Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Январь 2023 года стал лучшим месяцем в истории кинопроката России. Что ждет индустрию дальше » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Январь 2023 года стал лучшим месяцем в истории кинопроката России. Что ждет индустрию дальше

Участники рынка довольны сборами первого месяца, но в будущее смотрят скорее с пессимизмом
15 февраля 2023 Тинькофф Банк Кириллова Саша
Почти год в России официально не прокатывают крупные мировые новинки кино.

Не все кинотеатры выдержали такие ограничения: около 10% закрылось. Но большая часть адаптировалась к новой реальности — пусть и не всегда законными методами. Например, в России появился «теневой прокат». Это когда зарубежные фильмы показывают без лицензии и прокатного удостоверения.

2023 год начался для индустрии хорошо: фильм «Чебурашка» побил несколько рекордов проката. Он позволил кинотеатрам закрыть некоторые долги или отложить часть денег. Но будущее пока все равно выглядит туманно. Новинки от крупных зарубежных студий вряд ли вернутся, а российское кино не приносит больших доходов «на потоке».

Разбираемся, что ждет индустрию кинопроката России в 2023 году.

Каким получился 2022 год для кинотеатров в России

Большую часть 2022 года российские кинотеатры работали без больших голливудских фильмов. В марте из России ушли многие зарубежные компании — например, Sony, Warner Bros. и Disney. По итогам года общие сборы составили 23,7 млрд рублей. Это на 57,2% меньше, чем в допандемийном 2019.

По данным ЕАИС, больше всего денег за год собрал российский приключенческий фильм «Последний богатырь: Посланник Тьмы». Он вышел в прокат еще в декабре 2021 года. Второе и третье место по сборам заняли голливудские картины «Анчартед: На картах не значится» и «Человек-паук: Нет пути домой». Первый вышел на российские экраны в феврале 2022, второй — в декабре 2021 года. Из-за отмены других зарубежных премьер кинотеатры показывали эти фильмы в течение нескольких месяцев.

ЕАИС — единая автоматизированная информационная система, в которой собрана вся информация о бюджетах и сборах фильмов в официальном российском кинопрокате

Самые кассовые фильмы 2022 года в России

Январь 2023 года стал лучшим месяцем в истории кинопроката России. Что ждет индустрию дальше


Проблему нехватки контента кинотеатры решали разными путями. Сначала они прокатывали старые фильмы. Затем некоторые кинотеатры начали нелегально показывать новые зарубежные картины.

Повторный прокат. В марте 2022 года кинопрокатчик «Наше кино» запустил повторный показ российских фильмов. Самой большой популярностью пользовались картины «Брат» и «Брат 2». Оба фильма вышли 24 марта и после первого уик-энда собрали 45 млн рублей. По итогам всего проката сумма выросла до 112 млн рублей.

«Салют-7» и «Большое приключение» также успешно показали себя в повторном прокате. Первый фильм заработал 17,9 млн рублей, второй — 12,8 млн. Но решить проблему скромного репертуара это не помогло.

Топ-менеджер одной из крупных киносетей анонимно рассказал «Ведомостям», что ниша проката старых фильмов устойчива и пользуется стабильным спросом, но его «нельзя назвать запредельным». «Практически любой современный фильм ужасов категории „Б“ позволяет нам заработать больше, чем покрытый благородной патиной и слезами восторга киноведов шедевр 80-х», — отметил он.

Теневой прокат. С лета 2022 года по всей России показывают голливудские новинки без лицензий и прокатных удостоверений. Кинотеатры придумали несколько способов обойти ограничения закона: от «показов от сторонних организаторов» до «бесплатного предсеансового обслуживания». Самый популярный способ — последний: копии зарубежных картин включают перед показом российских короткометражных фильмов. Так в России прокатывали «Бэтмена», третий «Мир Юрского периода» и «Аватар: Путь воды».

Непростая ситуация в прокате привела к тому, что жители России стали меньше посещать кинотеатры. По данным «Яндекс-афиши», в 2022 году россияне купили через сервис в два раза меньше билетов, чем годом ранее. Гендиректор российского офиса аналитической компании Comscore Роман Исаев отметил, что аудитория утратила привычку ходить в кино. Это и стало главным ударом по индустрии: «Когда нет больших фильмов, заметных рекламных кампаний, зритель не видит, для чего ему посещать кинотеатры».

К концу 2022 года в России закрылось около 10—12% кинотеатров, подсчитали в Ассоциации владельцев кинотеатров. Летом 2022 года в организации делали более пессимистичный прогноз — говорили о возможном закрытии половины залов в стране. Но опасения не оправдались. Многим кинотеатрам удалось сократить затраты по зарплатам и договориться с арендаторами о снижении платы.
Почему январь 2023 года стал рекордным по сборам

Январь 2023 года стал лучшим месяцем за всю историю российского проката. Суммарно кинотеатры заработали 8,663 млрд рублей. Прирост по сравнению с рекордным январем 2020 года составил 12,3%, а по сравнению с январем 2022 года — 61,8%. Но результат справедлив только для сравнения в рублях. В валюте превзойти сборы января 2020 года не вышло — 119,132 млн долларов против 128,416.

Число релизов за месяц при этом сократилось — с 38 до 34. За последние пять лет меньше фильмов в январский прокат выходило только в 2021 году. Тогда в кинотеатрах показывали всего 27 картин. Это связано с пандемией COVID-19: производство многих фильмов остановили или перенесли.

Высокими сборами кинотеатры обязаны фильму «Чебурашка». Уже через девять дней после релиза картина собрала 3 млрд рублей, а через 15 дней стала самым кассовым фильмом в истории российского проката.

Самые кассовые фильмы января 2023 года



По мнению гендиректора прокатной компании «Централ Партнершип» Вадима Верещагина, причина успеха «Чебурашки» в популярности персонажа, качестве самой ленты и традиционно высоком сезоне новогодних праздников. Во время них в кинотеатры часто ходят всей семьей. Важную роль сыграли и повторные просмотры: по данным прокатчика, некоторые россияне сходили на фильм не один раз.

Управляющий иркутским кинотеатром New Cinema Егор Иваненко заявил, что популярность «Чебурашки» «паровозом» увеличила сборы и остальных лент в прокате. Зрителям могло не хватить билетов на фильм, и они шли смотреть что-то другое. Директор компании «Кинопрокат Омск» Дмитрий Савельев считает, что свою роль сыграла и широкая демография зрителей «Чебурашки». Некоторые люди пришли в кинотеатр впервые за десятилетия. Например, зрители пенсионного возраста.

Важно, что январь — месяц, когда в российском прокате традиционно лидируют российские фильмы. В январе 2022 года больше всего денег собрал «Последний богатырь: Посланник тьмы», в январе 2021 года — «Последний богатырь: Корень зла», в январе 2020 года — «Холоп». Это связано с тем, что зарубежные премьеры часто переносят с новогодних каникул на более поздние числа месяца.

Самые кассовые фильмы января 2020 года



Что происходит с теневым прокатом

Часть денег многие кинотеатры теперь зарабатывают через теневой прокат. Подсчитать точные суммы таких сборов сложно. ЕАИС, естественно, не ведет учет нелегальных фильмов, а сами кинотеатры маскируют продажи билетов на них разными способами.

Побочный результат теневого проката — высокие сборы короткометражных фильмов, перед которыми показывают зарубежные новинки. В январе 2023 года три таких картины вошли в топ-10 самых кассовых фильмов месяца: «Три добрых дела», «Комментатор» и «Быстрые свидания». Вместе с ними кинотеатры, скорее всего, показывали новый фильм Джеймса Кэмерона «Аватар: Путь воды».


Кадр из фильма «Аватар: Путь воды». Источник: 20th Century Studios

Первые показы второго «Аватара» в России прошли спустя месяц после мировой премьеры — она состоялась 6 декабря. По данным профильного издания «Бюллетень кинопрокатчика», крупные кинотеатры заключили соглашение и обязались не показывать фильм до 12 января 2023 года. После этой даты картина появилась в расписании: чаще всего в виде «бесплатного предсеансового обслуживания».

По этой причине 12 января «Бюллетень кинопрокатчика» заявил, что изменит систему подсчета и будет считать сборы короткометражных картин как сборы фильма «Аватар: Путь воды». По данным издания, к 8 февраля картина заработала в России более 2,4 млрд рублей.

Самые кассовые короткометражные фильмы января 2023 года



Голливудские новинки показывают без прокатного удостоверения. Зато оно есть у короткометражных фильмов. «Известия» со ссылкой на источники в киносетях пишут, что Минкультуры знает о лазейке в законе и будет бороться с нелегальными показами. В министерстве заявили, что с лета 2022 года уже оштрафовали ряд кинотеатров за прокат картин «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Мир Юрского периода: Господство» и других.

По словам собеседника газеты, кинотеатры скорее согласятся на штрафы, чем откажутся от проката голливудских новинок. Кроме того, привлечь кого-то к ответственности не всегда просто. За нелегальный прокат голливудских фильмов отвечают сторонние организации, которые быстро самоликвидируются.

В индустрии к прокату фильмов без лицензии относятся скорее негативно. В апреле 2022 года Ассоциация владельцев кинотеатров опубликовала заявление, где осудила такую практику. В ассоциации отметили, что «публичная демонстрация […] ворованных копий фильмов […] выводит российский бизнес кинотеатров из правового поля и возвращает в темные времена нелегального бизнеса».

С такой позицией согласна и директор Московской школы кино Мария Ситковская. По ее словам, теневой прокат помогает решать краткосрочные задачи кинопоказа, но при этом приучает людей платить за нелегальный контент. «Возникает вопрос: если завтра выйдет в прокат большой российский проект и появится его копия, понесут ли люди деньги в кинотеатры?», — рассуждает Ситковская.

Глава прокатной компании АВК’Pro Роман Исаев подчеркивает свое отрицательное отношение к теневому прокату. Но отмечает, что именно эта мера позволила большинству кинотеатров дожить до конца 2022 года: «Поприветствовать факт пиратства, конечно же, нельзя, но осуждать кинотеатры тоже не надо».

По мнению гендиректора «Централ Партнершип» Вадима Верещагина, нелегальный прокат создает проблемы для киноиндустрии. Ведь он разрушает «прозрачность» проката. Обычно кинотеатр оставляет себе 50% от сборов фильма, остальное делят создатели картины и компания-прокатчик. «Очевидно, что в случае с показом нелегальных копий […] кинотеатры забирают себе все 100%», — говорит Верещагин. Но сколько реально на этом зарабатывают кинотеатры, понять сложно.
Что предлагают власти и как на это смотрят в индустрии

С июня 2022 года в России действует закон о параллельном импорте некоторых товаров, включенных Минпромторгом в специальный список. Фильмы не входят в этот перечень, но при разработке документа обсуждалась возможность туда их включить. В ноябре 2022 года Минпромторг обновил список: теперь там есть продукция Marvel, Disney, Pixar и DC. Но изменение коснулось только мерча компаний. В Минпромторге заявили, что к фильмам нельзя применять законы параллельного импорта, потому что по номенклатуре ЕАЭС они не относятся к товарам.

Разные ведомства предлагают противоречащие друг другу варианты разрешения ситуации.

Совет Федерации предлагает отменить штрафы за показ зарубежных фильмов без прокатного удостоверения. Ведомство разработало законопроект, по которому в 2023 году установят мораторий на административное наказание за такое нарушение. Он будет работать в случае, если кинотеатр нелегально прокатывает фильм из-за ограничений со стороны «недружественного» иностранного государства.

По мнению заместителя главы комитета СФ по экономической политике Алексея Синицына, российских фильмов и картин «дружественных» стран недостаточно, чтобы держать кинотеатры на плаву. Он считает, что потребуется «переходный период» с показом кино без согласия правообладателей. Так кинотеатры не закроются, пока киноиндустрия нарастит производство фильмов.

Минкультуры намерено пресекать прокат пиратских копий фильмов. В ведомстве собираются подготовить законопроект, запрещающий кинотеатрам показывать картины без прокатных удостоверений. Сейчас тему обсуждают в кинематографических департаментах министерства.

Киноаналитик Сергей Бондарев считает, что государство не будет бороться с пиратством. «Это возможно только в одном случае — если нелицензионный контент будет мешать заработку российских фильмов, в производство и маркетинг которых вложилось государство».

В индустрии любые идеи узаконивания показов пиратского контента, такие как принудительное лицензирование, не приветствуют. Гендиректор «Централ Партнершип» Вадим Верещагин считает, что в этом нет необходимости, тем более это повлечет за собой неприятные последствия: например, в качестве ответной меры западные страны могут прекратить защиту российского контента на иностранных платформах.

Принудительное лицензирование работает так: компания может обратиться в суд, если ее иностранный партнер разорвал лицензионный договор по основаниям, которые не связаны с его нарушением. Тогда лицензию выдадут принудительно. Пока оно распространяется только на изобретения, полезные модели и промышленные образцы

Представители киноиндустрии, с которыми поговорил «Коммерсант», считают, что принудительное лицензирование навредит и кинотеатрам. Собеседники издания опасаются, что оно испугает те компании, что все еще сотрудничают с Россией.

Гораздо больше кинотеатры хотели бы увидеть поддержку со стороны государства. По словам Верещагина, запланированных на 2023 год релизов хватит только для выживания, но не для развития: «Возможно, нужна не прямая субсидия, а некий новый подход. После ухода Голливуда мы все оказались в новой реальности, но не все кинотеатры под нее перестроились».

Министр культуры Ольга Любимова уже говорила, что ведомство намерено поддерживать кинотеатры. Но речь не о финансовой поддержке, а скорее о стимулировании развития отечественного кино. «Мы стараемся вместе с индустрией, чтобы больше российских картин появилось. Нам нужно в год около 300 фильмов, из которых 60 — крупные релизы. В этом году выделили 11,6 млрд рублей», — говорит Любимова. По ее словам, министерство ждет диалога с киносетями, чтобы выяснить, какой еще проект ведомство должно поддержать.

Какие прогнозы на 2023 год делают в индустрии

Успешный январь и высокие сборы «Чебурашки» не вселяют оптимизма в большинство участников киноиндустрии. Несмотря на то что фильм Дмитрия Дьяченко планируют показывать «до последнего зрителя», собранных денег не хватит для исправления ситуации.

Негативные прогнозы. По мнению главы АВК Алексея Воронкова, для выхода из кризиса кинопрокату надо собирать 35—40 млрд рублей в год. Это позволит работать хотя бы в ноль, а не в минус. То есть потребуется десять фильмов с такими сборами, как у «Чебурашки».

«С 2025 года продюсеры обещают нам кратное увеличение большого качественного кино. Но остался вопрос, как доживать до 2025 года? С марта по декабрь 2022 года единственный фильм, который почти достиг 1 млрд, — это „Сердце Пармы“», — отмечает Воронков.


Кадр из фильма «Чебурашка». Источник: «Централ Партнершип»

Гендиректор «Централ Партнершип» Верещагин считает, что индустрии понадобится два-три года для восстановления показателей 2019 года. По его мнению, российскому кинематографу надо выпускать больше «заметных» фильмов — со сборами от 500 млн рублей. Пока в год выходит около 150 фильмов, из них такому критерию отвечают всего от 10 до 15.

По словам гендиректора Comscore Романа Исаева, из крупных релизов на 2023 год планируется только «Вызов». Больше фильмов с миллиардным потенциалом сборов нет. Деньги от «Чебурашки» же быстро закончатся — ими кинотеатры будут закрывать долги 2020 и 2021 годов.

О тревоге за будущее говорит гендиректор «Синема Парк» и «Формула кино» Алексей Васянин. Он отмечает, что точного графика выхода новых фильмов на середину года до сих пор нет. Кинотеатрам могут помочь финансовая поддержка и принудительное лицензирование. «Основной вопрос не в том, что „Чебурашка“ выстрелил, рекорды побиты, у всех эйфория, а в том, что неопределенность не снята», — указывает Васянин.

По оценкам экспертов АВК, 2023 год может просадить индустрию еще на 10—15%. Кинотеатры продолжат закрываться из-за нерентабельности. «Бюллетень кинопрокатчика» прогнозирует общий годовой бокс-офис в 30 млрд рублей. Это выше показателей 2022 года примерно на 34%. Часть зарубежных студий, по мнению издания, вернет свои проекты на рынок, но половину бокс-офиса обеспечит российское кино. Эксперты «Бюллетени» также считают, что по итогам года количество кинотеатров сократится на 10%.

Позитивные прогнозы. Некоторые эксперты настроены более оптимистично относительно будущего киноиндустрии. Но их меньшинство.

Директор «Кинозала Гума» Этери Кахидзе считает, что кинотеатры «медленно-медленно» вернутся к хорошим показателям: «Не могу сказать, что у нас падал спрос, зрители как ходили в кино, так и ходят».

Директор Московской школы кино Мария Ситковская обращает внимание на примеры стран, где национальный кинематограф играет ключевую роль, например Францию, Италию или Китай. Но прогнозировать, как быстро сможет перестроиться российская индустрия, сложно.

По мнению председателя Ассоциации продюсеров кино и телевидения Сергея Сельянова, замещение голливудского кино отечественным станет возможно не раньше 2024 года. Объем запущенных в производство российских фильмов и сериалов за 2022 год вырос на 16%, пишет канал «Новости кинопроизводства». Это на 125 проектов больше: если в 2021 году запустили 733 проекта, в 2022 году — уже 856.

Однако далеко не все проекты успешны в прокате. В 2022 году 26 российских фильмов получили субсидии Фонда кино и вышли в широкий прокат. Но коммерчески успешным стал только один, выяснили в РБК. Речь о комедии Александра Фомина «Молодой человек»: картина заработала в прокате 192,2 млн рублей при бюджете в 64,8 млн, из которых 30 млн — субсидия.

Отбить свой бюджет в 2022 году смогли еще пять поддержанных Фондом кино проектов: «Финник», «Сердце Пармы», «Три кота и море приключений», «Чук и Гек. Большое приключение» и «Любовники». В отличие от «Молодого человека», впрочем, они не принесли особой прибыли.

Способствовать развитию киноиндустрии может помощь литературных издательств. 4 февраля стало известно, что компания «Эксмо-Аст» намерена инвестировать в экранизации выпускаемых ею книг российских авторов. На первый проект планируют выделить 200 млн рублей. В дальнейшем группа издательств собирается покрывать 25% стоимости кинопроизводства.

Список проектов, которые получат финансирование, пока не сформирован. Но первые питчинги пройдут уже в феврале 2023 года. После получения денег снять фильмы нужно в течение года.

Хотя основное место в прокате будут занимать отечественные фильмы, без заметных зарубежных премьер российский зритель не останется. Уже в январе второе место по сборам занял фильм Гая Ричи «Операция „Фортуна“». Это не единственная картина режиссера, которую россияне увидят в 2023 году: весной «Кинопоиск» выпустит в прокат экшен-триллер «Переводчик» с Джейком Джилленхолом и Энтони Старром.

Компания «Вольга» продолжает прокатывать картины студии «А24». 4 мая в российских кинотеатрах начнут показывать комедийный фильм ужасов «Все страхи Бо» от режиссера Ари Астера — автора «Солнцестояния» и «Реинкарнации». Летом 2022 года «Вольга» выпустила хоррор «Род мужской».

Россияне смогут посмотреть и французское кино. В ноябре 2022 года стало известно, что работу в стране возобновляет студия Pathé. В планах на 2023 год у компании две премьеры: комедия «Астерикс и Обеликс: Поднебесная» и новая экранизация «Трех мушкетеров» с Евой Грин и Венсаном Касселем. Первый фильм должен был выйти 14 февраля, но премьеру перенесли на неопределенный срок. Начало показов второго запланировано на 27 апреля.

https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу