Дорога к Хэппи-Мил

За свои 52 года Рэй Крок не успел добиться значимых успехов в бизнесе, но все равно продолжал верить в счастливый случай. Конечно, у него уже был полный набор американской мечты в виде собственного дома, жены и автомобиля, на котором он ездил по стране, продавая людям всякую всячину: от бумажных уголков до миксеров. Но для абсолютного счастья чего-то явно не хватало. Например, собственной бизнес-империи.

Однажды случай все же постучал в дверь Рэя. Вернее, позвонил. После череды сорвавшихся сделок из головного офиса компании поступил заказ сразу на восемь электрических миксеров для какой-то забегаловки в Калифорнии. Конечно же, тут должна быть какая-то ошибка: кому потребуется такое количество молочных коктейлей за раз? Однако после звонка владельцу кафе сомнения исчезли: миксеры действительно ждали. На этом история могла закончиться (заказ дошел бы и почтой), но из любопытства Рэй решил лично взглянуть на покупателя. 

В итоге он нашел не обычное придорожное кафе, а настоящую фабрику бургеров. Знакомство с владельцами, братьями Диком и Маком, а также экскурсия по кухне подарили герою то, что он давно пытался найти. В этот день у Рэя Крока появилась мечта. Протянуть золотые арки ресторанов от побережья к побережью. Сделать Макдоналдс таким же символом провинциальной Америки, как флаги и кресты.

Первый ресторан Макдоналдс, штат Калифорния



Братья Макдоналд долго отказывались от новой попытки масштабировать свой бизнес. Чтобы уговорить их попытаться еще раз, Рэю пришлось применить весь свой талант коммивояжера. Как вы понимаете, он преуспел не только в этих переговорах, но и во всех дальнейших. Уже в первый год его работы было открыто более 200 точек по всей стране, а сейчас количество ресторанов сети в США так велико, что ни один американец (если он живет не на Аляске или Гавайях) никогда не удаляется от Макдоналдс более чем на 180 километров. 

🎞 Зачем смотреть 

Мы рассказали завязку этой истории, однако процесс становления корпорации Макдоналдс изобилует интересными сюжетами и неожиданными поворотами, которые нам не хотелось бы раскрывать в рамках этого обзора. Поверьте, фильм стоит потраченного времени. Энергичный и харизматичный Майкл Китон, необычный без своих усов Ник Офферман и уютный Джон Кэрролл Линч могут превратить в шедевр пятиминутную рекламу. Что уж говорить о полноценном двухчасовом байопике. 

❗️ Что в итоге 

Давайте немного отвлечемся от инвестиций и представим, что вы решили стать предпринимателем. Какой урок можно извлечь из фильма «Основатель» и истории Макдоналдс? Нам пришли следующие мысли.  

Менеджмент важнее идеи

Секрет крабсбургера не даст вам ключи от «Красти Краб». Речь о типичной дихотомии «эффективный менеджер — гениальный изобретатель». Десять лет братья Макдоналд потратили на то, чтобы достичь успеха в ресторанном бизнесе. Да, у них это получилось, но, чтобы масштабировать ремесло, потребовались уже совсем другие знания и ресурсы, которыми обладал Рэй Крок. Так что не скупитесь на оплату профессионалов и сразу заводите корпоративную акулу в своем штате, если вдруг соберетесь строить империю подобного масштаба.

Прогресс идет своим чередом

Иногда дух инноваций просто витает в воздухе. Причем это может длиться не год и не два, а целыми десятилетиями. Если какая-то тема кажется нам похожей на заезженную пластинку, которую крутят из каждого утюга, возможно, мы слишком субъективны и заблуждаемся. В качестве примера можно вспомнить шеринговую экономику или возобновляемые источники энергии.

Гибкость — залог успеха

В основе эффективности любого большого бизнеса всегда лежит оптимизация издержек и адаптация к изменениям. Если руководство компании не готово к переменам, ему придется либо отойти в сторону, либо проиграть конкурентам. Кроме этого, всегда важно понимать, какого преимущества вы пытаетесь добиться на рынке своим действием. Возможно, внесенных изменений окажется недостаточно для достижения целей. 

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу