Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Опытный трейдер в красках рассказал, как пережил февраль 2022 и сколько заработал » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Опытный трейдер в красках рассказал, как пережил февраль 2022 и сколько заработал

20 апреля 2023
Февраль 2022

Решил написать пару небольших постов на тему того что “могло бы происходить” на одном из самых крупных байсайд десков в России до и после 24 февраля. Все совпадения совершенно случайны. Возможны опечатки, но слишком лень перепроверять текст🌝

Очевидно, что такого вы не прочитаете ни в одном телеграмм канале доморощенных гуру или маркетинговых инфоциган у которых больше 1 млрд рублей под управлением не было. У нас было около $4 млрд в эквитис на то время.

2021 год был эйфорией на рынках связанных с сырьём, в том числе на российском. Мы делали большой бет на нефть после введения вакцины в ноябре 2020-го и наслаждались поездкой в этом тренде на российском рынке (и на глобальном, но сейчас не о нем) до октября 2021. Заложив наши ожидания на 18 месяцев вперед, мы «слушали» коммодити аналитиков, которые в декабре 2020 года не видели Брент выше $60 на конец 2021 и на откатах докупали нефтегазовые компании.

Летом 2021 года рынок был анстапбл. MICEX вырос на 16.6% с середины июля до начала октября. Куча размещений на первичке. Инвесторы находились в такой эйфории, что им (и нам) удавалось впаривать практически все что угодно. Мы не участвовали ни в одном IPO, но одно даже нам удалось впихнуть. Куча размещений на первичке. Это было IPO Циан по оценке ~9.8Х EV/Sales (LOL). Решение на выставление заявки принималось пьяными при обмывке моей новой квартиры. Заявку инфлировали на весь объем размещения (если не ошибаюсь $250 млн). Конечно мы сделали кучу работы перед этим, по рассмотрению этого размещения, но почему-то книга закрывалась стремительно и сейлз попросил нас выставить заявку не в самое удобное время.

Было это в начале ноября, и уже залетали первые чёрные лебеди над головой. Мы начали видеть приходящие продажи в объёме, но на рынке по прежнему царила эйфория. Все аналитики, с кем мы делали звонки, сулили продолжения ралли. И тут появляется повестка по стягиванию российских сил к западным границам. Мы, как инвесторы находящиеся в консенсусе (и думающие, что мы больше знаем ибо мы находимся в России), смеялись над американскими банкирам, которые видели в этом какой-то осязаемый риск.

В ноябре наш сейлз из GS предлагает поучаствовать в звонке с бывшим офицером ЦРУ специализировавшимся на России и нынешним консультантом GS, на котором будет еще человек 50 управляющих и аналитиков с фокусом на России. Во время звонка, я и Корейко (прозвище, которое я своему шефу за его схожесть с персонажем из Золотого Телёнка) пересматривались и смеялись от того, что там обсуждали. А обсуждали там скорость полета ракет со стороны России, как могут заходить со стороны Белоруссии и прочие теории, которые в то время поражали воображение. Вышли мы со звонка угорая с паникеров. “Какой инвейжн, о чем они базарят” — примерно с такими комментариями я доедал свою Cacio e Pepe запивая ее колой со льдом и лимоном где-то в одном из Московских ресторанов. Но рынок продолжал потихоньку сползать вниз. Неделя за неделей новостной фон ухудшался и наша вера в хорошее будущее начинала таять. По Bloomberg TV на ежедневной основе начали показывать видео железнодорожных составов с техникой. В декабре я шутил на деске, что радуйтесь тому что есть, можем через пару месяцев сидеть с автоматами в окопах. У хед оф деск была каска и я надел ее сидя за треминалом и разгонял всякие шутки. И все ржали. И я ржал. Год все равно был хорошим по перфомансу, а будущее казалось более-менее осязаемым.

После нового года настроение начало немного ухудшаться, а звонки по риску конфликта с банками стали все чаще. На одном из таких Тренин (директор Московского центра Карнеги) рассказывал нам о том, что все будет хорошо и будет дружба и жвачка. Но менялись вводные и я полностью изменил своё мнение и видел рисков в наступлении сценария X все больше. Рынок продолжал сползать вниз.

Я уже не помню что было в феврале детально, но помню только, что я стал пылесосить все глобальные коммодити стоки, где РФ была основным мировым экспортером (удобрения/энергетика/сельхозка и тп). Соотношение риск/прибыль было одним из лучших на моей памяти.

Если сценарий Х не произойдёт, то мы теряем пару процентов на выходе (а может и вообще ничего не теряем), но если сценарий Х случается, то пейофф был большим. Левередж было брать нельзя, поэтому играли как могли.

В 20х числах февраля, часов в 9 или 10 вечера, мы сидели на деске. Я, Корейко и Сфинктерион (не спрашивайте почему я его так называю). 2 пиэма и аналитик. И внимательно слушали, что вещал Путин. Ту речь я детально разбирал в твиттере, и тогда я понял, все нам всем пи**ец. Ехал домой в очень ху**ом настроении. Я смотрел в окно такси и думал «Вы ни**я чтоли не понимаете? Почему вы все ходите так спокойно?».

В эти дни я сделал совершенно е**тый бет на своём счёте и вместо путов на RTS купил колы на USDRUB. Пей-офф по колам в итоге был в иксах, но путы бы сделали 600Х. Но бошка уже не варила. Страх, смятение и ужас надвигающегося парализовали. Помню как проснулся утром 24-го. В холодном поту обновляю новости и вижу сценарий Х. Думаю: «я сплю». Обновляю еще раз. Сука, ничего не меняется. Начинаются прозванивать нашего трейдера и своего шефа. В 7.30 я был уже на деске. В лицах заходящих на работу коллег было смятение.

2 таблетки фенибута для твёрдой руки и я в строю. Рынок открылся. Планка. Еще планка. Еще одна планка.

Звоню другу, который сидел трейдером на ритейл деске брокера в банке на три буквы.

⁃ Але, че у вас там? Вы живы? Не легли?
⁃ Тут пи**а. Только у одного клиента минус 800 млн рублей по счёту (то есть он потерял все свои деньги и остался должен брокеру 800 млн рублей)

Я сглатываю слюну.

⁃ Вы не кроете маржу? Сколько таких клиентов?
⁃ Обо что крыть? Три планки подряд и нет бидов. Много. Потом наберу.

Кладёт трубку. Я поворачиваюсь на право, а там по деску носится Корейко, который начал торговать арбитраж Москвы и Лондона с криками:

⁃ Б**ть там 25% разница в цене. Бошка (так я называл нашего трейдера и у него была действительно большая бошка) продавай Тинькофф на РФ и покупай на Лондоне.

Арбитраж действительно был, только мало кто подозревал, что те кто будет его торговать попадут в адскую пи**арезку.

Смотрю общие чаты в блуме. Бошка пишет ордер по покупке GDR на Лондоне в час с GS и JPM. И тут линии начали падать. Сначала JPM пишет, что не делает сделки с российскими клиентами. За ним GS. Западные банки перестали с нами торговать. Я почёсывал свою репу и думал: “Приплыли б**ть”. В голове возникла картина из властелина колец, сцена в подземелье, где они убегали от здорового огненного демона и мосты падали прям перед тем как они к ним подбегали. В итоге ордера ушли другим путём. Лучше бы они вообще не ушли…

Мои ставки на глобальном рынке сыграли. Я заработал кучу денег клиентам и компании, но было одно но… закрыть позиции в фондах было невозможно, так как все было заморожено Евроклиром. Частично я смог что-то закрыть на спб, на удивление эта кухня продолжала работать. Ни финансовой ни моральной компенсации я от этих сделок не получил. Они были шикарными с точки зрения результата, но оставалось послевкусие говна…

В ближайшие пару дней Московскую биржу закрыли. И мы начали ходить на работу для того чтобы разгонять друг друга. Эквити деск сидел спинами к бондовому. Каждый день в ближайшие несколько недель, пока рынок был закрыт, мы приходили на работу, брали кофе в кофейне рядом с офисом, поворачивались к мониторам спиной и разговаривали о том что было, что будет и что делать. Всех бесили эти разговоры, потому что ничего хорошего в них мы не могли найти, но молчать тоже не могли. Кто-то отправил жену и детей за границу. Кто-то, например я, сразу понял что рынка не будет и начал писать рекрутерам “Помните меня? Ай нид хелп” пытаясь в разговоре не продешевить между тем, что ты действительно стоишь и не согласиться на любую более менее приемлемую работу. Параллельно обсуждали уровень пи**еца, который творился у брокеров и лоси банков в ОФЗ. Вопросом номер 1 был “Кто умрет?”. Все тыкали пальцем на ***, но как известно гавно не тонет, поэтому в итоге он выплыл. Я уж не знаю, как регулятор раскрутил этот клубок из плечей у брокеров, но в один из дней нам сказали, что рынок откроют.