Кобальт за год подешевел более чем в два раза. Что происходит » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Кобальт за год подешевел более чем в два раза. Что происходит

20 февраля 2023 The Economist | Кобальт

Почему и куда внезапно исчезло препятствие для зеленого перехода

Всего лишь год назад казалось, что дефицит одного-единственного металла способен пустить под откос весь процесс перехода на зеленую энергетику. Добыча кобальта — ключевого компонента аккумуляторных батарей — не поспевала за растущим спросом. Хуже того, значительная часть всех известных месторождений кобальта находится на территории Конго, страны с крайне нестабильной политической ситуацией, коррупцией и процветающей эксплуатацией детского труда.

В период с лета 2021 года по весну 2022 года стоимость кобальта выросла более чем в два раза и достигла $82 000 за тонну. И это как раз понятно. Удивительно другое: почему с тех пор она упала почти до исторических минимумов и обосновалась в районе $35 000.

Динамика спроса и предложения на кобальт
Отчасти коррекция обусловлена снижением спроса. Почти весь добываемый кобальт идет в батареи для смартфонов, планшетов и ноутбуков. Спрос на них был крайне высок в 2010-е и еще сильнее вырос во время пандемии. Но когда ковидные ограничения сняли, люди стали меньше времени проводить перед экранами, снизился спрос на потребительскую электронику, а вместе с ним и потребность в кобальте. Даже бума в сегменте электромобилей оказалось недостаточно, чтобы компенсировать этот тренд, поскольку производители к этому времени уже научились экономить на этом крайне дорогом сырье.

Другая часть уравнения — быстрый рост предложения. Сьюзан Чжу из консалтинговой компании Rystad Energy считает, что в этом году объемы добычи в Конго вырастут на 38% и достигнут 180 000 тонн. Еще удивительнее ситуация в Индонезии, где объем экспорта в этом году может достичь 18 000, хотя еще несколько лет назад страна вообще почти ничего не продавала на внешние рынки. Кажется, такими темпами мир скоро будет купаться в кобальте.

Побочный продукт
Компании бывают вынуждены останавливать добычу металлов, когда цены на сырье падают слишком низко. Но только не кобальта. Его стоимость уже упала ниже точки безубыточности для многих шахт. Тем не менее Glencore, крупнейший в мире производитель, заявил, что сохранит добычу на уровнях 2022 года.

Его конкурент, China Moly, планирует запустить новые производственные мощности с потенциальным объемом добычи 30 000 тонн в год (примерно 16% от всего кобальта, добытого в 2022 году). Крупные компании способны пережить период низких цен, потому что для них кобальт — это побочный продукт добычи меди и никеля. А на эти металлы цены не падают.

Производители электромобилей во всем мире надеются, что Индонезия откроет новые производственные мощности по добыче никеля, а с ним появится и кобальт. Огромная шахта China Moly в Конго даст в три раза больше меди, чем голубого металла.

В этом году цены могут еще немного подрасти, поскольку спекулянты ищут возможность выгодно закрыть сделки. Однако после 2025 года тренд будет устойчиво медвежьим. Батареи в первой волне электромобилей к этому времени уже отработают ресурс и пойдут на переработку, что также снизит потребность в новом кобальте. Независимо от того, насколько быстрым будет зеленый переход, синее золото вряд ли сможет ему помешать.

http://www.economist.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter