В 2021 г. выручка компании Suzuki превысила 1 трлн долл. Объём чистого дохода составил 33,1 млрд долл. Ежегодно бренд продаёт свыше 5 млн машин и мотоциклов в 200 странах мира. Автоконцерн начал свой путь как маленький завод по производству ткацких станков, а его основатель даже не подозревал, что Suzuki станет одним из лучших японских автопроизводителей.
Мичио Судзуки появился на свет 18 февраля 1887 г. в японской деревне Нэдзуминомура, расположенной на территории префектуры Сидзуока. Семья Мичио занималась выращиванием хлопка, и в восемь лет он работал в поле наравне со взрослыми. Но Мичио мечтал стать квалифицированным специалистом, поэтому уже в 14 лет пошёл в ученики к талантливому плотнику Котаро Имамуре.
В период Русско-японской войны Судзуки вместе со своим учителем занимался ремонтом ткацких станков. Имамура считал обслуживание примитивных механизмов недостойным делом для такого высококлассного мастера, как он сам, однако Мичио был в восторге от возможности досконально изучить принцип работы станков.
Судзуки удалось не только освоить все тонкости ремонта этого оборудования, но и усовершенствовать его, сконструировав деревянный ткацкий станок с педальным приводом. Дебютный проект юного инженера достиг этапа коммерческой реализации в 1909 г., когда Судзуки вернулся в родной посёлок и запустил предприятие по производству станков Suzuki Loom Works.
Две проблемы лучшего завода
Продукция завода пользовалась спросом — прядильная отрасль процветала, и ткацкие предприятия, которых становилось всё больше, выстраивались в очередь за станками Судзуки. Чтобы упрочить своё влияние на рынке, Мичио запустил производство станков для работы с шёлком. Расчёт предпринимателя оказался верным — число клиентов выросло ещё как минимум вдвое.
Но из-за быстрого развития производство столкнулось с первой проблемой — Suzuki Loom Works стало некуда расти. Компания уже достигла всего, на что хватало её собственных сил. Чтобы далее эффективно расширять производство, Мичио требовалась помощь крупных инвесторов. В поиске финансовой поддержки он вывел Suzuki Loom Works на Токийскую биржу.
Акционерное общество Suzuki Jidosha Kogyo было зарегистрировано весной 1920 г. Размер уставного капитала составлял 500 тыс. иен. Мичио получил должность президента компании. Финансовые потоки, которые потянулись к Suzuki Jidosha Kogyo, стали топливом для дальнейшего роста компании — за два года частное производство превратилось в крупнейшего японского поставщика текстильного оборудования.
Станок Suzuki Jidosha
В 1926 г. Судзуки начал экспортировать свою продукцию на другие азиатские рынки. Высокое качество и относительно низкая стоимость станков Suzuki Jidosha заставили перекупщиков забыть о поставщиках из Британии и Голландии, которые ранее занимали лидирующие позиции на мировом рынке.
Именно качество станков стало причиной возникновения второй проблемы Suzuki. Продукция завода функционировала идеально — станки не нуждались в ремонте и тем более замене, поэтому за десять лет рынок попросту насытился ими. Чтобы спасти бизнес от разорения, Мичио пришлось срочно искать новые, доходные и востребованные направления. Одной из таких отраслей было только зарождавшееся в Японии автомобилестроение.
Импорт европейских и американских авто, который достигал 20 тыс. машин в год, не мог удовлетворить растущие потребности японского населения. Страна нуждалась в экономичных, малогабаритных и дешёвых автомобилях, и Мичио решил, что обязан занять перспективную нишу.
Идеи, кризис, восстановление
За основу будущей малолитражки инженеры Suzuki взяли популярный автомобиль Austin Seven. Изучив манёвренную машину с двигателем объёмом 737 см3, в 1939 г. механики собрали несколько версий дебютного авто Suzuki. Образцы оснащались четырёхцилиндровыми двигателями, инновационной системой картерного жидкостного охлаждения и трансмиссией с алюминиевым корпусом. Мотор выдавал 13 л. с. — это был внушительный показатель для 1930-х гг.
Но в планы Судзуки ворвалась война. Японское правительство признало выпуск гражданских авто неактуальным направлением в условиях активной подготовки страны к военным действиям. Тотальная милитаризация Японии заставила Мичио на добрый десяток лет отказаться от идеи создания автомобилей.
В послевоенное время для Suzuki Jidosha Kogyo первым вызовом стало восстановление производства, на которое уходила вся прибыль. Вторым — бесконечные и бесполезные переговоры с постоянно бастующими работниками. Третьим — глобальный дефицит хлопка и шёлка, который возник из-за хаоса, царившего в японской сельскохозяйственной индустрии. Текстильные заводы разорялись с немыслимой скоростью. Правительство оказалось неспособно навести порядок в отрасли в кратчайшие сроки, поэтому производителям станков приходилось буквально выживать, экстренно диверсифицируя свои ресурсы. Suzuki Jidosha Kogyo в попытке выжить переключилась на выпуск сельскохозяйственной техники, обогревателей, столярных и слесарных принадлежностей, а также музыкальных инструментов.
Надежда на возвращение в привычную колею появилась вместе с ростом хлопкового импорта из США в 1946 г. Но ткацкая отрасль начала оживать лишь для того, чтобы окончательно рухнуть в 1951 г. Мичио понял, что теперь от разорения его может спасти только автопром. На выпуск малолитражек не хватало средств, поэтому Судзуки решил начать с менее затратного, но при этом востребованного производства. Так на свет появился первый велосипед с мотором от Suzuki.
Power Free
Считается, что идея оснастить велосипед двигателем пришла в голову Шунзо, сыну Мичио. Эскизы наследника с изображённым на них прототипом мопеда понравились бизнесмену, и осенью 1951 г. стартовал проект по созданию бензинового велосипедного двигателя.
На тот момент подобную технику выпускали десятки компаний. Бо́льшая часть рынка с 1946 г. безоговорочно принадлежала империи «Хонда», соперничество с которой казалось безумием всем, кроме Мичио.
Первым прототипом мотовелосипеда Suzuki стал Atom с 30-кубовым двигателем. Мичио признал его мотор слабым и через несколько месяцев вывел на рынок более мощную модель Power Free c 36-кубовым двухтактным двигателем, установленным на раме над педалями.
Suzuki Power Free
В 1952 г., после завершения работы над Power Free, Мичио покинул инженерный отдел компании, сохранив за собой пост президента. Должность главы корпорации он оставил спустя пять лет, после чего продолжил следить за развитием компании в качестве почётного советника. Новым руководителем концерна стал Шунзо Судзуки.
Мировая известность Suzuki Motor
Модель Power Free не только послужила прототипом для всех последующих скутеров Suzuki, но и позволила компании получить правительственное финансирование. Средства были направлены на совершенствование трансмиссии.
В 1953 г. в продажу поступил мопед Suzuki Diamond Free с 60-кубовым двухтактным двигателем и двухскоростной трансмиссией. Объём мотора был выбран инженерами не случайно. Согласно японским законам, лица, которые не имели водительских прав, могли управлять только теми мопедами, объём двигателей которых не превышал 60 см3. Выпустив новую модель, не попадавшую под ограничения и при этом способную развивать скорость в 60 км/ч, Suzuki значительно расширила свою аудиторию.
Suzuki Diamond Free
12 июля 1953 г. гонщик Ямашита за рулём «железного коня» от Suzuki выиграл национальный мотозаезд Mount Fuji Hill Climb. Победа мотоциклиста принесла компании мировую известность. Летом 1954 г. концерн получил статус второго мотопроизводителя Японии — каждый месяц компания выпускала свыше 6 тыс. мотоциклов. Бывшая ткацкая фабрика сменила название на Suzuki Motor Co Ltd.
В 1955 г. на рынке появился первый автомобиль от Suzuki — инновационный Suzulight с полным приводом, независимой подвеской и усовершенствованным рулевым механизмом реечного типа.
Suzulight
Спустя семь лет Suzuki выпустила первый лёгкий грузовик Suzulight Carry и основала филиал в Тайокаве. В 1965 г. она запустила производство моторов для лодок. На тот момент Suzuki была единственной компанией, которая предоставляла покупателям лодочных моторов гарантию на два года. Позднее бренд подарил миру множество инноваций в сфере производства водного транспорта — в их числе помпа из нержавейки, электронная система подачи масла и двухвальное газораспределение. В 1970 г. Suzuki разработала внедорожник Jimny, серийное производство которого продолжается и в наши дни.
Suzuki Jimny
В 1973 г. начало свою работу канадское представительство Suzuki, а затем открылись индонезийское и филиппинское отделения. В первой половине 1980-х гг. концерн заключил партнёрство с General Motors и Isuzu Motors, заявил о себе на пакистанском рынке и наладил выпуск мотороллера Jemma с 50-кубовым двигателем.
Спустя два года мир увидел революционный мотовездеход QuadRunner LT125. Благодаря созданию этой модели, Suzuki считается первой компанией, которая начала массово выпускать квадроциклы. C 1982 г. концерн получил 13 премий в номинациях Motocross Grand Prix 500 и World Road Race Grand Prix 500.
QuadRunner LT 125
27 октября 1982 г. Suzuki осталась без своего основателя — Мичио Судзуки ушёл из жизни в возрасте 95 лет. Последние годы изобретатель и бизнесмен провёл в родном посёлке.
Большое будущее
В 1985 г. компания открыла американский филиал Suzuki of America Automotive Corp., ориентированный на производство малогабаритных экономичных машин. За последующие 15 лет Suzuki на 22% увеличила долю на американском рынке и стала самой быстроразвивающейся иностранной компанией в США.
В 1988 г. на рынок вышла одна из самых известных и востребованных моделей бренда, Suzuki Grand Vitara, с полным приводом и двигателем мощностью 95 л. с. В следующем году компания провела ребрендинг и сменила название на Suzuki Motor Corporation, заключив партнёрство с Fuji Heavy Industries.
В 2000 г. бренд занял двенадцатую строчку в рейтинге крупнейших мировых автопроизводителей. Годовой объём продаж Suzuki превысил 1,8 млн товаров. Число реализованных мотоциклов за всю историю компании составило 40 млн.
Во второй половине 2000-х гг. Suzuki ежегодно продавала свыше 2 млн машин и 3 млн мотоциклов. Штат составлял 15 тыс. сотрудников, а продукция бренда реализовывалась в 193 странах мира. В 2009 г. компания представила первый в своей истории пикап Equator.
Suzuki Equator
Одновременно с этим в РФ стартовали продажи популярного Suzuki Splash, а на мировом рынке состоялась премьера Suzuki Kizashi, который был признан лучшим автомобилем 2010 г. по версии компании AutoPacific. В 2012 г. модель Swift Sport выиграла первую премию известного европейского автомобильного издания What Car. Также Swift и Wagon R получили награды за лучший дизайн на мероприятии India Design Mark.
Suzuki Kizashi
В дальнейшем продуктовый ряд бренда пополнился моделями New Alto Concept, Swift Plug-in Hybrid, G70, Range Extender и другими. В рамках Парижской автовыставки 2012 г. был представлен кроссовер Suzuki S-Cross, а обновлённый вариант этой модели вышел в 2022 г.
Бренд продолжает повышать экологичность производства, совершенствовать технологии и поддерживать социальные проекты. Модельный ряд компании успешно расширяется в рамках концепции, которая отражает всю суть Suzuki — «маленькие машины для большого будущего».
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу