Дефицит бюджета России - тревожные цифры » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Дефицит бюджета России - тревожные цифры

7 марта 2023 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета в январе-феврале 2023 года составил 3 163 млрд рублей (-25% г/г), объем расходов составил 5 744 млрд рублей (+52% г/г), дефицит бюджета за 2 месяца 2023 г составил 2,58 трлн руб, т.е. 88% от годового плана (2,925 трлн руб). Это весьма существенный дефицит, но все же опасения многих аналитиков увидеть дефицит около 4 трлн руб по итогам января-февраля (исходя из цифр «Электронного бюджета») не подтвердились.

Сравнение годовой динамики за февраль (приведенное в таблице ниже) показывает некоторое улучшение по сравнению с январем по всем параметрам, кроме нефтегазовых доходов, где провал пока все также держится на уровне -46% г/г из-за низкой средней цены Urals и сокращения объемов экспорта газа. Улучшение здесь ожидается в основном со 2П23, когда полностью заработает новая налоговая формула. Ненефтегазовые доходы неплохо восстановились в феврале за счет НДС (хотя поступления по налогу на прибыль упали в несколько раз), рост расходов замедлился, хотя все еще остается аномально высоким. По итогам 2М23 годовой план по расходам бюджета выполнен уже почти на 20%. Как объяснял ЦБ по итогам исполнения бюджета за январь, увеличение государственных расходов в конце прошлого года, а также смещение части платежей по госрасходам на начало текущего года усилит влияние на совокупный спрос в 1П23 и увеличит проинфляционные риски. Данные за первые 2 месяца т.г. заставляют предположить, что плановый дефицит бюджета на этот год, скорее всего, будет превышен, хотя масштаб превышения пока трудно оценить.

Дефицит бюджета России - тревожные цифры


Как отмечает Минфин, "принятые изменения в налоговое законодательство будут содействовать постепенному восстановлению налоговых поступлений от нефтяного сектора – особенно во втором полугодии текущего года. Кроме того, использование средств ФНБ на покрытие недополученных нефтегазовых доходов в соответствии с параметрами "бюджетного правила" обеспечивает устойчивость бюджетной системы к колебаниям в поступлении нефтегазовых доходов". Напомним, принятые налоговые изменения предполагают постепенное сокращение максимального дисконта цены Urals (в целях налогообложения) к цене Brent, начиная с 1 апреля, с $34/барр до $25/барр к июлю. По оценкам Минфина, налоговая корректировка обеспечат в этом году увеличение нефтегазовых доходов на 660 млрд руб. К тому же сейчас курс рубля слабее заложенного в бюджет 68,3 руб/$, что при прочих равных условиях увеличивает рублевую величину нефтегазовых доходов бюджета. В то же время все это вряд ли будет достаточно для выполнения бюджетного плана по нефтегазовым доходам (8,9 трлн руб).

Ненефтегазовые доходы в феврале, по нашим оценкам, увеличились на 12% г/г, а всего за 2М23 сокращение составило -9% г/г (по итогам января -28% г/г). НДС увеличился за 2М23 на 5,4% г/г, в то время как налог на прибыль сократился более чем в 7 раз. Здесь пока нет более подробной детализации, она должна появиться позже. Но, как поясняет Минфин, динамика поступления оборотных налогов (и внутреннего НДС в частности) нормализовалась после временного сокращения в январе, связанного с действием ускоренного порядка возмещения НДС, и в целом динамика ненефтегазовых доходов по итогам января-февраля "соответствует динамике, заложенной при формировании закона о бюджете".

В то же время динамика расходов бюджета, хоть и замедлилась в феврале, остается аномально высокой. По итогам 2М23 расходы бюджета выросли на 52% г/г. В феврале динамика замедлилась до 44% г/г по сравнению с 59% г/г в январе. И здесь Минфин вновь утверждает, что "ускорение финансирования расходов в начале 2023 года главным образом связано с оперативным заключением контрактов и авансированием финансирования по отдельным контрактуемым расходам. Это в том числе позволит обеспечить более равномерное кассовое исполнение расходов федерального бюджета в течение 2023 года. В целом в 2023 году объем расходов федерального бюджета будет формироваться исходя из предельного размера бюджетных ассигнований, утвержденных в законе о бюджете (№466-ФЗ) и размера дополнительных ненефтегазовых доходов в случае их формирования в течение года (в соответствии с нормами "бюджетного правила")". Тем не менее, за 2 месяца уже выполнено 20% годового плана по расходам (по сравнению с 12% за 2М22), и трудно поверить, что план по расходам не будет, как и в прошлом году пересмотрен в сторону повышения. К тому же, как объяснял ЦБ, увеличение государственных расходов в конце прошлого года, а также смещение части платежей по госрасходам на начало текущего года усилит влияние на совокупный спрос в 1П23 и увеличит проинфляционные риски. Если январский скачок расходов объяснялся Минфином и ЦБ как "разовый", то интересно услышать интерпретацию ЦБ динамики по итогам февраля – насколько этот фактор будет учтен в решении по ключевой ставке на заседании 17 марта.

Дефицит бюджета за 2М23 составил 88% годового плана, и выглядит это достаточно тревожно, хотя и ожидаемо. Некоторый позитив состоит в том, что в феврале дефицит существенно сократился по сравнению с аномально высоким январским значением.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter