26 января 2023 goldenfront.ru
Пока обычные люди думают, что экономика начинается с Адама Смита (Adam Smith) и его Богатства народов, читатели MisesWire знают, что история уходит корнями гораздо глубже. Представители австрийской школы обычно называют своих самых ранних интеллектуальных предшественников, поздних Схоластов, «протоавстрийцами». В главе Хесуса Уэрта де Сото (Jesus Huertade Soto) о Хуане де Мариане (Juande Mariana) в книге 15 великих австрийских экономистов, Уэрта де Сотопишет о десяти основных вкладах в будущие важные концепции австрийской школы:
Субъективная теория стоимости;
Правильное соотношение цен и затрат;
Динамический характер рынка и невозможность модели равновесия;
Динамическая концепция конкуренции, как процесс соперничества между продавцами;
Повторное открытие принципа временного предпочтения;
Искажающее влияние инфляции на цены;
Негативные экономические последствия банковского обслуживания с частичным резервированием;
Банковские депозиты - часть денежной массы;
Невозможность организации общества путём принуждения;
Признание того, что любое необоснованное вмешательство государства в рынок нарушает естественное право.
Более того, Уэрта де Сото также говорит, что
Величайшей заслугой Карла Менгера (Carl Menger) было то, что он заново открыл и подхватил континентальную католическую традицию испанской схоластической мысли, практически забытую и потерянную из-за черной легенды против Испании, а также из-за негативного влияния на историю экономической мысли Адама Смита и его сторонников британской классической школы.
Однако данные вклады не были единственными открытиями, на которые Менгер оказал влияние при основании австрийской школы. Мюррей Ротбард (Murray Rothbard) в Австрийском взгляде на историю экономической мысли, пишет о другом выдающемся католике, жившим раньше Хуана де Мариана на триста лет, - святом Фоме Аквинском (Thomas Aquinas). Ротбард описывает Фому Аквинского как «выдающегося интеллектуала высокого Средневековья, человека, в основе работ которого лежала философская система Аристотеля (Aristotle), концепция естественного права и единая христианская теология, на основе которых он создал «томизм», могучий синтез философии, теологии и наук о человеке».
Несмотря на блестящую философию естественного права Фомы Аквинского, Ротбард уделил больше внимания его экономическому вкладу касательно справедливой цены, ростовщичества и денег (о которых у Ротбарда есть как положительные, так и отрицательные комментарии). В конечном счете, Ротбард считает, что Фома Аквинский оказал чрезвычайно важное влияние. Однако Ротбард не затрагивает один момент: Фома Аквинский и Менгер, похоже, намеренно или случайно разделяют определение товара. Менгер определяет товар как нечто, удовлетворяющее четырем следующим предпосылкам:
Удовлетворение человеческой потребности;
Обладание свойствами, делающими возможной причинно-следственную связь с удовлетворением данной потребности;
Человеческое понимание этой причинно-следственной связи;
Владения товаром достаточно, чтобы направить его на удовлетворение потребности.
Определение товар было фундаментальным пунктом Принципов экономики Менгера. Однако, как и в случае с работой протоавстрийцев из Саламанкской школы, определение Менгера во многом напоминает то, о чём в 1200-х годах Фома Аквинский писал в своём трактате «Сумма теологии»:
Мы должны заметить, что надежда предполагает желание. Прежде чем на что-то надеяться, сначала нужно это захотеть... Во-вторых, мы должны думать, что то, на что надеются, может быть получено; кроме желания надежда включает в себя и это. Правда, человек может желать того, что, по его мнению, он не в состоянии получить; но он не может питать надежду касательно данных объектов. В-третьих, надежда обязательно подразумевает, что то, на что надеются, труднодоступно: пустяки – это скорее объект презрения, а не надежды.
Первый критерий товара у Менгера напрямую коррелирует с первым критерием надежды у Фомы Аквинского. Менгер настаивает на том, что товар должен удовлетворять человеческую потребность, в то время как Фома Аквинский утверждает (почти синонимично), что надежда - это нечто желаемое. Затем Фома Аквинский объясняет, что человек должен верить, что он может достичь того, на что надеется. Данная позиция объединяет вторую и третью части определения Менгера. Аналогично Людвиг фон Мизес объясняет, что вера в связь между товаром и потребностью важнее прямого знания об этом.
Последнее замечание Менгера, касательно «владения вещью», не обязательно связано с замечанием Фомы Аквинского о том, что товар не должен легко доставаться. Однако последнее замечание Фомы Аквинского действительно относится к тому, что, по словам Мизеса, делает некоторые товары специфически экономическими, другими словами дефицитными. Дефицит - это именно то, что описывает Фома Аквинский. Все, что он говорит о надежде, прямо относится к более позднему австрийскому определению товара.
Эти католические теоретики делали такие впечатляющие протоавстрийские заявления, не имея представления об экономике, потому что, как объясняет Том Вудс (Tom Woods) в книге Церковь и рынок,
Характерной чертой католической мысли на протяжении многих столетий был акцент на разуме. Человеческий разум, согласно данной традиции, способен постигать мир порядка, существующий вне его самого. Человек способен абстрагировать «универсалии» из мириад объектов и чувственных данных, предстающих перед ним, и таким образом упорядочить их, что не подвластно простым животным.
Саламанкская школа, святого Фому Аквинского и Карла Менгера объединяет одна общая черта: они используют разум в попытках понять объективную реальность. В результате, несмотря на то, что один занимался теологией, а другой экономикой – оба они пришли к одним и тем же выводам, т.к. они оба делали шаги к пониманию объективной реальности.
КоннорМортелл
http://goldenfront.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу