Ограничения на операции с валютой со стороны властей Турции вынуждают покупателей — включая крупные компании — идти на черный рынок, где регулирования нет, но и курс доллара выше на 5%
Средневековый стамбульский «Гранд-базар» возвращается в центр коммерческой деятельности страны на фоне ужесточения властями Турции контроля над финансовыми рынками. Теперь это убежище для современных валютных трейдеров, стремящихся избежать надзора и ограничений со стороны правительства президента Реджепа Тайипа Эрдогана.
Крытый лабиринт антикварных магазинов, ювелирных бутиков, киосков по продаже безделушек и торговцев кожей стал местом формирования нового параллельного курса обмена турецкой лиры. В оставшиеся до выборов недели ограничения на деятельность местных банков усиливаются, и этот параллельный курс становится все более важным.
«Что бы вы ни делали, не держите турецкие лиры», — советует ветеран торговли золотом и валютой на базаре, который, как и другие, попросил об анонимности, чтобы избежать возможных последствий за свободное обсуждение экономических проблем. — «Даже покупка сыра фета — лучшее вложение».
Операции с иностранной валютой на базаре легальны и в основном не регистрируются, что затрудняет оценку ее ежедневного оборота. Но обменные пункты говорят, что бизнес процветает в основном за счет корпоративных клиентов.
Массивные четырехколесные сейфы проезжают через Гранд-базар в сопровождении охранников, перевозя, по словам арендаторов, доллары для крупных компаний, включая государственного импортера энергоносителей BOTAS, крупнейшего покупателя валюты на рынке. Трейдеры говорят, что именно спрос компаний на твердую валюту ведет к росту цен на торгах.
За возможность покупать и продавать доллары без ограничений, наложенных на банки, приходится платить. Согласно данным Bloomberg, на Гранд-базаре доллар можно приобрести с премией более чем в 5,2% к межбанковскому курсу.
Долгое время турки считали лиру барометром экономического здоровья страны, но за годы нетрадиционной политики, проводимой Эрдоганом, курс лиры обвалился. Сейчас, когда гражданам страны предстоит решить, будет ли он управлять Турцией в течение следующих пяти лет, она становится все более уязвимой.
Главный соперник Эрдогана на пост президента, Кемаль Киличдароглу, поддерживается шестипартийным оппозиционным блоком, который обещает возвращение к экономической ортодоксии. Независимо от того, кто победит, трейдеры готовятся, что впереди их ждет тяжелый период. Подразумеваемая волатильность одномесячных опционов на лиру подскочила до самого высокого уровня в мире: это говорит о том, что инвесторы покупают защиту от масштабных колебаний курса во время голосования 14 мая и сразу после.
Даже за пределами Базара замедленная девальвация турецкой валюты начала набирать обороты. Частота кратковременных колебаний курса лиры — особенно в ранние часы торгов — увеличилась, что говорит о том, что властям все труднее сдерживать спрос на доллары.
«Есть большие ожидания, что лира резко ослабнет после выборов», — отмечает другой торговец золотом и валютой на Гранд Базаре.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу