VK Company (VKCO) – итоги 2022 года и перспективы на будущее » Элитный трейдер
Элитный трейдер


VK Company (VKCO) – итоги 2022 года и перспективы на будущее

27 марта 2023 | Mail.ru
ВК как будто специально мудрит со своими и без того непростыми отчетами, чтобы еще сильнее запутать инвесторов: в прошлом квартале они переписали все результаты из-за выбывшего игрового дивизиона, в этом – перетасовали содержимое сегментов

Теперь сравнить что-то поквартально стало и вовсе невозможно. Но пусть играются – чтобы понять, куда и как движется компания, нам достаточно самых базовых цифр

Из чего сейчас состоит VK и чем занимается:
✅Основные деньги по-прежнему приносит сегмент «Социальные сети и контентные сервисы». Название изменили, но суть старая: сюда входят Вконтакте, Одноклассники, Почта Мэйл.ру, с недавних пор еще Дзен (в него же интегрированы бывшие Яндекс.Новости), а также всякая прилагающаяся к ним мелочь

Зарабатывает сегмент главным образом на рекламе. Итоговая выручка подросла на 21,8% г/г – это мало для тепличных условий 2022 года, когда с поляны убрали вражеские соцсети и самоустранился Гугл. Для сравнения, Яндекс нарастил выручку своего ключевого рекламного сегмента «Поиск и портал» почти на 40%
Какое-то развитие мы видим только у соцсети Вконтакте, остальные проекты – в лучшем случае стагнируют. Но здесь хотя бы по деньгам есть рост, это уже хорошо
👨‍💻Появился новый сегмент «Технологии для бизнеса». Это всякие модные сейчас платформенные сервисы, которых VK предлагает в большом изобилии. Раньше они входили в «Новые инициативы», и выделение выглядит логично: направление специфическое и уже достаточно объемное.

Выручка крошечная в масштабах компании (по итогу генерирует убыток), зато растет кратными темпами и потенциал здесь есть. Можно ориентироваться на SberCloud, он еще в 2021 году сумел выйти на прибыль, а с 2022 ситуация явно улучшилась благодаря необходимости замещать аналогичные иностранные сервисы
📚Сегмент «Образовательные технологии» закрепился на небольшой положительной ебитде, но никакой заметной динамики не показывает и никаких ожиданий не формирует. Что он есть, что нет – никак не ощущается

📉«Новые инициативы» теперь называются «Новые бизнес направления». Суть старая: многочисленные растущие проекты разных размеров и форматов, из которых возможно однажды что-нибудь да вырастет – а может и нет. Что плохо – в отличие от Яндекса, в портфеле роста VK не видно потенциальных «многократников», которые могут выстрелить и потащить всю компанию, и опыта создания таких проектов в прошлом у компании тоже нет

Определенные перспективы есть у магазина приложений RuStore – если сохранятся/усилятся сложности с ГуглПлеем. Остальные (доска объявлений Юла, игровой VK Play, колонка с голосом Капсула, видео-сервис Movika) потенциала к взрывному росту не имеют, и даже выйдя на прибыль большого вклада в доходы ВК не сделают: масштаб не тот

Что еще случилось в 2022 году:
Важные изменения в компании (VKCO) мы обсудили в разборе отчета за 3кв’22. Кроме того:

🔹ВК выкупили в общей сложности 66% от своих лондонских облигаций, номиналом ~$263 млн. (выкупали с дисконтом). Разумеется, деньги на это пришлось занимать, откуда бы им взяться в компании, которая не зарабатывает

Но это еще мелочи: общий долг за год вырос намного сильнее, в частности – краткосрочных кредитов добавилось на 80 млрд. руб. (долг/EBITDA LTM = 3,5) Как пояснили в компании – деньги вложены в рост, в новые продуты и маркетинг

🔹Конечно, рефинансировать их в 2023 году ВК сможет, но ни о структуре этих вложений, ни о том, когда ожидать результат, ни тем более каким его можно ожидать – информации у нас нет

‼️В итоге финансовые расходы по итогам 2022 почти утроились с 4,2 до 12,4 млрд. – в основном за счет процентов по кредитам. Нелегкий довесок для убыточного бизнеса

🔹Зафиксировали намерение переезжать в российскую юрисдикцию. Пока на словах и без конкретного плана действий, но с учетом близости ВК к государству – уверен, что этот переезд состоится быстро, насколько это возможно. Другое дело, что принципиальных изменений для акционеров он не принесет: на дивиденды от ВК в ближайшие годы рассчитывать точно не стоит. Но хотя бы уйдет риск владения расписками, это пока единственный однозначный позитив по компании

Итого, выводы и мысли такие:
По итогам 3кв’22 мне нравились изменения в VKCO. Не настолько, чтобы покупать акции, но все же. А вот годовые результаты – получились откровенно слабые. С одной стороны, умирающий Мейл.ру времен Усманова удалось переформатировать в нечто жизнеспособное. С другой – подарком в виде очищенного от сильных конкурентов рекламного рынка ВК в полной мере так и не воспользовался. Хорошо, что подарок не разовый, а длящийся, и возможность добрать таки свое у компании пока еще осталась

⚠️Сможет ли Вконтакте (именно соцсеть, как главная и единственная движущая сила) показать новый виток роста – станет ясно в течение 2023-2024 года. Шансы есть, особенно при дальнейшем вытеснении конкурентов, но это крайне ненадежная история, и своих денег на нее ставить уж точно не хочется. Прочие сегменты VKCO еще менее интересны. Чуть выделяется облачный тех, но его доля в компании совсем небольшая

➡️А еще, Кириенко обещал подготовить новую стратегию развития VK до конца 2022 года – и в ней можно было бы при желании накопать каких-то новых аргументов «за». Но, к сожалению, документ мы до сих пор не увидели – и этот факт красноречивее любых перетасованных отчетов с цифрами говорит нам о положении дел в компании прямо сейчас

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter