Габриэль Бонёр Шансель родилась 19 августа 1883 г. во французском городе Самюр. Девочка, получившая имя акушерки, которая помогла ей появиться на свет, стала второй из шести детей в бедной семье прачки и ярмарочного торговца. После смерти матери дети остались на попечении отца, который совершенно не справлялся с родительскими обязанностями. Устав от роли единственного кормильца и воспитателя, Альберт Шансель отправил сыновей в помощники к местному фермеру, а девочек определил в сиротский приют при монастыре Обазин.
Переезд в приют стал испытанием для одиннадцатилетней Габриэль. В мрачных стенах аббатства она провела без малого семь лет, лишённая родительской любви и ласки, не имевшая ни малейших перспектив на богатое будущее и вынужденная тяжело трудиться. Тем не менее именно в Обазине Габриэль дала себе слово, что обязательно станет успешной и сделает одежду для женщин модной, яркой и стильной — так невыносимо ей было смотреть на сирот, одетых в безликую чёрную униформу. Засыпая в холодной и неудобной постели, девочка мечтала о карьере певицы, представляла себя знаменитой модисткой и грезила о славе, деньгах и высоком положении.
Появление Коко. Путь в Париж
В 1901 г. восемнадцатилетняя Габриэль переехала в католический пансион, расположенный в городе Мулен. Юная Шансель, мечтавшая перебраться в Париж, понимала, что без профессии в столице ей не выжить. Благодаря протекции настоятельниц Обазина Габриэль освоила ремесло швеи и устроилась помощницей продавца в местное ателье.
Денег не хватало. В борьбе с нищетой Шансель пришлось петь по вечерам в кабаре. Публика не отличалась благородством, однако Габриэль не замечала выпивших, хамоватых мужчин — она могла петь, а значит, была счастлива. В кабаре Шансель часто исполняла песни Ko Ko Ri Ko и Qui qu’a vu Co, за что получила прозвище Коко, заменившее ей имя. В этот же период Шансель сменила фамилию на более благозвучную — Шанель.
В погоне за певческой славой Коко отправилась с выступлениями на курорты Виши, однако быстро поняла, что звёздной певицей ей не стать. Быть одной из тысяч посредственных исполнительниц со средними вокальными данными Шанель не хотела, поэтому вернулась в Мулен и продолжила карьеру швеи.
Возвращение обернулось романтическим знакомством с богатым владельцем конного хозяйства Этьеном Бальсаном. В 1907 г. Коко переехала в парижское имение возлюбленного. Свободолюбивая Шанель полностью отказалась от общепринятых норм женской моды — она начала носить свитера, тельняшки и брюки своего сожителя, так как ходить в них было намного удобнее.
Лишившись необходимости работать, Коко смогла посвятить максимум времени своему хобби — созданию элегантных и одновременно простых шляпок без надоевшего нагромождения лент и перьев. Лаконичные модели так понравились Артуру Кейпелу, приехавшему погостить в поместье, что он согласился помочь Шанель с запуском магазина в Париже.
Артур Кейпел
Любовь и Париж
Вскоре Артур без памяти влюбился в Коко — его буквально подчинили себе сила, уверенность и талант этой удивительной женщины. 1910 г. ознаменовался для Шанель счастьем в объятиях Артура и открытием магазина шляпок Chanel Modes в Париже. Бутик на Камбон 21 манил столичных модниц — спрос на шляпки казался неиссякаемым.
Успех позволил Коко спустя три года открыть бутик в городе Довиль, где она чаще всего проводила время с Артуром. Посетительниц завораживали не только наряды, но и сама Шанель. Габриэль была настоящим воплощением образа сильной и современной дамы.
Коллекция спортивной одежды из джерси поразила аудиторию. Раньше этот материал использовался исключительно для пошива мужского белья, но гений Шанель сумел превратить его в изящные дамские наряды, лишённые излишней вычурности, доставлявшей в быту только неудобства.
В 1915 г. Шанель запустила бутик в Биаррице, а в 1918 г. открыла новый магазин в столице. Отныне Коко называли не иначе как кутюрье, и она снова и снова подтверждала свой статус законодательницы моды. Шанель беспощадно укорачивала платья, подчёркивала линию талии, популяризировала короткие стрижки и вводила моду на загар
Коко Шанель и Артур Кейпел, 1917 г.
1919 г. стал для Коко самым страшным в жизни — её обожаемый Артур погиб в автомобильной аварии. Мысли о самоубийстве из головы Шанель смогла вытеснить только работа. «Я или тоже умру, или закончу то, что мы начали вместе», — сказала кутюрье, и полностью посвятила себя моде.
Считается, что именно в память об Артуре Шанель разработала маленькое чёрное платье, ставшее базовой частью гардероба каждой француженки. Позднее легендарный универсальный образ покорил и весь мир.
Несостоявшаяся герцогиня и Chanel № 5
В 1921 г., проводя отпуск в компании князя Дмитрия Романова, Коко познакомилась с известным парфюмером Эрнестом Бо, отец которого создавал ароматы для российской императорской семьи.
Коко Шанель и князь Дмитрий Романов
Уставшая от назойливых, неестественных и слишком цветочных парфюмов Шанель попросила Бо создать аромат, который «пах бы как женщина, а не как роза». Работа заняла почти год. В результате было создано 30 образцов, из которых Шанель выбрала пятый. Именно так на свет появился легендарный аромат Chanel № 5 с нотами жасмина, иланг-иланг и сандала. Он стал первым в истории парфюмом, получившим название в честь бренда.
Эрнест Бо
В 1924 г. Шанель работала над созданием костюмов для балета «Голубой экспресс». С режиссёром постановки Сергеем Дягилевым Коко давно связывала тёплая дружба — они познакомились ещё в 1919 г., когда вместе работали над балетом Игоря Стравинского «Весна священная».
Артисты балета «Голубой экспресс» в нарядах Шанель и сценарист балета — Жан Кокто
Впрочем, Коко успевала работать не только над нарядами. В 1924 г. вышла дебютная коллекция косметики Chanel. Верная своим принципам Коко сделала упор на практичность — помады Chanel было удобно использовать за счёт инновационной на тот момент кремовой текстуры. Спустя три года Шанель выпустила уходовую линию — лосьоны, кремы и тоники от Коко моментально исчезали с витрин бутиков. Парижанки устраивали настоящую охоту за жасминовым маслом для тела Huile de Jasmin с эффектом восстановления кожи.
В конце 1924 г. Шанель отправилась в путешествие по Шотландии в компании влюблённого в неё Хью Гросвенора, герцога Вестминстерского и богатейшего человека Британии. Он неоднократно звал Коко в жёны, однако она отвергала предложения Хью, так как дорожила своей свободой. «Герцогов и герцогинь много, но Коко Шанель — одна», — отвечала кутюрье на ухаживания Гросвенора.
Герцог Вестминстерский и Коко Шанель
Глядя на первого богача страны в шикарном твидовом пиджаке, Шанель думала вовсе не о замужестве. Свободолюбивая Коко задумала выпуск твидовой коллекции для женщин. Идея была реализована в 1925 г. и произвела эффект разорвавшейся бомбы, закрепив за Шанель славу революционерки мира моды.
Твидовая женская коллекция Chanel
Революция
В 1929 г. Коко объявила войну неудобным ридикюлям и подарила миру сумку, которую позднее назовут «2.55», так как она была официально представлена в феврале 1955 г. Кожаная сумочка на изящной цепочке, которую, в отличие от занимающих руки ридикюлей, можно было носить на плече, моментально завоевала сердца женщин.
Революция Шанель коснулась и украшений. Кутюрье сломала стереотип, превратив бижутерию из дешёвой альтернативы драгоценностям в стильный аксессуар. Жемчужная нить, которую Коко гармонично ввела в образы Chanel, стала мейнстримом. Вслед за ней популярность обрели браслеты-манжеты, пояса, инкрустированные камнями, броши и массивные ожерелья.
Коко Шанель в жемчужном ожерелье
Над созданием ювелирной коллекции дома Chanel работал Фулько ди Вердура, талантливый венецианский дизайнер. Плоды трудов Вердуры и Шанель были представлены в рамках частной выставки Bijoux de Diamants, состоявшейся в загородной резиденции Коко. Изделия с бриллиантами впервые в истории демонстрировались на восковых фигурах — Шанель и здесь осталась верна оригинальным идеям.
Голливуд, заключение и изгнание
В начале 1930-х гг. Шанель стала главным дизайнером Голливуда по приглашению Сэмюэля Голдвина, основателя студии Metro-Goldwyn-Mayer. Полугодовой гонорар Коко составлял 1 млн долл. Впрочем, сотрудничество Шанель с Голливудом продлилось всего несколько лет — владельцы студии назвали её наряды слишком простыми. Охваченная праведным гневом Шанель разорвала контракт и с тех пор называла Голливуд не иначе как «столицей плохого вкуса».
К 1935 г. в Париже функционировало пять брендовых бутиков Chanel, а штат модного дома Коко превышал четыре тысячи человек.
Коко Шанель, 1937 г.
Во время Второй мировой войны Шанель пришлось остановить бизнес — нацисты взяли в плен её племянника. Коко задействовала всё своё влияние и смогла спасти его, однако сама была обвинена в шпионаже и любовной связи с представителем Рейха. После войны Коко оказалась в тюрьме, откуда вышла благодаря протекции Уинстона Черчилля. Но влияния политика хватило лишь на снятие с Шанель обвинений — въезд во Францию кутюрье был запрещён.
Коко уехала в Швейцарию, где провела около десяти лет. За это время Париж наполнился коллекциями молодых дизайнеров. Дом Dior, чья слава росла в геометрической прогрессии, вытеснял Chanel с рынка высокой моды.
Возвращение в Париж
Впрочем, мадемуазель Шанель конкуренции не боялась. В 1954 г. Коко вернулась в мир моды, будучи семидесятилетней, и сразу столкнулась с критикой. Журналисты называли её коллекции бездарными, а саму Шанель клеймили забытой и престарелой.
Коко Шанель, 1959 г.
Но Коко не собиралась сдаваться. Она с упоением работала над новыми коллекциями, и вскоре оскорбительные статьи сменились хвалебными одами её гению. Слава Коко вышла на новый, более грандиозный уровень. Наряды от Chanel носили Жаклин Кеннеди, Грейс Келли, Элизабет Тейлор, Брижит Бардо и другие знаменитости первой величины. Двухцветные туфли стали манифестом женского стиля. «Женщина с красивыми туфлями никогда не будет уродлива», — говорила Шанель, поражая мир новыми коллекциями обуви.
Шанель продолжила работать над ювелирными коллекциями вместе с Робертом Гуссенсом, создававшим настоящие шедевры из золота и бриллиантов. В начале 1960-х гг. Коко вернулась к излюбленному жемчугу. Мир увидели новые коллекции с цветами и жемчужными бусинами.
Показ Chanel, февраль 1970 г.
На вопрос, в чём она черпает вдохновение, Коко отвечала, что видит новые модели во сне. Неизвестно, так ли это было на самом деле, однако Шанель действительно никогда не страдала от недостатка идей. Она продолжала творить даже в 87-летнем возрасте, оставаясь элегантной, моложавой и подтянутой.
Платье Chanel на аукционе в 1978 г.
Чтобы не тратить время на перемещения по городу, Шанель поселилась в отеле Ritz, располагавшемся напротив её модного дома. Годовая доходность бизнеса Коко превышала 160 млн долл., но при этом сама кутюрье жила довольно скромно по сравнению с другими знаменитостями.
Великолепная Коко покинула мир 10 января 1971 г. Она умерла от сердечного приступа в воскресенье, свой единственный выходной. Местом смерти легенды стал отель Ritz. Осмотр номера поразил всех присутствующих — в гардеробе законодательницы моды обнаружилось всего три наряда.
Стиль Шанель поистине изменил историю — Коко стала единственным кутюрье, вошедшим в список самых влиятельных персон двадцатого столетия по версии Time. Вместе с Коко в перечне величайших деятелей искусства были Пабло Пикассо, Луи Армстронг и Игорь Стравинский.
Похороны Коко Шанель
Цитаты Коко Шанель
Самый смелый поступок — подумать о себе. Вслух.
Некоторые люди думают, что роскошь является противоположностью бедности. Это не так. Это противоположность вульгарности.
Не надо биться головой о стену, надеясь, что она превратится в дверь.
Мне наплевать, что вы обо мне думаете, я о вас не думаю вообще.
Природа даёт вам лицо, которое вы имеете в двадцать. Жизнь формирует лицо, которое вы имеете в тридцать. Но в пятьдесят вы получаете то лицо, которое заслуживаете.
Я не создаю моду, я — сама мода.
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу