5 апреля 2023 finversia.ru Мамчиц Роман
Инвестиционная привлекательность Беларуси: приведут ли зарубежные поездки Лукашенко к желаемому результату.
Президент Беларуси Александр Лукашенко недавно совершил несколько поездок в страны с развивающимися и пограничными экономиками. Уже известно, что в Беларусь будет инвестировать Китай, а с Ираном, Зимбабве и Мозамбиком соглашения, в основном, торговые. Кроме того, вероятно, что за размещение российского ядерного оружия Лукашенко попросит капиталовложений и от России. Насколько вообще имеет смысл вкладывать средства в белорусскую экономику?
Фондовый рынок и портфельные инвестиции
Фондовый рынок Беларуси неразвит даже по сравнению с другими секторами финансового рынка страны. Это продиктовано как высокой долей государственного сектора экономики, так и неоправданно жесткими регулятивными мерами. По сравнению с другими развивающимися рынками, доходность белорусских корпоративных акций низкая, при этом государственное давление на частный сектор обуславливает высокие риски инвестирования. Объемы торгов начали снижаться еще с 1-го полугодия 2020 года в преддверии выборов, поскольку снижение оптимизма инвесторов и их аппетита к риску было связано с тем, что они заранее предвидели, что добром это не кончится: потерявший популярность в народе президент Лукашенко, все же, выставил свою кандидатуру, и было понятно, что он включит административный ресурс, чтобы остаться у власти. Как, собственно, и произошло, хотя, наверное, даже самые пессимистичные из инвесторов не предполагали, что масштаб последовавших акций протеста будет настолько велик, а их подавление настолько жестоко. Политический кризис еще более усугубился весной 2022 года, когда Беларусь косвенно вступила в российскую спецоперацию, позволив российским войскам вести со своей территории военные действия против украинских войск в северных регионах Украины. Надо полагать, объемы уменьшатся и далее, если в этом году Беларусь и Россия проведут снова совместные учения, что на Западе многими будет расценено как подготовка к новому удару по Украине с территории Беларуси. Это, возможно, повлечет новые санкции против Минска.
Тем не менее, выделим некоторые ценные бумаги, которые можно назвать голубыми фишками. Их ликвидность и доходность выгодно выделяются на фоне общей картины национального фондового рынка.
По дивидендной доходности лидируют (в порядке убывания): 1. «Пеленг»; 2. «Брестгазоаппарат»; 3. «Пивоваренная компания Аливария»; 4. «Пуховичинефтепродукт»; 5. «Лиданефтепродукт»; 6. «Слуцкий сахарорафинадный комбинат»; 7. «Керамин»; 8. «АСБ Беларусбанк»; 9. «Приорбанк».
По объему торгов лидерами (также в порядке убывания) являются: 1. «Наваколле»; 2. «СлуцкЗПТО»; 3. «Минобллифт»; 4. «ВитебскМЭЗ»; 5. «Белинвестбанк»; 6. «Белпласт»; 7. «БарановичиМолКомб»; 8. «МогилевПБВ»; 9. «ВосходКаменец»; 10. «СУМ-96». Лидеры по объему сделок в денежном выражении: 1. «БарановичиМолКомб»; 2. «АК Скидельский»; 3. «СлуцкЗПТО»; 4. «МинскЭкспФурнЗавод»; 5. «ЗСЖБ-1»; 6. «СавушкинПродукт»; 7. «ВИНКТЕХ ЛТ»; 8. «ЦАУК»; 9. «ВитебскМЭЗ»; 10. «Продтовары».
Риск обусловлен не только политическими и экономическими факторами, но и высокой волатильностью (что, впрочем, вытекает именно из названных фундаментальных факторов). Здесь нет ничего удивительного, такие технические характеристики свойственны всем низколиквидным рынкам. Плюс если добавить риск государственного вмешательства (как было, например, с Белгазпромбанком, глава которого имел неосторожность баллотироваться на президентских выборах) и риск нарушения прав миноритарных акционеров, получается совсем безрадостная картина.
Государственные облигации составляют значительный (если не сказать, что ведущий) сегмент фондового рынка Беларуси. Они выпускаются не только в национальной валюте, но и в долларах США и (реже) в российских рублях и евро. Сейчас рассматривается вопрос об их выпуске в юанях. Государственные облигации характеризует средний уровень риска и более высокие ставки, чем по депозитам в иностранной валюте. Тем не менее, можно прогнозировать, что в случае, если совместные военные учения России и Беларуси затянутся, риск может возрасти, как это было в 2020 году после протестов, связанных с президентскими выборами. Количество государственных облигаций Республики Беларусь – чуть менее 300, их средняя доходность в разные периоды за последнее время колебалась от 4% до 5% в долларах США. Несмотря на достаточно высокое развитие этого сегмента фондового рынка, спрос среди инвесторов остается низким в связи с не удовлетворяющей их доходностью данных инструментов. Доходность планомерно снижается, особенно резкое снижение произошло после протестов 2020 года. Правда, можно предполагать, что высокая, около 20% годовых, доходность государственных облигаций, номинированных в национальной валюте, до скандально известных выборов, была связана с высокими инфляционными ожиданиями. Темпы снижения доходности в иностранной валюте меньшие, что связано с обесцениванием белорусского рубля. Ликвидность у белорусских государственных облигаций как в национальной валюте, так и в иностранной, можно оценить как среднюю. Ряд брокеров заключает сделки с государственными облигациями без комиссии.
Но не все так плохо, есть и положительные стороны по сравнению с другими развивающимися и пограничными рынками, на биржах которых пока еще не введен прямой электронный доступ без комиссии. Несмотря на то, что при продаже акций взимается подоходный налог в размере 13%, тарифы у брокеров вполне демократичные для непрямых систем, взимающих комиссию. Самый низкий тариф у Альфа-банка – 0,02%, но не менее 20 белорусских рублей, самый высокий – у Aigenis – 0,5 %, но не менее 1 белорусской копейки. Разброс тарифов на сделки с корпоративными облигациями намного шире, так, брокер FinUp24 вообще комиссию не взимает, а брокер Lacerta взимает до 2% от стоимости сделки. В депозитариях средняя стоимость обслуживания составляет 30-35 копеек в сутки, пока нет оснований полагать, что она взлетит, поскольку уровень инфляции в феврале снизился по сравнению с январем, но вызывает опасения стабильное повышение потребительских цен (очевидно, не в связи с инфляцией и явно не в связи с ростом доходов населения, которые в долларовом эквиваленте сокращаются, а в связи с санкциями и нехваткой различного сырья и оборудования, ранее поступавших из-за рубежа). Но если российско-белорусские учения опять получат явно не учебное продолжение – можно ожидать и повышения тарифов в рамках общей тенденции в финансовой сфере, которая особо чувствительна к геополитическим событиям.
Прямые иностранные инвестиции
С прямыми иностранными инвестициями ситуация намного лучше. Именно они и планируются в результате визитов Александра Лукашенко в Китай и ОАЭ, что же касается Зимбабве и Мозамбика, то они, наоборот, видимо, будут реципиентами белорусских инвестиций. Рост объема прямых инвестиций нерезидентов в экономику Беларуси в результате проводимой государством политики ускорился в пятилетку с 2010 по 2015 год. В последующие пятилетки рост также был значителен, и его не затронули события лета 2020 года, поскольку значительная доля иностранных инвестиций исходила из России и развивающихся экономик, а этим странам все равно, как в Беларуси относятся к политической оппозиции и правам человека.
Характерно то, что доля прямых иностранных инвестиций неуклонно растет на фоне сокращения доли портфельных иностранных инвестиций, что должно вызывать у белорусских регуляторов опасения: может быть, менять в недоразвитом национальном фондовом рынке что-то надо?
Накануне последних выборов, закончившихся известно чем, объем прямых иностранных инвестиций в ВВП составил около 3%. После выборов он, конечно, сократился, за счет снижения аппетита к риску западных, преимущественно европейских, инвесторов, но потом выровнялся, поскольку значительные инвестиции поступили из тех же Китая и ОАЭ, плюс, с начала СВО, для которой Беларусь предоставила для наступления российских войск и действий ВКС РФ свою территорию, Россия стала компенсировать экономические последствия западных санкций для Беларуси. Эта компенсация тоже может быть рассмотрена как часть структуры иностранных инвестиций.
В любом случае, уровень иностранных прямых инвестиций в Беларуси выше, чем в Армении, Кыргызстане, Молдове и Украине. Но ряд других развивающихся стран Евразии и Восточной Европы привлекают прямых иностранных инвестиций на душу населения в несколько раз больше, чем Беларусь, причем это невозможно оправдать недоверием инвесторов к особенностям политического развития страны, поскольку среди таких стран явно не отличающиеся демократией Туркменистан и Казахстан (причем это было и в бытность правления последнего президента Нурсултана Назарбаева, при котором режим был жестче, чем при нынешнем главе страны Касыме Жомарте-Токаеве). Также среди стран такого уровня внезапно оказалась даже Албания, беднее которой в Европе только Молдова. Основная часть прямых инвестиций, как иностранных, так и отечественных, в Беларуси приходится на инфраструктурные отрасли и промышленность.
Приток иностранного капитала в Беларусь стал резко увеличиваться с начала нулевых годов. Связано это было с общемировыми тенденциями. Но продолжалось это только до 2008 года, когда экономический кризис подкосил экономику России, которая является основным инвестором в белорусские активы, и снизил инвестиционную привлекательность Беларуси. Добавили негатива и столкновения оппозиции с правоохранительными органами в 2008 году на проспекте Дзержинского и в 2010 году на Октябрьской площади. Политическая нестабильность в сочетании со все еще ощущаемыми последствиями мирового кризиса снизила оптимизм инвесторов. Далее же мировая экономика стала оправляться от кризиса, Беларусь не была исключением, а активность белорусской оппозиции вошла в состояние стагнации, власти же особо жестоких мер не предпринимали. В связи с этим приток прямых иностранных инвестиций неуклонно рос. В 2020 году, даже несмотря на коронавирус и противостояние оппозиции с властями в попытке оспорить итоги выборов, он составил 8%, причем, в основном, за счет только лишь первого квартала. В течение последующих трех кварталов наблюдалось почти полное отсутствие прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику.
Наиболее приоритетными направлениями вплоть до косвенного вступления Беларуси в спецоперацию являлись сектор автозапчастей (в частности, производство продукции из каучука), мебельное производство и, конечно ИТ-сектор, а также возобновляемая экологически чистая энергетика. Среди инвесторов были и страны Евросоюза и даже США. Однако если брать совокупную статистику, все равно Россия была основным иностранным инвестором, а больше всего инвестиций привлекал сектор оптовой и розничной торговли, какими бы крупными и приоритетными не были проекты из отраслей, перечисленных выше.
Однако в 2022 году Всемирный банк резко снизил рейтинг Беларуси по ведению бизнеса. Беларусь потеряла 12 позиций, заняв 49 место из 190 государств. Возможно, это было политическим решением, как говорится, притянутым за уши, возможно – последствием санкций. Из объективных возможных причин, помимо санкций, можно назвать еще и сворачивание программы приватизации: в 2021 году Госкомимущество открытым текстом объявило, что массовая приватизация в стране не планируется.
Так или иначе, с 2021 года поток прямых иностранных инвестиций снижается, уже в 2021 году он находился на уровне ниже 2019 года.
Беда белорусского фондового рынка в том, что биржа не рассчитывает на получение прибыли. Основная ее функция – осуществление политики государства в сфере проведения операций с ценными бумагами. Если государство этого требует – она вмешивается в процесс. Да, в любой стране над биржей стоит регулятор. Но сама биржа, чаще всего, заинтересована в выгоде от проведения торгов. Посколько БВФБ в этом не заинтересована, большую часть денег она получает от государства, она также и не заинтересована в модернизации механизма торгов, введении нового финтеха, проведении новых первичных публичных размещений. Это стагнационное болото, из которого можно выбраться только если государство обратит внимание на национальный фондовый рынок. Когда это будет – непонятно.
Еще одна проблема фондового рынка Беларуси заключается в том, что даже в случае с голубыми фишками в свободном обращении находится очень малая часть этих акций, а 70% их в собственности Госкомимущества. Видимо, из-за малой ликвидности и небольшой доли торгуемых публично акций, политические события оказывают на белорусский фондовый рынок меньшее влияние, чем ожидают обычно зарубежные инвесторы. В связи с этим поездки Лукашенко по развивающимся странам Азии и Африки окажут, безусловно, серьезное влияние на сферу прямых иностранных инвестиций и на экономику в целом, но какого-то взрывного роста акций белорусских компаний ожидать не стоит, как не было и обвального падения их во время столкновений 2020 года и вступления Беларуси в спецоперацию в 2022 году. В отличие от белорусского рубля, который на такие события реагирует вполне закономерно. Многие акционерные общества полностью принадлежат государству, зачем их акции котируются на бирже – непонятно. Естественно, что они никак не реагируют на какие-либо события.
Турне Лукашенко по развивающимся странам совпало с размещением очередного выпуска государственных облигаций с номиналом в долларах США. Дата погашения облигаций – 6 марта 2026 года. Процентная ставка – 3,9% годовых. Также продолжается размещение выпуска, номинированного в российских рублях. Процентная ставка составляет 11% годовых. Дата погашения облигаций – 6 марта 2026 года.
Накануне, в феврале, минфин Беларуси погасил государственные еврооблигации «Беларусь-2023» на сумму $800 млн эквивалентом в белорусских рублях. В прошлом году правительство и Национальный банк Беларуси приняли совместное решение о выплатах в белорусских рублях, а не в долларах США, как планировалось. Это связано с ограничениями, введенными в рамках санкций. Выплаты произведены инвесторам, которые могли подтвердить, что они являются держателями еврооблигаций.
В конце июня 2017 года Беларусь разместила пятилетние государственные облигации на сумму $800 млн со сроком погашения в феврале 2023 года с доходностью 7,125% и десятилетние облигации на сумму $600 млн с доходностью 7,625%. Организаторами сделки выступили Citi и Raiffeisen Bank International, а соорганизатором без андеррайтинговых обязательств выступил Банк развития Беларуси. Инвесторы из США купили 67% от общего объема, инвесторы из Британии – 24%, а инвесторы из континентальной Европы – 9%.
Ранее правительство Беларуси и Национальный банк приняли совместное постановление, разрешающее министерству финансов осуществлять текущие выплаты по еврооблигациям в белорусских рублях, а также реструктурировать задолженность по еврооблигациям на условиях, предложенных держателям облигаций. Связано это было, естественно, с санкциями, под которые попал, в том числе, и Национальный банк.
В настоящее время Беларусь имеет пять непогашенных выпусков еврооблигаций на общую сумму $3,25 млрд. Последний раз страна выходила на рынок еврооблигаций в июне 2020 года, когда она разместила пятилетние облигации на общую сумму $500 млн под 6,125% и 10-летние облигации на общую сумму $750 млн под 6,375%. Резиденты США составили более 50% инвесторов в облигации.
Между тем, в дальнейшем ситуация с белорусскими государственными еврооблигации может не сулить ничего хорошего. S&P Global Ratings и Fitch Ratings понизили рейтинги всех выпусков белорусских еврооблигаций до «D» (дефолт), а суверенные кредитные рейтинги страны в иностранной валюте до «SD» (выборочный дефолт) и «RD» (ограниченный дефолт). Возможно, конечно, это вызвано предвзятым отношением Запада к стране, втянутой в боевые действия против Украины, но для инвесторов все равно повод задуматься.
Китай не впервые запускает кампанию по прямым инвестициям в экономику Беларуси. Под Минском даже существует белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень». Для его резидентов предлагаются неплохие условия ведения бизнеса, а для иностранных инвесторов – беспрецедентный для Беларуси правовой режим, при котором льготное налогообложение предоставляется сроком на 50 лет. Земельный налог и налог на недвижимость, а также таможенные пошлины и НДС при вывозе продукции на пределы ЕАЭС упраздняются вообще. На 10 лет устанавливается нулевая ставка налога на прибыль.
Выводы
Про портфельные инвестиции в Беларуси, судя по всему, можно забыть на неопределенный срок, пока государство не ослабит меры контроля фондового рынка. Государственные облигации имеют слишком низкую доходность, чтобы быть привлекательными для инвесторов, тем более, иностранных. Для тех же китайцев вполне хватает и отечественного рынка, который неизмеримо более развит, чем белорусский.
Что же касается прямых иностранных инвестиций, то тут есть повод подумать о том, что они действительно привлекательны. В первую очередь, иностранные инвесторы могут обратить внимание на ИТ-отрасль и зеленую энергетику. Несколько лет назад, в частности, белорусские инвесторы построили под Новогрудком, где очень ветрено, ветряную электростанцию. Насколько она успешно работает, сказать сложно, но видно, что в Беларуси сделан уже первый шаг к зеленой возобновляемой энергетике.
Президент Беларуси Александр Лукашенко недавно совершил несколько поездок в страны с развивающимися и пограничными экономиками. Уже известно, что в Беларусь будет инвестировать Китай, а с Ираном, Зимбабве и Мозамбиком соглашения, в основном, торговые. Кроме того, вероятно, что за размещение российского ядерного оружия Лукашенко попросит капиталовложений и от России. Насколько вообще имеет смысл вкладывать средства в белорусскую экономику?
Фондовый рынок и портфельные инвестиции
Фондовый рынок Беларуси неразвит даже по сравнению с другими секторами финансового рынка страны. Это продиктовано как высокой долей государственного сектора экономики, так и неоправданно жесткими регулятивными мерами. По сравнению с другими развивающимися рынками, доходность белорусских корпоративных акций низкая, при этом государственное давление на частный сектор обуславливает высокие риски инвестирования. Объемы торгов начали снижаться еще с 1-го полугодия 2020 года в преддверии выборов, поскольку снижение оптимизма инвесторов и их аппетита к риску было связано с тем, что они заранее предвидели, что добром это не кончится: потерявший популярность в народе президент Лукашенко, все же, выставил свою кандидатуру, и было понятно, что он включит административный ресурс, чтобы остаться у власти. Как, собственно, и произошло, хотя, наверное, даже самые пессимистичные из инвесторов не предполагали, что масштаб последовавших акций протеста будет настолько велик, а их подавление настолько жестоко. Политический кризис еще более усугубился весной 2022 года, когда Беларусь косвенно вступила в российскую спецоперацию, позволив российским войскам вести со своей территории военные действия против украинских войск в северных регионах Украины. Надо полагать, объемы уменьшатся и далее, если в этом году Беларусь и Россия проведут снова совместные учения, что на Западе многими будет расценено как подготовка к новому удару по Украине с территории Беларуси. Это, возможно, повлечет новые санкции против Минска.
Тем не менее, выделим некоторые ценные бумаги, которые можно назвать голубыми фишками. Их ликвидность и доходность выгодно выделяются на фоне общей картины национального фондового рынка.
По дивидендной доходности лидируют (в порядке убывания): 1. «Пеленг»; 2. «Брестгазоаппарат»; 3. «Пивоваренная компания Аливария»; 4. «Пуховичинефтепродукт»; 5. «Лиданефтепродукт»; 6. «Слуцкий сахарорафинадный комбинат»; 7. «Керамин»; 8. «АСБ Беларусбанк»; 9. «Приорбанк».
По объему торгов лидерами (также в порядке убывания) являются: 1. «Наваколле»; 2. «СлуцкЗПТО»; 3. «Минобллифт»; 4. «ВитебскМЭЗ»; 5. «Белинвестбанк»; 6. «Белпласт»; 7. «БарановичиМолКомб»; 8. «МогилевПБВ»; 9. «ВосходКаменец»; 10. «СУМ-96». Лидеры по объему сделок в денежном выражении: 1. «БарановичиМолКомб»; 2. «АК Скидельский»; 3. «СлуцкЗПТО»; 4. «МинскЭкспФурнЗавод»; 5. «ЗСЖБ-1»; 6. «СавушкинПродукт»; 7. «ВИНКТЕХ ЛТ»; 8. «ЦАУК»; 9. «ВитебскМЭЗ»; 10. «Продтовары».
Риск обусловлен не только политическими и экономическими факторами, но и высокой волатильностью (что, впрочем, вытекает именно из названных фундаментальных факторов). Здесь нет ничего удивительного, такие технические характеристики свойственны всем низколиквидным рынкам. Плюс если добавить риск государственного вмешательства (как было, например, с Белгазпромбанком, глава которого имел неосторожность баллотироваться на президентских выборах) и риск нарушения прав миноритарных акционеров, получается совсем безрадостная картина.
Государственные облигации составляют значительный (если не сказать, что ведущий) сегмент фондового рынка Беларуси. Они выпускаются не только в национальной валюте, но и в долларах США и (реже) в российских рублях и евро. Сейчас рассматривается вопрос об их выпуске в юанях. Государственные облигации характеризует средний уровень риска и более высокие ставки, чем по депозитам в иностранной валюте. Тем не менее, можно прогнозировать, что в случае, если совместные военные учения России и Беларуси затянутся, риск может возрасти, как это было в 2020 году после протестов, связанных с президентскими выборами. Количество государственных облигаций Республики Беларусь – чуть менее 300, их средняя доходность в разные периоды за последнее время колебалась от 4% до 5% в долларах США. Несмотря на достаточно высокое развитие этого сегмента фондового рынка, спрос среди инвесторов остается низким в связи с не удовлетворяющей их доходностью данных инструментов. Доходность планомерно снижается, особенно резкое снижение произошло после протестов 2020 года. Правда, можно предполагать, что высокая, около 20% годовых, доходность государственных облигаций, номинированных в национальной валюте, до скандально известных выборов, была связана с высокими инфляционными ожиданиями. Темпы снижения доходности в иностранной валюте меньшие, что связано с обесцениванием белорусского рубля. Ликвидность у белорусских государственных облигаций как в национальной валюте, так и в иностранной, можно оценить как среднюю. Ряд брокеров заключает сделки с государственными облигациями без комиссии.
Но не все так плохо, есть и положительные стороны по сравнению с другими развивающимися и пограничными рынками, на биржах которых пока еще не введен прямой электронный доступ без комиссии. Несмотря на то, что при продаже акций взимается подоходный налог в размере 13%, тарифы у брокеров вполне демократичные для непрямых систем, взимающих комиссию. Самый низкий тариф у Альфа-банка – 0,02%, но не менее 20 белорусских рублей, самый высокий – у Aigenis – 0,5 %, но не менее 1 белорусской копейки. Разброс тарифов на сделки с корпоративными облигациями намного шире, так, брокер FinUp24 вообще комиссию не взимает, а брокер Lacerta взимает до 2% от стоимости сделки. В депозитариях средняя стоимость обслуживания составляет 30-35 копеек в сутки, пока нет оснований полагать, что она взлетит, поскольку уровень инфляции в феврале снизился по сравнению с январем, но вызывает опасения стабильное повышение потребительских цен (очевидно, не в связи с инфляцией и явно не в связи с ростом доходов населения, которые в долларовом эквиваленте сокращаются, а в связи с санкциями и нехваткой различного сырья и оборудования, ранее поступавших из-за рубежа). Но если российско-белорусские учения опять получат явно не учебное продолжение – можно ожидать и повышения тарифов в рамках общей тенденции в финансовой сфере, которая особо чувствительна к геополитическим событиям.
Прямые иностранные инвестиции
С прямыми иностранными инвестициями ситуация намного лучше. Именно они и планируются в результате визитов Александра Лукашенко в Китай и ОАЭ, что же касается Зимбабве и Мозамбика, то они, наоборот, видимо, будут реципиентами белорусских инвестиций. Рост объема прямых инвестиций нерезидентов в экономику Беларуси в результате проводимой государством политики ускорился в пятилетку с 2010 по 2015 год. В последующие пятилетки рост также был значителен, и его не затронули события лета 2020 года, поскольку значительная доля иностранных инвестиций исходила из России и развивающихся экономик, а этим странам все равно, как в Беларуси относятся к политической оппозиции и правам человека.
Характерно то, что доля прямых иностранных инвестиций неуклонно растет на фоне сокращения доли портфельных иностранных инвестиций, что должно вызывать у белорусских регуляторов опасения: может быть, менять в недоразвитом национальном фондовом рынке что-то надо?
Накануне последних выборов, закончившихся известно чем, объем прямых иностранных инвестиций в ВВП составил около 3%. После выборов он, конечно, сократился, за счет снижения аппетита к риску западных, преимущественно европейских, инвесторов, но потом выровнялся, поскольку значительные инвестиции поступили из тех же Китая и ОАЭ, плюс, с начала СВО, для которой Беларусь предоставила для наступления российских войск и действий ВКС РФ свою территорию, Россия стала компенсировать экономические последствия западных санкций для Беларуси. Эта компенсация тоже может быть рассмотрена как часть структуры иностранных инвестиций.
В любом случае, уровень иностранных прямых инвестиций в Беларуси выше, чем в Армении, Кыргызстане, Молдове и Украине. Но ряд других развивающихся стран Евразии и Восточной Европы привлекают прямых иностранных инвестиций на душу населения в несколько раз больше, чем Беларусь, причем это невозможно оправдать недоверием инвесторов к особенностям политического развития страны, поскольку среди таких стран явно не отличающиеся демократией Туркменистан и Казахстан (причем это было и в бытность правления последнего президента Нурсултана Назарбаева, при котором режим был жестче, чем при нынешнем главе страны Касыме Жомарте-Токаеве). Также среди стран такого уровня внезапно оказалась даже Албания, беднее которой в Европе только Молдова. Основная часть прямых инвестиций, как иностранных, так и отечественных, в Беларуси приходится на инфраструктурные отрасли и промышленность.
Приток иностранного капитала в Беларусь стал резко увеличиваться с начала нулевых годов. Связано это было с общемировыми тенденциями. Но продолжалось это только до 2008 года, когда экономический кризис подкосил экономику России, которая является основным инвестором в белорусские активы, и снизил инвестиционную привлекательность Беларуси. Добавили негатива и столкновения оппозиции с правоохранительными органами в 2008 году на проспекте Дзержинского и в 2010 году на Октябрьской площади. Политическая нестабильность в сочетании со все еще ощущаемыми последствиями мирового кризиса снизила оптимизм инвесторов. Далее же мировая экономика стала оправляться от кризиса, Беларусь не была исключением, а активность белорусской оппозиции вошла в состояние стагнации, власти же особо жестоких мер не предпринимали. В связи с этим приток прямых иностранных инвестиций неуклонно рос. В 2020 году, даже несмотря на коронавирус и противостояние оппозиции с властями в попытке оспорить итоги выборов, он составил 8%, причем, в основном, за счет только лишь первого квартала. В течение последующих трех кварталов наблюдалось почти полное отсутствие прямых иностранных инвестиций в белорусскую экономику.
Наиболее приоритетными направлениями вплоть до косвенного вступления Беларуси в спецоперацию являлись сектор автозапчастей (в частности, производство продукции из каучука), мебельное производство и, конечно ИТ-сектор, а также возобновляемая экологически чистая энергетика. Среди инвесторов были и страны Евросоюза и даже США. Однако если брать совокупную статистику, все равно Россия была основным иностранным инвестором, а больше всего инвестиций привлекал сектор оптовой и розничной торговли, какими бы крупными и приоритетными не были проекты из отраслей, перечисленных выше.
Однако в 2022 году Всемирный банк резко снизил рейтинг Беларуси по ведению бизнеса. Беларусь потеряла 12 позиций, заняв 49 место из 190 государств. Возможно, это было политическим решением, как говорится, притянутым за уши, возможно – последствием санкций. Из объективных возможных причин, помимо санкций, можно назвать еще и сворачивание программы приватизации: в 2021 году Госкомимущество открытым текстом объявило, что массовая приватизация в стране не планируется.
Так или иначе, с 2021 года поток прямых иностранных инвестиций снижается, уже в 2021 году он находился на уровне ниже 2019 года.
Беда белорусского фондового рынка в том, что биржа не рассчитывает на получение прибыли. Основная ее функция – осуществление политики государства в сфере проведения операций с ценными бумагами. Если государство этого требует – она вмешивается в процесс. Да, в любой стране над биржей стоит регулятор. Но сама биржа, чаще всего, заинтересована в выгоде от проведения торгов. Посколько БВФБ в этом не заинтересована, большую часть денег она получает от государства, она также и не заинтересована в модернизации механизма торгов, введении нового финтеха, проведении новых первичных публичных размещений. Это стагнационное болото, из которого можно выбраться только если государство обратит внимание на национальный фондовый рынок. Когда это будет – непонятно.
Еще одна проблема фондового рынка Беларуси заключается в том, что даже в случае с голубыми фишками в свободном обращении находится очень малая часть этих акций, а 70% их в собственности Госкомимущества. Видимо, из-за малой ликвидности и небольшой доли торгуемых публично акций, политические события оказывают на белорусский фондовый рынок меньшее влияние, чем ожидают обычно зарубежные инвесторы. В связи с этим поездки Лукашенко по развивающимся странам Азии и Африки окажут, безусловно, серьезное влияние на сферу прямых иностранных инвестиций и на экономику в целом, но какого-то взрывного роста акций белорусских компаний ожидать не стоит, как не было и обвального падения их во время столкновений 2020 года и вступления Беларуси в спецоперацию в 2022 году. В отличие от белорусского рубля, который на такие события реагирует вполне закономерно. Многие акционерные общества полностью принадлежат государству, зачем их акции котируются на бирже – непонятно. Естественно, что они никак не реагируют на какие-либо события.
Турне Лукашенко по развивающимся странам совпало с размещением очередного выпуска государственных облигаций с номиналом в долларах США. Дата погашения облигаций – 6 марта 2026 года. Процентная ставка – 3,9% годовых. Также продолжается размещение выпуска, номинированного в российских рублях. Процентная ставка составляет 11% годовых. Дата погашения облигаций – 6 марта 2026 года.
Накануне, в феврале, минфин Беларуси погасил государственные еврооблигации «Беларусь-2023» на сумму $800 млн эквивалентом в белорусских рублях. В прошлом году правительство и Национальный банк Беларуси приняли совместное решение о выплатах в белорусских рублях, а не в долларах США, как планировалось. Это связано с ограничениями, введенными в рамках санкций. Выплаты произведены инвесторам, которые могли подтвердить, что они являются держателями еврооблигаций.
В конце июня 2017 года Беларусь разместила пятилетние государственные облигации на сумму $800 млн со сроком погашения в феврале 2023 года с доходностью 7,125% и десятилетние облигации на сумму $600 млн с доходностью 7,625%. Организаторами сделки выступили Citi и Raiffeisen Bank International, а соорганизатором без андеррайтинговых обязательств выступил Банк развития Беларуси. Инвесторы из США купили 67% от общего объема, инвесторы из Британии – 24%, а инвесторы из континентальной Европы – 9%.
Ранее правительство Беларуси и Национальный банк приняли совместное постановление, разрешающее министерству финансов осуществлять текущие выплаты по еврооблигациям в белорусских рублях, а также реструктурировать задолженность по еврооблигациям на условиях, предложенных держателям облигаций. Связано это было, естественно, с санкциями, под которые попал, в том числе, и Национальный банк.
В настоящее время Беларусь имеет пять непогашенных выпусков еврооблигаций на общую сумму $3,25 млрд. Последний раз страна выходила на рынок еврооблигаций в июне 2020 года, когда она разместила пятилетние облигации на общую сумму $500 млн под 6,125% и 10-летние облигации на общую сумму $750 млн под 6,375%. Резиденты США составили более 50% инвесторов в облигации.
Между тем, в дальнейшем ситуация с белорусскими государственными еврооблигации может не сулить ничего хорошего. S&P Global Ratings и Fitch Ratings понизили рейтинги всех выпусков белорусских еврооблигаций до «D» (дефолт), а суверенные кредитные рейтинги страны в иностранной валюте до «SD» (выборочный дефолт) и «RD» (ограниченный дефолт). Возможно, конечно, это вызвано предвзятым отношением Запада к стране, втянутой в боевые действия против Украины, но для инвесторов все равно повод задуматься.
Китай не впервые запускает кампанию по прямым инвестициям в экономику Беларуси. Под Минском даже существует белорусско-китайский индустриальный парк «Великий камень». Для его резидентов предлагаются неплохие условия ведения бизнеса, а для иностранных инвесторов – беспрецедентный для Беларуси правовой режим, при котором льготное налогообложение предоставляется сроком на 50 лет. Земельный налог и налог на недвижимость, а также таможенные пошлины и НДС при вывозе продукции на пределы ЕАЭС упраздняются вообще. На 10 лет устанавливается нулевая ставка налога на прибыль.
Выводы
Про портфельные инвестиции в Беларуси, судя по всему, можно забыть на неопределенный срок, пока государство не ослабит меры контроля фондового рынка. Государственные облигации имеют слишком низкую доходность, чтобы быть привлекательными для инвесторов, тем более, иностранных. Для тех же китайцев вполне хватает и отечественного рынка, который неизмеримо более развит, чем белорусский.
Что же касается прямых иностранных инвестиций, то тут есть повод подумать о том, что они действительно привлекательны. В первую очередь, иностранные инвесторы могут обратить внимание на ИТ-отрасль и зеленую энергетику. Несколько лет назад, в частности, белорусские инвесторы построили под Новогрудком, где очень ветрено, ветряную электростанцию. Насколько она успешно работает, сказать сложно, но видно, что в Беларуси сделан уже первый шаг к зеленой возобновляемой энергетике.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба