Росстат расширил корзину товаров для расчёта инфляции в 2023 году » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Росстат расширил корзину товаров для расчёта инфляции в 2023 году

В корзину войдут турпоездки в Крым и речные круизы
13 апреля 2023 Открытие | Открытый журнал Болдова Кристина
Ежемесячно и еженедельно Росстат приводит данные по инфляции, из которых можно сделать вывод о росте цен. Ведомство рассчитывает индекс потребительских цен (ИПЦ) на основании потребительской корзины. С 1 января 2023 г. в список товаров, которые входят в корзину для расчёта инфляции, включено 566 товаров и услуг для вычисления ежемесячной инфляции и 109 товаров и услуг — еженедельной.

В статье предлагаем разобраться, что входит в ежемесячный и еженедельный набор товаров и услуг, а также какие изменения произошли в 2023 г.

Что входит в корзину расчёта инфляции

Динамика ИПЦ к концу предыдущего месяца, январь 2021 — февраль 2023, %

Росстат расширил корзину товаров для расчёта инфляции в 2023 году


Динамика ИПЦ к декабрю предыдущего года, 2014–2023, %



Для того чтобы рассчитать инфляцию, Росстат использует потребительскую корзину, в которую входит около 600 товаров и услуг. Например, хлеб, мясо, крупы, молоко, овощи, одежда, лекарства, бытовая техника, бензин, стрижка, проезд в метро и многое другое. Каждый месяц региональные органы статистики отслеживают цены на эти товары и услуги в магазинах, на рынках, у производителей в своих регионах, рассчитывают среднее значение и передают в федеральный Росстат для расчёта среднего значения по стране.

Росстат каждый год меняет состав потребительской корзины в зависимости от реальных расходов семей. В состав корзины обычно входят продукты, которые занимают бо́льшую долю в структуре семейного бюджета, и крупные покупки, такие как стройматериалы, автомобиль.

В 2022 г. в структуре потребительских расходов населения наибольший удельный вес имели продовольственные товары (38%). Непродовольственные товары — 35,6%, услуги — 26,3%. Среди продуктов питания самую большую долю занимают мясопродукты (9,2%), овощи (4,6%), алкогольные напитки (4,1%), кондитерские изделия (2,7%), фрукты (2,2%), общепит (2,2%), рыбопродукты (2,1%), масло и жиры (1,2%).

Одежда в структуре потребительских расходов россиян составляет около 4%, обувь — 1,7%. Моющие средства и косметика — около 2,3%, мебель — 1,8%, бытовая техника — 1,3%.

Кроме того, на легковые автомобили приходится около 6,5%, а на бензин — 4,3%.

На медицину и фармацевтику граждане тратят более 2,3%.

Что касается сферы услуг, наибольшая доля здесь принадлежит жилищным и коммунальным платежам (10%). Бытовые услуги занимают 4,1%, услуги связи — 2,6%, туризм — 3,9%.

Ежемесячный и еженедельный набор товаров и услуг немного различаются. Так, в 2022 г. в ежемесячный набор входило 558 наименований, а в еженедельный — 106.

Что добавил Росстат в 2023 году

В 2023 г. в ежемесячный состав войдут 566 товаров и услуг, еженедельный — 109. В ежемесячный список Росстат добавил следующие продукты:

молоко питьевое цельное пастеризованное более 3,2% жирности (к двум уже существующим позициям — молоко стерилизованное от 2,5% до 3,2% жирности и молоко пастеризованное от 2,5% до 3,2% жирности);
сухие приправы и специи (вместо чёрного перца горошком);
ряд детских товаров (творожки, молоко, крем, соска, бутылочка для кормления, автокресло);
офисная бумага;
смарт-часы;
гипсокартон;
добавлено лекарство «Ингалипт» и исключён «Асептолин»;
билеты на поезд в сидячих вагонах.

Кроме того, с 2023 г. в список войдут туристические поездки на курорты Чёрного моря и Крыма, а также речные круизы по России. Но для мониторинга будут исключены цены поездок на Кипр, в Марокко, Тунис, Израиль, Иорданию, Индию, на Мальдивы и Шри-Ланку.

В подсчёт еженедельной инфляции войдут ещё четыре пункта, которые касаются предоставления услуг:

ремонт телевизоров;
мойка автомобилей;
женская стрижка в модельном зале;
мужская стрижка в модельном зале.

Также Росстат актуализировал перечень организаций торговли и сферы услуг, которые участвуют в наблюдении за ценами и тарифами, и добавил торговые точки и организации со стабильным ассортиментом востребованных товаров и услуг.

О чём говорят изменения в потребительской корзине

На основании изменений, проведённых Росстатом, можно сделать вывод о перестройке потребительских предпочтений в прошлом году. Больше всего изменения затронули туристический сектор. Граждане перестали отдыхать в ряде стран, в том числе из-за ограничений на перелёты, и всё чаще предпочитают внутренний туризм на российских курортах.

В списке продуктов питания значительных изменений не произошло. Были добавлены наименования, цены на которые ощутимо выросли в 2022 г., — детские товаров и офисная бумага.

Согласно среднесрочному прогнозу ЦБ РФ, по итогам 2023 г. инфляция в России может составить 5–7%, в среднем за год — 4–5,3%. Банк России прогнозирует, что инфляция достигнет целевого значения в 4% уже в 2024 г.

https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter