Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Транспортный коридор «Север — Юг» приобретает новое значение » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Транспортный коридор «Север — Юг» приобретает новое значение

В условиях санкций России придётся развивать внутриконтинентальные транспортные маршруты
3 марта 2023 Открытие | Открытый журнал Скворцов Дмитрий
Международные транспортные коридоры

Президент Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию, говоря об инфраструктурном обеспечении перестройки внешнеэкономических связей, сказал: «Особое внимание будем уделять международному коридору “Север — Юг”. Это откроет новые маршруты для делового сотрудничества с Индией, Ираном, Пакистаном, странами Ближнего Востока».

История создания транспортного коридора «Север — Юг»

Впервые идея международного транспортного коридора «Север — Юг», оборудованного современной логистической инфраструктурой, была высказана в середине 1990-х гг.

До этого по инициативе стран Евросоюза, в первую очередь главной экспортной державы Европы — Германии, в середине 1980-х была принята концепция создания европейских транспортных коридоров. Но последовавшее после распада СССР ускорение глобализации заставило задуматься о продлении сети этих коридоров, чтобы включить в них приоритетные страны для европейской внешней торговли. Так было решено продлить проходящий по территории России коридор № 2 («Берлин — Варшава — Минск — Красное — Москва — Нижний Новгород») через Транссиб до Корейского полуострова с конечной точкой в Японии и с ответвлением на Казахстан, Китай и Монголию. А транспортный коридор № 9 — по маршруту «Северная Европа — Центральная Россия — Каспийское море — Центральная Азия/Кавказ — Иран — побережье Персидского залива — Индия».

На прошедшей в 1998 г. в Санкт-Петербурге Международной евроазиатской конференции по транспорту было решено ускорить создание евроазиатских транспортных коридоров, формирование которых должно осуществляться с участием двух структур ООН — Европейской экономической комиссии (ЕЭК) и Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО).

В 1999 г. группа индийских, иранских и российских транспортных компаний подписала генеральное соглашение об экспортно-импортной транспортировке контейнеров по международному транспортному коридору «Шри-Ланка — Индия — Иран — Каспийское море — Россия». Соглашение определяло организацию этой транспортировки, ответственность участников, примерные ставки и сроки прохождения грузов в 20 и 40-футовых контейнерах.

12 сентября 2000 г. на второй Евроазиатской конференции по транспорту в Санкт-Петербурге Россия, Иран и Индия приняли межправительственное соглашение о создании коридора «Север — Юг».

Коридор был запущен в мае 2002 г., когда министры транспорта этих трёх стран подписали в Санкт-Петербурге соответствующий протокол. Позднее к договору присоединились Азербайджан, Армения, Республика Беларусь, Казахстан, Оман, Сирия. Заявки на присоединение подавали Турция и Украина.

Узкое место

Одна из проблем заключалась в том, что между Россией и Ираном не было прямого железнодорожного сообщения. Грузы приходилось перемещать на грузовые суда и через Каспийское море переправлять в иранские порты, откуда железной дорогой контейнеры должны были следовать на юг.

Но иранские порты на Каспийском море не были связаны с железнодорожной сетью страны, а имеющиеся вблизи портов железнодорожные ветки были однопутными, неэлектрифицированными, с большими уклонами. Это существенно ограничивало и до сих пор ограничивает провозную способность транспортной инфраструктуры Ирана, делая маршрут через него очень долгим.

Существовали проекты модернизации железнодорожной сети Ирана и планы строительства сквозной железнодорожной магистрали из России в Иран через территорию Азербайджана. Но они были достаточно затратными. При этом коридору «Север — Юг» необходимо конкурировать по скорости и цене с традиционным морским маршрутом вокруг Европы, через Средиземное море и Суэцкий канал, а затем вокруг Аравийского полуострова. И хотя протяжённость коридора «Север — Юг» значительно меньше водного пути вокруг Европы, необходимость перегружать контейнеры с железнодорожного транспорта на автомобильный или водный увеличивает время в пути. А стоимость железнодорожных перевозок всегда выше, чем при транспортировке грузов по воде.

Транспортный коридор «Север — Юг» приобретает новое значение

Коридор «Север — Юг» и водный маршрут вокруг Европы

После усиления санкций против Ирана, вызванных его программой обогащения урана, все международные проекты по модернизации коридора «Север — Юг» на иранской территории были заморожены. А собственных возможностей для этого у Ирана не хватало. Частичное присоединение России к этим санкциям уменьшило для иранских властей мотивацию работать в этом направлении.

«Лазуритовый коридор»

Республику Азербайджан США и Великобритания отвлекли от проекта МТК «Север — Юг» планами создания «Лазуритового коридора», который должен был связать находящийся под американским контролем Афганистан с черноморскими портами Грузии и с Турцией (а оттуда — с Европой) через Туркменистан и Азербайджан.


«Лазуритовый коридор»

С экономической точки зрения пересечение двух коридоров могло оказаться выгоднее, чем просто два коридора, которые проходят через одну и ту же страну. Но геополитические расклады привели к тому, что за позицию Азербайджана началась борьба, а для проектов создания транспортных коридоров на какое-то время оказалась исключена опция «и» — «и», и ситуация развивалась в логике «или» — «или».

После заключения Соединёнными Штатами в феврале 2020 г. соглашения с талибами и объявления о намерении вывести американские войска из Афганистана проект «Лазуритового коридора» потерял актуальность. Но его наработки были использованы Турцией в планах создания экономической зоны «Великого Турана» с широтным транспортным коридором от Ашхабада до Стамбула.

«Зангезурский коридор»

После успеха во Второй карабахской войне осенью 2020 г. в заключённом при посредничестве России соглашении Азербайджан (в обмен на обещание сохранить свободный транспортный коридор между Арменией и Карабахом) добился права на организацию Зангезурского сухопутного транспортного коридора с Нахичеванской автономной республикой — азербайджанским эксклавом, отделённым от основной территории республик землями Сюникской области Республики Армении.

Для Азербайджана этот коридор важен и связью между двумя частями государства, и открытием прямого сообщения с Турцией, которая имеет общую границу с Нахичеванской автономной республикой.

В декларации о союзнических отношениях, подписанной 15 июня 2021 г. между Азербайджаном и Турцией, говорилось о намерении продлить этот коридор на запад путём строительства в Турции железной дороги от пограничного Дилуджу до Карса.

16 декабря 2021 г. премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев заявили о достижении договорённости о строительстве железной дороги Ерасх — Джульфа — Ордубад — Мегри — Горадиз от пограничного армянского города Ерасх через всю территорию Нахичевани, а затем по армянской территории до расположенного в Азербайджане Горадиза.


«Зангезурский коридор» и связанные с ним железнодорожные магистрали

Железнодорожный маршрут нового транспортного коридора органично подключается к существующим железнодорожным магистралям Азербайджана и Турции. Создание «Зангезурского коридора» не должно было помешать продлению на юг меридионального железнодорожного пути Самур — Баку — Астара. Однако.

Политическое сближение Азербайджана с Турцией и Израилем рассматривается в Тегеране как враждебное, так как Израиль наносил удары по объектам на территории Ирана и проводил диверсионные операции. В ответ Иран поддерживает Армению в её противостоянии Азербайджану. В этом геополитическом контексте разговоры о возможной экстерриториальности «Зангезурского коридора» и об обеспечении этой экстерриториальности турецкими войсками означают, что Армения будет отрезана от Ирана. Тегеран неоднократно заявлял, что не допустит такого развития событий, и в подкрепление своих заявлений сосредоточил вблизи границы крупную группировку своих вооружённых сил.

Коридор «Север — Юг» сегодня и его основные маршруты

Россия предпринимает дипломатические усилия, чтобы избежать негативного развития событий и продолжает содействовать развитию транспортного коридора «Север — Юг». Пока он функционирует в ограниченном масштабе. Перевозка грузов осуществляется по трём маршрутам:

Транскаспийский (через порты Астрахань, Оля, Махачкала морем до иранских портов);
Восточный (железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана по действующему пограничному переходу Теджен — Серахс);
Западный (Астрахань — Махачкала — Самур, далее по территории Азербайджана до иранской границы).


Прикаспийские и североиранские маршруты коридора «Север — Юг»

«РЖД Логистика» предоставляет сервис по перевозке полносоставных контейнерных поездов из России в Индию по восточной ветке сухопутного коридора «Север — Юг» с использованием транспортной инфраструктуры России, Казахстана, Туркменистана, Ирана и Индии и гарантирует доставку грузов за 37 дней. Западная ветка предполагает перевозки только автомобильным транспортом по Ирану.

Согласно сообщению Al Jazeera, минимальный срок доставки контейнеров из России в Индию (в порт Нхава-Шева на Аравийском море) в июне 2022 г. составлял 25 дней.

Перспективы развития коридора «Север — Юг»

17 ноября 2022 г. премьер-министры России и Азербайджана Михаил Мишустин и Али Асадов обсудили дальнейшие шаги по развитию транспортного коридора, заявив о его «приоритетном значении» и отметив, что за десять месяцев 2022 г. объём транзита российских грузов через коридоры Азербайджана вырос на 98%.

В январе 2023 г. в ходе визита в Иран помощник президента России Игорь Левитин согласовал с иранской стороной российское участие в строительстве железной дороги Решт — Астара. «Проект завершает 162-километровый участок коридора “Север — Юг”, который идёт от Бендер-Аббаса до Решта и от Решта до Астары и соединяет Иран с Россией и Северной Европой через Азербайджан», — заявил по завершении переговоров заместитель министра транспорта и городского развития Ирана Шахриар Афандизаде.

Россия выделит на это строительство кредит в размере 1,5 млрд долл. (пять лет назад Азербайджан выделял на первый этап работ на этой трассе 500 млн долл.). Кроме строительства железной дороги Решт — Астара, российская часть кредита пойдёт также на электрификацию линии Гармсар — Инче-Бурун длиной 495 км.

После окончания этих работ пропускная способность транспортного коридора увеличится и составит 30 млн т грузов в год. Срок доставки из Мумбаи в Санкт-Петербург сократится до 15–24 дней, в то время как маршрут через Суэцкий канал предполагает 30­–45 дней.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу