Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Гаутама Адани — персональный олигарх премьера Моди » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Гаутама Адани — персональный олигарх премьера Моди

Как строил свою бизнес-империю богатейший человек в Азии
11 февраля 2023 Открытие | Открытый журнал | Adani Group Скворцов Дмитрий
Что представляет собой конгломерат компаний, управляемых Гаутамой Адани? Как сын владельца текстильного магазина занял второе место в рейтинге богатейших людей планеты? И насколько справедливы обвинения, выдвигаемые против него нью-йоркским бизнесменом Нейтоном Андерсоном, который зарабатывает на расследованиях деятельности технологических компаний?

Начало карьеры

Гаутама Адани родился 24 июня 1962 г. в городе Ахмадабад. Его отец владел небольшим магазинчиком, торговавшим текстилем. В 1978 г., после окончания школы, 16-летний Гаутама уехал в Мумбаи (Бомбей) и устроился в компанию Mahendra Brothers сортировщиком алмазов. Достигнув совершеннолетия, в 1980 г. Гаутама Адани организовал собственную брокерскую компанию по торговле алмазами.

В 1981 г. его старший брат купил предприятие по производству пластмасс и попросил Гаутаму стать управляющим. Предприятие занималось импортом поливинилхлорида (ПВХ) — ключевого сырья для производства пластмасс. Снижение импортных пошлин вызвало в Индии бум новых производств, которые использовали ПВХ в качестве сырья. Это позволило компании братьев Адани добиться финансовых успехов. А для самого Гаутамы это был урок того, как растущий рынок позволяет быстро развиваться компаниям, которые обеспечивают его ключевыми продуктами и услугами.

В 1993 г. Гаутама Адани основал Adani Enterprises, которая занималась сельскохозяйственными товарами, энергетическим оборудованием и импортом угля. Проблемы при завозе импортного угля в Индию заставили Адани задуматься о проблемах логистики. С 1995 г. он начинает прорабатывать вопрос строительства угольного терминала и понимает, что проще всего это будет сделать на новом месте, а не на территории одного из уже существующих портов. Но чтобы вложения окупились быстрее, это должен быть не только угольный порт.

В 1996 г. была основана компания Adani Power по торговле электроэнергией.

В 1998 г. 36-летний процветающий бизнесмен средней руки Гаутама Адани знакомится с 48-летним, ещё не очень известным, но многообещающим политиком Нарендрой Моди. Моди занимался организацией предвыборной кампании «Бхаратия джаната парти» в штатах Гуджарат и Химачал-Прадеш. Уже тогда лидер партии Лал Кришна Адвани дал Моди широкие полномочия по формированию правительств в этих штатах в случае победы. И уже в тот момент у Моди были далекоидущие планы, для которых требовались исполнители. И Гаутама Адани с его проектами, которые при административной поддержке могли стать драйвером экономического роста всей провинции, оказался очень кстати.

В том же 1998 г. Гаутама Адани запускает проект строительства Mundra Port — одного из первых портов частного сектора на западном побережье. 26 мая бизнесмен регистрирует компанию Adani Ports and Special Economic Zone Limited. Порт позволил бы Adani Enterprises экономить на издержках импорта. Создание специальной экономической зоны привлекло бы в это место и другие компании, заинтересованные в логистической инфраструктуре. Порт мог дать импульс ускоренному развитию экономики всего Гуджарата. Именно поэтому проект и получил поддержку Нарендры Моди.

Одним из обвинений в расследовании Hindenburg Research было то, что землю под создание порта и свободной экономической зоны Гаутама Адани получил без конкурса и по смехотворной цене — первоначально было выделено 400 га пастбищ стоимостью около 19 центов за 1 м2. Этот вопрос поднимался несколько раз задолго до Hindenburg Research. В своё оправдание представители Адани говорили, что, когда проект только начинался, ни порт, ни специальная экономическая зона ещё не существовали, и было неизвестно, станут ли они когда-нибудь генерировать достаточно доходов, чтобы окупить инвестиции.

Вопрос о том, что реализация была поручена Гаутаме Адани без всякого конкурса, — значительно сложнее. Во-первых, в 1998 г. компания Adani Enterprises стала крупнейшим в стране добытчиком чистой иностранной валюты (NFА). И с этой точки зрения логичнее было поручить развитие портовой инфраструктуры именно Адани, а не компаниям-импортёрам, заинтересованным в развитии портовых терминалов. Кроме того, крупные индийские компании, которые занимались импортом, были заинтересованы в расширении пропускной способности уже существующих портов. А Моди требовалось развитие экономики Гуджарата, поэтому он нашёл человека, который взялся за выполнение этого плана. Естественно, в своих интересах. Но порт появился и дал толчок экономическому развитию окружающих территорий. А у Гаутамы Адани возник бесперебойный источник прибыли, ведь услугами порта пользовались не только его компании. Кроме того, Adani Ports and Special Economic Zone получала доход от сдачи помещений в аренду и обслуживания производственных и логистических объектов.

Персональный миллионер губернатора Моди

7 октября 2001 г. Нарендра Моди вступил в должность главного министра штата Гуджарата. Теперь подъём экономики штата стал его непосредственной заботой, а успех в этом — ступенькой к дальнейшей политической карьере.

Задумываясь о более высоких постах, Нарендра Моди тестировал в Гурджарате различные меры по стимулированию бизнеса. Моди было необходимо продемонстрировать успех, и лицом этого успеха, а также мотором, который своей экономической активностью создавал условия для роста в смежных отраслях, стал Гаутама Адани.

В 1999 г. было создано совместное предприятие Adani Enterprises и Wilmar International — Adani Wilmar. В 2000 г. оно запустило свой флагманский бренд Fortune, под которым производит и продаёт пищевые масла, муку, рис, бобовые, сахар, соевые наггетсы и пищевые смеси быстрого приготовления.

В 2001 г. была основана Adani Total Gas. Она занимается городскими газораспределительными сетями для подачи трубопроводного природного газа в промышленные, коммерческие и жилые здания, а также на автогазозаправочные станции.

В 2004 г. Гаутама Адани основал компанию Adani Agri Fresh, которая продаёт по всему миру выращенные в Индии фрукты и овощи и поставляет на внутренний индийский рынок сельхозпродукцию из других стран. В первую очередь именно она способствовала выводу на рынок продукции сельского хозяйства Гуджарата.

Расширение порта способствовало развитию экспорту из Гуджарата добываемого в этом штате сырья — бокситов, бентонита, железной руды. И в 2006 г. Адани создал Adani Shipping — компанию, управляющую парком сухогрузов.

За время пребывания Моди во главе Гуджарата ВВП штата рос в среднем на 13,4% в год, что опережает темпы роста ВВП Индии за тот же период (7,8%). Благодаря политике Моди штат привлёк инвестиции в такие секторы, как автопромышленность и солнечная энергетика. Кроме того, удалось добиться прогресса в сборе дождевой воды и строительстве ирригационных сооружений, а также обеспечить почти круглосуточное снабжение электричеством всей территории штата (во многих индийских штатах до сих пор сохраняется дефицит электроэнергии).

Когда в 2013 г. Гаутама Адани организовывал свадьбу своего сына, на ней было много видных менеджеров, банкиров и чиновников. Некоторые заехали накануне, чтобы поздравить молодожёнов, но пропустили само празднование. Однако один высокопоставленный друг остался на два дня и присутствовал на торжествах с первой и до последней минуты. Это был Нарендра Моди, главный министр.

Индия в поисках источников роста

В 2014 г. «Бхаратия джаната парти» победила на парламентских выборах, и Нарендра Моди стал премьер-министром. Теперь его задачей было обеспечить экономический рост не только Гуджарата, но и всей Индии. Это была сложная задача, потому что, в отличие от Китая или России, у Индии отрицательный торговый баланс.

Торговый баланс Индии 2014–2022, помесячно, млрд долл.

Гаутама Адани — персональный олигарх премьера Моди


При нынешней структуре экономики и финансовой системы у Индии нет внутреннего источника роста.

Отрицательный торговый баланс может компенсироваться притоком инвестиций и другими поступлениями. Например, переводами заработков. Причём в случае с Индией речь идёт не о переводах на родину от выехавших за границу гастарбайтеров, хотя много индийцев живут и работают в Великобритании, США и Канаде. Для экономики Индии важны в первую очередь зарплаты тех, кто трудится удалённо на зарубежные компании. У англоязычных индийцев в этом плане большое преимущество перед представителями других стран.

Денежные переводы в Индию 2014–2022, млн долл. в месяц



Но даже переводы и прямые иностранные инвестиции не могут сбалансировать отрицательное сальдо торгового баланса.

Платёжный баланс Индии 2014–2022, поквартально, млн долл.



В этих условиях перед Нарендрой Моди встала задача поиска ресурсов для дальнейшего экономического роста. Не имея возможности пойти путём Китая, постепенно открывавшего свою экономику в обмен на внешние инвестиции, Моди решил использовать уже имеющуюся открытость индийской экономики, превратив свою слабость в силу. И здесь Гаутама Адани оказался лучшим исполнителем замыслов индийского премьера.

Персональный мультимиллиардер премьера Моди

Бизнес-империя Гаутамы Адани сложилась к середине 10-х гг. XXI в. и представляла собой конгломерат предприятий, действующих в разных отраслях. В большинстве случаев это были перспективные отрасли, развитие которых в Индии уже давно назрело.

Кроме специальной экономической зоны вокруг порта Мундра, Adani Ports и Special Economic Zone управляет десятью портами в Индии, включая 45 причалов и 14 терминалов в шести штатах.

Её дочерняя компания Adani Logistics управляет внутренними контейнерными складами, складами товаров до их таможенной очистки в портах Кишангархе, Патли (в индийском штате Харьяна) и Кила Райпур. Она имеет лицензию первой категории для индийских железных дорог, которая позволяет перевозить грузы по всей Индии.

Adani Airport Holdings, кроме аэропорта в специальной экономической зоне, в 2019 г. в результате конкурса получила право управлять в течение 50 лет шестью аэропортами — Ахмадабад, Лакхнау, Мангалуру, Джайпур, Гувахати и Тируванантапурам.

Adani Mining управляет своими шахтами в Индии, Индонезии и Австралии и поставляет уголь в Бангладеш, Китай и некоторые страны Юго-Восточной Азии. Уголь поставляется не только клиентам, но и на собственные электростанции Adani Power (в разных штатах Индии и в Бангладеш). Часть электростанций построена самостоятельно, а часть принадлежала компаниям, купленным Adani Group.

Кроме угольной генерации, Adani Group развивает и выработку электроэнергии из возобновляемых источников. 23 января 2016 г. была зарегистрирована Adani Green Energy Ltd. (AGEL), которая сегодня управляет одной из крупнейших солнечных электростанций в Камути (Kamuthi Solar Power Project) пиковой мощностью 648 МВт, а также ветровыми парками в нескольких индийских штатах.

В мае 2020 г. AGEL выиграла тендер на 6 млрд долл. от Корпорации солнечной энергии Индии (SECI) на строительство солнечной электростанции мощностью 8000 МВт.

В январе 2022 г. была создана Adani New Industries. Компания занимается разработкой новых источников энергии, в том числе производством зелёного водорода, низкоуглеродной электроэнергии, водородных топливных элементов, ветряных турбин, солнечных модулей и аккумуляторов.

Adani Transmission — одна из крупнейших индийских частных компаний по передаче электроэнергии. Общая протяжённость её сети — 12 200 км, более 3200 км находятся на разных стадиях строительства.

Основанная в 2018 г. Adani Road Transport занимается строительством, эксплуатацией и обслуживанием дорог, в том числе скоростных и платных автомагистралей.

В декабре 2018 г. была создана Adani Water, которая занимается строительством водной инфраструктуры. В настоящее время участвует в проектах по очистке, переработке и повторному использованию сточных вод в Праяградже в рамках Национальной миссии по чистой Ганге.

Adani Cement Industries Ltd. (ACIL) планирует построить цементный завод в Махараштре начальной мощностью 5 млн т в год с приблизительными инвестициями в размере 900–1000 крор фунтов стерлингов, а также приобрести несколько существующих цементных производств.

В сентябре 2021 г. была создана 100%-я «дочка» Adani Enterprises — Adani Digital Labs. Она разрабатывает цифровую платформу B2C для клиентов Adani Group, а первым продуктом компании стало мобильное приложение Adani One для аэропортов группы.

AdaniConneX планирует построить дата-центры мощностью 1000 МВт, что вдвое увеличит данную инфраструктуру в Индии.

Adani Defense & Aerospace — оборонное производственное подразделение компании Adani Enterprises. Оно производит вооружённые дроны Hermes 900 и стрелковое оружие, такое как пулемёт израильской разработки IWI Negev, израильскую штурмовую винтовку Tavor TAR-21 и усовершенствованную версию израильского автомата Galil — IWI ACE.

В апреле 2020 г. Adani Defense Systems and Technologies приобрела Alpha Design Technologies, которая занимается проектированием, разработкой и производством оборонной электроники и авионики.

Кроме производственных и торговых предприятий, в составе Adani Group имеется медийный холдинг AMG Media Networks. Ему принадлежат доли в нескольких индийских вещательных и издательских компаниях.

Два секрета Адани (и роста индийской экономики)

Это неполный перечень основных компаний бизнес-империи Гаутамы Адани. При этом многие из них имеют собственные дочерние предприятия. Как за короткий срок удалось создать такую империю? Секрет Адани в том, что он покупает части компаний и встраивает их в общую бизнес-структуру, получая эффект синергии.

Этого мало, чтобы расти такими темпами. Но у Адани есть ещё один секрет. Создавая большую структуру, он выводит её на IPO. И на деньги, вырученные от продажи акций, начинает расширять бизнес, приобретая новые предприятия. Столь быстрый рост объёмов производства и выручки впечатляет инвесторов, акции начинают расти, предоставляя в распоряжение Адани дополнительные финансовые ресурсы для дальнейшего развития. Так, в июне 2022 г. TotalEnergies приобрела 25% акций Adani New Industries.

Динамика котировок акций основных предприятий Adani Group, сентябрь 2019 — январь 2023



Такая схема позволяла быстро запускать важные для экономики Индии проекты на деньги инвесторов, в том числе зарубежных. А правительство неявно предоставляло Гаутаме Адани различные преференции, поощряя работу его машины по привлечению инвестиций.

До последнего времени эта схема эффективно работала. Но разоблачение со стороны Hindenburg Research не просто обрушило акции предприятий Adani Group. Оно поставило под вопрос дальнейшее использование столь удачно работавшей схемы и выбило одну из опор индийского экономического роста. Поэтому утверждения руководителей Adani Group о том, что нападки на группу — это нападки на Индию, имеют под собой основания. Впрочем, как и целый ряд обвинений против группы в докладе Hindenburg Research.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу