Приветствую любителей компании Нижнекамскнефтехим и читателей блога!
В статье разбираются каучуки НКНХ вот по такому плану:
1.Каучуки: гордость и боль НКНХ
Объединенная компания Сибур выдает на-гора 1,2 млн тонн каучука в год и в 2021 года стала 1-й в Европе и 4-й в мире по производству синтетических каучуков. Из этого объема 0,8 млн тонн выпускает НКНХ. По отчету за 2021 доля НКНХ на глобальном рынке среди каучуков: СКИ – 41,6%, Бутилового каучука (включая галобутиловые каучуки) -15,4% и Бутадиенового каучука – 5,8%.
Огорчаться тоже есть чем.
Почти весь объем каучуков НКНХ продавался на рынке Европы и после принудительного ухода Сибура из Европы в 2022 весь объем европейских продаж поделила Арланксео (дочерняя компания Сауди Арамко) с другими игроками. Каучуки НКНХ стараются протоптать тропинку на азиатские рынки, но результат этой дорожной спецоперации достоверно неизвестен. Отчетности нет, а скупые интервью менеджмента не вносят ясности и скорее носят успокаивающий характер.
Еще в прежние времена в силу специфики ценообразования на синтетический каучук маржинальность его продаж была очень низкой, а порой компания не раз попадала в ценовые ножницы, когда сырье для производства синтетического каучука резко дорожало, а натуральный каучук в это же время дешевел.
Каучуки вынуждено продавали по долгосрочным контрактам шинным производителям Goodyear, Michelin, Pirelli, Continental, Bridgestone с нулевой маржинальностью или в около убыток, чтобы выполнить условия поставок, хотя сами продажи приносили приличную выручку.
Из-за этого итоговая выручка в компании зашкаливала, а рентабельность продаж ROS болталась чуть выше 10%. Своего рода, каучуковое проклятье – до 2021 года историческая ЧП не превышала 23-25 млрд руб. Создавалось впечатление, что эмитент в холостую перемалывает тонны пустой породы, чтобы извлечь из нее малую ценность.
Этим и только этим объясняется некое превосходство по рентабельности продаж ROS Казаньоргсинтез, у которого нет такого сложного продуктового сегмента как каучуки.
2.Что и сколько производит компания
На сегодня – это 800 тыс тонн каучука в год. В таблице отражены объемы ХБК и ББК после завершения модернизации ГБК до 200 тыс тонн в 2023. В разрезе видов каучуков эти данные никогда не приводились в обобщенном виде и разбросаны пикселями информации в интернете.
Мощности исторического Сибура составляют 400 тыс тонн каучуков в год
3.Изопреновый каучук (СКИ)
Производится на Заводе по производству синтетических каучуков (СК). При производстве используется вот такая технологическая цепочка, при которой в ее конце Изопреновый каучук СКИ получают путем каталитической полимеризации изопрена:
Мировой спрос на рынке натурального каучука составляет 14 млн. тонн в год (±). Рынок же изопренового каучука в мире, в котором НКНХ имеет долю в размере 41,6% и старается ее не растерять, составляет всего 700 тыс. тонн в годю
Все компоненты для СКИ НКНХ производит самостоятельно, кроме метанола, закупаемого на стороне. В НКНХ есть проект производства метанола мощностью 500 тыс тонн, который прошел Госэкспертизу. Состязаться на рынки СКИ можно только посредством снижения издержек и свой метанол дал бы плюсом 4 млрд руб. в ценах 2019 года к ЧП. К сожалению, проект, по моим ощущениям, отложен на неопределенный срок.
Недавний пожар произошел на одной из линий выделения СКИ.
V Изопренового каучука — 330 тыс тонн в год
4.Бутиловые и галобутиловые каучуки
Выпускают на Заводе по производству бутилового каучука (БК). На этом же заводе производят изобутилен. К галобутилкаучукам относятся хлорбутилкаучук и бромбутилкаучук.
Собственно бутиловый каучук — это сополимер изобутилена с изопреном, молекулы которых в результате полимеризации соединенны в длинные цепи. Хлорбутиловый каучук — это хлорированный бутилкаучук, а бромбутилкаучук — его бромированный собрат.
В 2023 году будет завершено техническое перевооружение ГБК до 200 тыс тонн в год за счет уменьшения объема БК, но без изменения общего объема БК+ГБК, в результате чего в 2023 получим:
БК — 20 тыс тонн
Галобутилкаучуки:
Хлорбутилкаучук — 50 тыс тонн
Бромбутилкаучук — 150 тыс тонн
Уклон сделан в сторону ГБК, т.к. они более востребованы в шинной (в качестве герметезирующего внутреннего слоя бескамерной шины для предотвращения выхода воздуха) и резинотехнической промышленности. По сути, для БК оставили пищевую и медицинскую нишу.
5.Бутадиеновый каучук
Продукт полимеризации бутадиена, он же дивинил. Термин бутадиеновый и полибутадиеновый обозначают один и тот же каучук. Бутадиен производят на Заводе по производству дивинила и углеводородного сырья (ДБ и УВС), а сам полибутадиеновый каучук — на Заводе по производству синтетических каучуков (СК).
СКД-Н и СКД-L — бутадиеновые каучуки на основе неодимового и литиевых катализаторов.
В прессе совсем недавно писали о новой марке «777» — СКДН-777.
V бутадиенового каучука — 180 тыс тонн в год
6.Бутадиен-стирольный каучук и ТЭП
Бутадиен-стирольные каучуки ДССК-610, 621 и 628 выпускают на заводе по производству синтетических каучуков (СК) на производстве ДССК-60 из сополимера бутадиена 1,3 и стирола. На этом же производстве выпускают и термоэластопласты (ТЭП СБС) для асфальтовых смесей.
Поскольку бутадиен=дивинил, то термины бутадиен-стирольный и дивинил-стирольный обозначают один и тот же каучук.
V бутадиен-стирольногого каучука = 60 тыс тонн
V ТЭП СБС= 10 тыс тонн.
Это распиаренный каучук для зеленых шин, используемый в протекторе шины. Но давайте удостоверимся, что это действительно так.
Из него делают протектор шины, который отвечает за сопротивление качению и экономию топлива одновременно. Сопротивление качению нужно иметь побольше для сцепления шины с мокрым асфальтом, а для экономии топлива сопротивление качению нужно поменьше. Это 2 исключающих друг друга свойства.
Каучуки ДССК-610, 621 и 628 решают этот вопрос уникальным пространственно-молекулярным расположением: за счет стиролового каркаса обеспечивается гладкое скольжение шины по дороге и экономия топлива, а за счет бутадиенового компонента в каркасе – сцепление с мокрой дорогой.
С мая 2021 в Европе действует вот такая маркировка.
Стоимость новых шин, у которых оба показателя А и/или B в Европе могут отличаться почти в 2 раза от шины, у которых оба показателя D/E. То есть премиальная шина стоит EUR 150, а без бутадиен-стирольного каучука в протекторе — EUR 75.
Стоит ли за этот блуд переплачивать? Судите сами.
На шинах категории E расход топлива выше на 0,5 л на сотню, чем на А. При стоимости EUR 2 за литр дизеля в Европе и при пробеге шин в среднем 60 000 км (а то и больше) до их износа получается 300 л экономии дизеля или EUR 600 экономии на топливе. То есть комплект из 4-х шин с протектором из каучука ДССК в моменте обойдется на EUR 300 дороже, но на дистанции 60 тыс км. он все же выйдет на EUR 300 дешевле из-за экономии топлива.
Разница же тормозного пути между категорией A (с бутадиен-стирольным каучуком) и E на скользкой дороге при скорости 80 км/ч достигает 18 м, что, конечно, впечатляет.
Вывод: шины с протектором из ДССК пользуются спросом.
7.Ценообразование на рынке синтетического каучука
3/4 всего объема каучука компания продавала по долгосрочным контрактам. Каучуки давали около 35-40% всей выручки и 80% всей валютной выручки. Компания раскрывала, что формула цены привязана, помимо цен на натуральный каучук, одновременно к
(1) индексу цен на нефть,
(2) нафте/СУГу и
(3) бутадиену.
Получается, цены на синтетический каучук тоже от бога, как и нефть, только в степени 4.
Сейчас цены на натуральный каучук являются комфортными. На месячном графике фьючерса на каучук виден виден желтый нисходящий тренд длиною 11 лет. При пробое – способны пройти к 363 йен за кг, ну или спуститься к 123. Нужно наблюдать.
Наблюдать, возможно, придется еще 1,5 года, имея ввиду длительность цикла в натуральном каучуке в 4 года от лоу к лоу
8.Стратегическая программа развития НКНХ 2025
В редакции годового отчета за 2018 еще прослеживался гигантизм и заявлялось 1 млн тонн каучуков в год.
Но уже в годовых отчетах за 2019, 2020 и за 2021 таргет понижен до 800 тыс тонн в год . То есть, с имеющихся текущих 800 тыс тонн объем выпуска каучуков увеличивать не планируют, а в программу по сути заявлены только технические перевооружения действующих производств каучука.
9.Теханализ НКНХ преф
Ожидание к 42,78 – 54,44. При пробитии трендовой — к 92.
Обычка/преф Ratio. Нормальный уровень – 1,08-1,10. Завышенное значение – 1,45. Торгуется в коридоре
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В статье разбираются каучуки НКНХ вот по такому плану:
1.Каучуки: гордость и боль НКНХ
Объединенная компания Сибур выдает на-гора 1,2 млн тонн каучука в год и в 2021 года стала 1-й в Европе и 4-й в мире по производству синтетических каучуков. Из этого объема 0,8 млн тонн выпускает НКНХ. По отчету за 2021 доля НКНХ на глобальном рынке среди каучуков: СКИ – 41,6%, Бутилового каучука (включая галобутиловые каучуки) -15,4% и Бутадиенового каучука – 5,8%.
Огорчаться тоже есть чем.
Почти весь объем каучуков НКНХ продавался на рынке Европы и после принудительного ухода Сибура из Европы в 2022 весь объем европейских продаж поделила Арланксео (дочерняя компания Сауди Арамко) с другими игроками. Каучуки НКНХ стараются протоптать тропинку на азиатские рынки, но результат этой дорожной спецоперации достоверно неизвестен. Отчетности нет, а скупые интервью менеджмента не вносят ясности и скорее носят успокаивающий характер.
Еще в прежние времена в силу специфики ценообразования на синтетический каучук маржинальность его продаж была очень низкой, а порой компания не раз попадала в ценовые ножницы, когда сырье для производства синтетического каучука резко дорожало, а натуральный каучук в это же время дешевел.
Каучуки вынуждено продавали по долгосрочным контрактам шинным производителям Goodyear, Michelin, Pirelli, Continental, Bridgestone с нулевой маржинальностью или в около убыток, чтобы выполнить условия поставок, хотя сами продажи приносили приличную выручку.
Из-за этого итоговая выручка в компании зашкаливала, а рентабельность продаж ROS болталась чуть выше 10%. Своего рода, каучуковое проклятье – до 2021 года историческая ЧП не превышала 23-25 млрд руб. Создавалось впечатление, что эмитент в холостую перемалывает тонны пустой породы, чтобы извлечь из нее малую ценность.
Этим и только этим объясняется некое превосходство по рентабельности продаж ROS Казаньоргсинтез, у которого нет такого сложного продуктового сегмента как каучуки.
2.Что и сколько производит компания
На сегодня – это 800 тыс тонн каучука в год. В таблице отражены объемы ХБК и ББК после завершения модернизации ГБК до 200 тыс тонн в 2023. В разрезе видов каучуков эти данные никогда не приводились в обобщенном виде и разбросаны пикселями информации в интернете.
Мощности исторического Сибура составляют 400 тыс тонн каучуков в год
3.Изопреновый каучук (СКИ)
Производится на Заводе по производству синтетических каучуков (СК). При производстве используется вот такая технологическая цепочка, при которой в ее конце Изопреновый каучук СКИ получают путем каталитической полимеризации изопрена:
Мировой спрос на рынке натурального каучука составляет 14 млн. тонн в год (±). Рынок же изопренового каучука в мире, в котором НКНХ имеет долю в размере 41,6% и старается ее не растерять, составляет всего 700 тыс. тонн в годю
Все компоненты для СКИ НКНХ производит самостоятельно, кроме метанола, закупаемого на стороне. В НКНХ есть проект производства метанола мощностью 500 тыс тонн, который прошел Госэкспертизу. Состязаться на рынки СКИ можно только посредством снижения издержек и свой метанол дал бы плюсом 4 млрд руб. в ценах 2019 года к ЧП. К сожалению, проект, по моим ощущениям, отложен на неопределенный срок.
Недавний пожар произошел на одной из линий выделения СКИ.
V Изопренового каучука — 330 тыс тонн в год
4.Бутиловые и галобутиловые каучуки
Выпускают на Заводе по производству бутилового каучука (БК). На этом же заводе производят изобутилен. К галобутилкаучукам относятся хлорбутилкаучук и бромбутилкаучук.
Собственно бутиловый каучук — это сополимер изобутилена с изопреном, молекулы которых в результате полимеризации соединенны в длинные цепи. Хлорбутиловый каучук — это хлорированный бутилкаучук, а бромбутилкаучук — его бромированный собрат.
В 2023 году будет завершено техническое перевооружение ГБК до 200 тыс тонн в год за счет уменьшения объема БК, но без изменения общего объема БК+ГБК, в результате чего в 2023 получим:
БК — 20 тыс тонн
Галобутилкаучуки:
Хлорбутилкаучук — 50 тыс тонн
Бромбутилкаучук — 150 тыс тонн
Уклон сделан в сторону ГБК, т.к. они более востребованы в шинной (в качестве герметезирующего внутреннего слоя бескамерной шины для предотвращения выхода воздуха) и резинотехнической промышленности. По сути, для БК оставили пищевую и медицинскую нишу.
5.Бутадиеновый каучук
Продукт полимеризации бутадиена, он же дивинил. Термин бутадиеновый и полибутадиеновый обозначают один и тот же каучук. Бутадиен производят на Заводе по производству дивинила и углеводородного сырья (ДБ и УВС), а сам полибутадиеновый каучук — на Заводе по производству синтетических каучуков (СК).
СКД-Н и СКД-L — бутадиеновые каучуки на основе неодимового и литиевых катализаторов.
В прессе совсем недавно писали о новой марке «777» — СКДН-777.
V бутадиенового каучука — 180 тыс тонн в год
6.Бутадиен-стирольный каучук и ТЭП
Бутадиен-стирольные каучуки ДССК-610, 621 и 628 выпускают на заводе по производству синтетических каучуков (СК) на производстве ДССК-60 из сополимера бутадиена 1,3 и стирола. На этом же производстве выпускают и термоэластопласты (ТЭП СБС) для асфальтовых смесей.
Поскольку бутадиен=дивинил, то термины бутадиен-стирольный и дивинил-стирольный обозначают один и тот же каучук.
V бутадиен-стирольногого каучука = 60 тыс тонн
V ТЭП СБС= 10 тыс тонн.
Это распиаренный каучук для зеленых шин, используемый в протекторе шины. Но давайте удостоверимся, что это действительно так.
Из него делают протектор шины, который отвечает за сопротивление качению и экономию топлива одновременно. Сопротивление качению нужно иметь побольше для сцепления шины с мокрым асфальтом, а для экономии топлива сопротивление качению нужно поменьше. Это 2 исключающих друг друга свойства.
Каучуки ДССК-610, 621 и 628 решают этот вопрос уникальным пространственно-молекулярным расположением: за счет стиролового каркаса обеспечивается гладкое скольжение шины по дороге и экономия топлива, а за счет бутадиенового компонента в каркасе – сцепление с мокрой дорогой.
С мая 2021 в Европе действует вот такая маркировка.
Стоимость новых шин, у которых оба показателя А и/или B в Европе могут отличаться почти в 2 раза от шины, у которых оба показателя D/E. То есть премиальная шина стоит EUR 150, а без бутадиен-стирольного каучука в протекторе — EUR 75.
Стоит ли за этот блуд переплачивать? Судите сами.
На шинах категории E расход топлива выше на 0,5 л на сотню, чем на А. При стоимости EUR 2 за литр дизеля в Европе и при пробеге шин в среднем 60 000 км (а то и больше) до их износа получается 300 л экономии дизеля или EUR 600 экономии на топливе. То есть комплект из 4-х шин с протектором из каучука ДССК в моменте обойдется на EUR 300 дороже, но на дистанции 60 тыс км. он все же выйдет на EUR 300 дешевле из-за экономии топлива.
Разница же тормозного пути между категорией A (с бутадиен-стирольным каучуком) и E на скользкой дороге при скорости 80 км/ч достигает 18 м, что, конечно, впечатляет.
Вывод: шины с протектором из ДССК пользуются спросом.
7.Ценообразование на рынке синтетического каучука
3/4 всего объема каучука компания продавала по долгосрочным контрактам. Каучуки давали около 35-40% всей выручки и 80% всей валютной выручки. Компания раскрывала, что формула цены привязана, помимо цен на натуральный каучук, одновременно к
(1) индексу цен на нефть,
(2) нафте/СУГу и
(3) бутадиену.
Получается, цены на синтетический каучук тоже от бога, как и нефть, только в степени 4.
Сейчас цены на натуральный каучук являются комфортными. На месячном графике фьючерса на каучук виден виден желтый нисходящий тренд длиною 11 лет. При пробое – способны пройти к 363 йен за кг, ну или спуститься к 123. Нужно наблюдать.
Наблюдать, возможно, придется еще 1,5 года, имея ввиду длительность цикла в натуральном каучуке в 4 года от лоу к лоу
8.Стратегическая программа развития НКНХ 2025
В редакции годового отчета за 2018 еще прослеживался гигантизм и заявлялось 1 млн тонн каучуков в год.
Но уже в годовых отчетах за 2019, 2020 и за 2021 таргет понижен до 800 тыс тонн в год . То есть, с имеющихся текущих 800 тыс тонн объем выпуска каучуков увеличивать не планируют, а в программу по сути заявлены только технические перевооружения действующих производств каучука.
9.Теханализ НКНХ преф
Ожидание к 42,78 – 54,44. При пробитии трендовой — к 92.
Обычка/преф Ratio. Нормальный уровень – 1,08-1,10. Завышенное значение – 1,45. Торгуется в коридоре
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу