Экспорт российской нефти достиг самого высокого уровня с июня 2022 года » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Экспорт российской нефти достиг самого высокого уровня с июня 2022 года

Как на этом могут заработать частные инвесторы
10 февраля 2023 Открытие | Открытый журнал | Нефть Компанищенко Никита
С начала 2023 г. объём среднесуточного экспорта российской нефти по морю вырос более чем на 20% благодаря повышенному спросу со стороны восточных покупателей. При этом поставки в западном направлении почти обнулились из-за ввода новых санкций. Так, в Германию и Польшу по трубопроводу транспортируется только 120 тыс. баррелей в сутки, в сравнении с 510 тыс. баррелей в сутки до введения ограничений.

Спад продаж в Евросоюз привёл к тому, что российские нефтяные компании к началу февраля максимально нарастили азиатский экспорт, однако пострадала средняя цена реализации нефти. Биржевые котировки марки Urals находятся в районе 52–53 долл. за баррель. В феврале 2022 г. сырьё продавалось в среднем по 92,15 долл. за баррель.

Биржевая стоимость марки Urals, долл. за баррель

Экспорт российской нефти достиг самого высокого уровня с июня 2022 года


Экспорт растёт

По данным Bloomberg, российский морской экспорт нефти растёт четвёртую неделю подряд. К 3 февраля он увеличился до самого высокого уровня с начала июня 2022 г. и составил около 3,465 млн баррелей в сутки. Основными покупателями энергетической продукции из РФ стали Китай, Индия, Турция и новые клиенты.

С января 2023 г. российские экспортёры также начали сотрудничать с сингапурскими компаниями. Последние смешивают подсанкционное сырьё из РФ в своих хранилищах с другими сортами нефти, чтобы скрыть место происхождения и продать дороже в другие страны, в том числе в ЕС.

В Сингапуре смешивают не только сырую российскую нефть, но и дешёвые нефтепродукты, например мазут. Так прибыль азитских компаний при перепродаже увеличилась с 10–12% при реализации неподсанкционной продукции до 20% при реализации смешанных нефтетоваров.

Ещё один фактор увеличения объёма отечественного экспорта нефти — создание нового флота нефтяных танкеров. В англоязычной прессе его называют «российский теневой флот». С помощью таких кораблей с отключёнными транспондерами Иран много лет обходит западные санкции. Москва повторила опыт Тегерана и в короткие сроки создала собственный «теневой флот». Кроме того, в январе 2023 г. иранские танкеры-«призраки» в три раза увеличили объёмы перевозимой российской нефти — до 9 млн баррелей в месяц, или 0,3 млн баррелей в сутки.

Однако стоимость нефти снизилась, хотя объёмы экспорта и восстанавливаются. По этой причине в январе образовался дефицит бюджета РФ в размере 1,76 трлн руб. Сумма поступлений в государственную казну уменьшилась на 35%, до 1,356 трлн руб., в сравнении с январём 2022 г. Нефтегазовые доходы год к году упали на 46%.

Российские морские поставки нефти, млн баррелей в сутки



Новые ограничения

С 5 февраля 2023 г. Евросоюз ввёл два новых ценовых потолка на российские нефтепродукты: один составляет 100 долл. за баррель, а второй — 45 долл. за баррель. Ограничения действуют для всех европейских морских судов, танкеров и компаний, если они транспортируют российскую продукцию в третьи страны. ЕС ввёл новые предельные цены, чтобы разграничить дешёвую и дорогую энергетическую продукцию из РФ. К первой группе товаров относятся светлые нефтепродукты (дизельное топливо, бензин), а ко второй — тёмные (мазут, некоторые виды нафты).

При этом после ввода новых ограничений Европа добавила два исключения и убрала из-под санкций продукцию, которую производят из российской нефти за рубежом, а также смеси нефтепродуктов. Это частично сохранит российский экспорт, так как странам ЕС сложно сразу и полностью отказаться от нефтетоваров из РФ.

С 5 февраля в ЕС также вступил запрет на прямой импорт нефтепродуктов из России. Нельзя экспортировать бензин, дизель, керосин, нафту и мазут. Исторически Европа была ключевым рынком для этих сырьевых товаров из РФ, так как на неё приходилось более 40% всех продаж.

Российские компании сейчас перенаправили продукцию из ЕС в Турцию, Марокко и другие страны. В феврале общий объём экспорта дизельного топлива и газойля с низким содержанием серы из российских портов на Чёрном и Балтийском морях должен вырасти на 10%, до 4,2–4,3 млн тонн.

Но в ближайшем будущем ситуация может ухудшиться, если маржа на российских нефтеперерабатывающих заводах станет отрицательной. Поэтому нужно с осторожностью относиться к новым покупкам акций российских нефтедобывающих компаний на Мосбирже.

Европейская структура импорта дизельного топлива



Что это значит для инвесторов

На этой новости российские инвесторы могут заработать, если купят акции госкомпаний. Правительство сейчас рассматривает возможность повышения их дивидендных выплат. От большинства эмитентов в 2023 г. будут требовать распределения более 50% чистой прибыли по МСФО. Основная цель — снижение дефицита федерального бюджета.

Рассмотрим, какие госкомпании на Мосбирже могут заплатить крупные дивиденды, а какие их не начислят.

«Сбербанк» (SBER). По итогам 2022 г. банк заработал чистую прибыль, поэтому повышенная выплата дивидендов вполне может быть.
«Роснефть» (ROSN) и «Газпром нефть» (SIBN). Компании могут выплатить повышенные дивиденды на фоне рекордных финансовых результатов в 2022 г.
«Интер РАО» (IRAO), «Русгидро» (HYDR), «ОГК-2» (OGKB) и «Мосэнерго» (MSNG). Благодаря стабильным финансовым результатам эта четвёрка может распределить повышенные дивиденды.
«Газпром» (GAZP). Газовый гигант переведёт выплаты акционерам, если сначала (через начисление дивидендов) получит прибыль с дочерних предприятий — «Газпром нефти», «ОГК-2», «Мосэнерго», «ТГК-1» и других.
«Ростелеком» (RTKM). Телекоммуникационная компания может выплатить двузначную дивдоходность, если в ближайшее время не объявит о покупке конкурента.
«Татнефть» (TATN), «Башнефть» (BANE) и «АЛРОСА» (ALRS). Вероятность распределения высоких дивидендов средняя, так как компании пострадали от европейских санкций.
Электросетевые компании «Россетей». Вероятность распределения высоких дивидендов средняя, так как впереди у бывшей компании «МРСК» крупная инвестпрограмма.
«ТГК-1» (TGKA). Компания вряд ли выплатит высокие дивиденды, так как крупный пакет её акций принадлежит инвестору из недружественной страны.
«ВТБ» (VTBR). Компания окончила 2022 год с убытком. Вероятность распределения дивидендов низкая.
«Аэрофлот» (AFLT). На фоне больших убытков и допэмиссии выплату дивидендов от авиаперевозчика ждать не стоит.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter