24 февраля 2023 Мои Инвестиции
Как рынок электронной коммерции чувствовал себя в 2022?
📈Несмотря на ухудшение макроэкономической ситуации, рынок электронной коммерции показал уверенный рост на 30% г/г до 5 трлн руб., согласно данным АКИТ.
📌Продажи локальных маркетплейсов показали сильную динамику, увеличившись на 33% г/г.
🔹Среди основных факторов роста - сокращение ассортимента в офлайн магазинах, распродажа выкупленных остатков товаров ушедших брендов, параллельный импорт, возможность выбора наиболее дешевого товара.
🔹Региональная экспансия также способствовала росту рынка. По данным АКИТ, еще пять лет назад на Москву приходилось ок. 50% всех онлайн покупок, а в 2022 ее доля сократилась до 19% на фоне активного проникновения в другие регионы.
🔻Доля трансграничной онлайн торговли в общем объеме сократилась до 3,6% по итогам 2022 (13% в 2021) ввиду ухода иностранных маркетплейсов, проблем с оплатой и нарушения логистических цепочек.
Какие тренды наблюдались у основных игроков?
💰Основными бенефициарами роста рынка были локальные мультикатегорийные маркетплейсы (Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет), которые традиционно растут быстрее рынка. На них приходится ок. 55% всего рынка электронной коммерции. В частности, рыночная доля Wildberries по итогам 2022 года составила более 30%, Ozon - 16% и Яндекс - 6%.
☑️На этих площадках представлены большое количество продавцов и как следствие широкий выбор товаров, а их развитая логистическая инфраструктура позволяет сохранить относительно короткие сроки доставки. Широта ассортимента и скорость доставки - ключевые факторы выбора для потребителей.
📈По итогам 2022 года, Wildberries удвоил оборот (GMV) до 1,7 трлн руб., подтвердив свои лидерские позиции. Ozon еще не объявлял результаты продаж за 2022 год, но мы ожидаем, что GMV компании вырастет на 85% г/г на фоне сильной динамики рынка и ключевых игроков.
💵Темпы роста GMV Ozon и Яндекса в 2022 немного ниже, чем у Wildberries, так как компании уделяли большое внимание повышению эффективности бизнеса. В частности Ozon впервые вышел на положительную скорректированную EBITDA уже во II и III кв. 2022, при этом сохраняя высокие темпы роста.
📌По данным Tinkoff eCommerce, на Wildberries уже продают более 60% всех онлайн продавцов (на Ozon и Яндекс - 25% и 8%, соответственно). Усиление конкуренции среди продавцов будет способствовать их выходу на дополнительные площадки и прежде всего на Ozon и Яндекс.
🔸В 2022 крупные маркетплейсы повышали свои комиссии для продавцов в среднем на 2-4 п.п. При этом на Яндекс и Ozon комиссии все еще остаются ниже, чем на Wildberries.
Какие перспективы рынка электронной коммерции в дальнейшем?
📈АКИТ ожидает, что в 2023 году сохранятся сопоставимые темпы роста рынка ок. 25-30%.
☑️Данные Тинькофф Кассы подтверждают эту динамику: маркетплейсы были единственной категорией, где потребительские расходы увеличились на 32% г/г в январе 2023, в то время как общая сумма расходов сократилась на 18% г/г.
🔹Считаем, что в долгосрочной перспективе у e-commerce в России сохраняется потенциал высокого роста, учитывая низкое проникновение сервиса: 11,6% (данные АКИТ) в 2022 против почти 20% в среднем по миру. По нашим оценкам, в ближайшие пять лет среднегодовой темп роста рынка составит ок. 20% в год.
🔹Среди основных факторов роста можно выделить: 1) дальнейшее проникновение в регионы; 2) расширение ассортимента за счет локальных брендов и собственных торговых марок; 3) возможность сравнения цен и выбор наиболее подходящего товара в условиях снижения доходов потребителей.
🌐Увеличение потоков товаров из Китая, Турции и ближнего зарубежья также будут способствовать росту российского рынка онлайн торговли, так как новым брендам легче реализовывать свой товар через крупные электронные площадки с доступом к многомиллионной аудитории.
🛍Рынок онлайн доставки продуктов сохранит даже более высокие темпы роста ок. 40% в 2023-2024 гг. на фоне низкого проникновения сервиса в объеме продовольственного ритейла (2,6% в 2022).
Кто главные бенефициары?
💡Считаем, что рыночные тренды благоприятны для Яндекс и Ozon. Компании продолжат фокусироваться на улучшении юнит экономики, при этом удерживая высокие темпы роста.
Яндекс сейчас торгуется на уровне 9,3x EV/EBITDA 2023 и Ozon - на уровне 0,25x EV/GMV 2023. Сохраняем позитивный взгляд на компании и считаем их привлекательными для покупки на текущих уровнях.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба