Чистый выхлоп. О лидерах и перспективах рынка электрокаров » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Чистый выхлоп. О лидерах и перспективах рынка электрокаров

24 апреля 2023 ИХ "Финам" Аседова Наталия
Объем мирового рынка электромобилей в 2021 году составил $170 млрд, а к 2022 году расширился до $208,6 млрд, свидетельствуют данные AltEnergyMag. Ожидается, что к 2030 году объем рынка электрокаров может достичь $1,103 трлн, а среднегодовой темп роста в период с 2022 по 2030 год составит порядка 23,1%. Среди основных факторов возросшего спроса на электромобили – стремление правительств по «озеленению» экономики, а также ощутимый рост цен на нефть, который вынуждает водителей пересаживаться из бензиновых авто в электрокары.

Доля EV на мировом рынке в последние годы растет, при этом пять ведущих брендов уже занимают порядка 50% рынка. США были первой страной, которая начала массово внедрять электромобили, однако теперь в лидерах оказался Китай. Спрос на электромобили в Китае переживает настоящий бум, продажи стремительно растут и достигли недавно рекордных 32% рынка стандартных легковых авто. В пятерке лидеров на мировом рынке электромобилей на сегодняшний день находятся BYD Auto, Tesla, Wuling, Volkswagen и GAC Motor.

Как развивается рынок электрокаров? Какие перспективы у Tesla? Что ждет рынок электромобилей в России? В этих и других вопросах Finam.ru разбирался вместе с экспертами.

Китай рвется в бой

Мировым лидером на рынке электромобилей сейчас стала «Поднебесная». На внутреннем рынке китайским автопроизводителям удается обойти своих зарубежных конкурентов, а благодаря повышению качества продукции и производительности электрокары из Китая стали популярными в Европе.

Согласно данным Китайской ассоциации автопроизводителей (CAAM), по итогам 2022 года в стране было продано 6,548 млн электромобилей, что на 94,3% больше, чем в 2021 году. Для сравнения, по данным Counterpoint Technology Market Research, прирост продаж электрокаров в США в минувшем году составил 54% и достиг 830 тыс. единиц (что составляет лишь 6% от общего объема продаж легковых автомобилей в стране). В то же время последнее исследование аналитической компании Canalys свидетельствует о том, что мировые продажи электромобилей в 2022 году возросли на 55% г/г и достигли 10,1 млн единиц, а крупнейшим рынком в этой области стал Китай, где было реализовано 59% электромобилей, произведенных во всем мире.

Лидерские позиции по объемам продаж в настоящее время принадлежат компании BYD, если считать подзаряжаемые гибриды. Согласно отчетности компании, продажи в 2022 году составили 1,86 млн авто, что оказалось на 152% выше показателей 2021 года. При этом в первом квартале 2023 года BYD продала 552 076 автомобилей, что на 90% больше, чем в первом квартале 2022 года, а продажи Tesla, для сравнения, составили в минувшем квартале 422 875 единиц.

Между тем, как отмечает Анна Буйлакова, аналитик ФГ «Финам», Tesla - единственный прибыльный производитель электромобилей, который имеет «запас прочности», чтобы выйти победителем из «ценовых войн». «Китайские производители электромобилей еще не вышли на прибыльность и не поспевают за теми темпами снижения цен, которые задала Tesla. Ранее CEO китайской Nio заявил, что производитель электромобилей будет поддерживать цены на высоком уровне, а не снижать их. Снижение цен на автомобили Tesla, в то время как ближайшие конкуренты не имеют возможности ответить тем же, может положительно сказаться на рыночной доле Tesla», - полагает эксперт. Более того, по словам Буйлаковой, Tesla нацелена на использование операционного левериджа по мере масштабирования. В ходе звонка с инвесторами CEO компании Илон Маск заявил, что компания решила пойти по пути «больше машин с меньшей маржой», нежели «меньший объем с высокой маржой». «Ставка делается на то, что продажа программного обеспечения для автопилотирования большему количеству автовладельцев, когда технология будет усовершенствована, позволит компании существенно улучшить прибыль», - подчеркивает аналитик «Финама».

Яркие новинки Auto Shanghai 2023

В рамках Шанхайского автосалона китайский автопроизводитель BYD показал субкомпактный электромобиль Seagull с запасом хода до 405 км, стоимость которого в Поднебесной будет начинаться с 78 тысяч юаней ($11 300). По прогнозам экспертов, это авто может стать бестселлером не только бренда, но и всего рынка китайских электрокаров. Как сообщает ряд СМИ, за первые 24 часа после презентации компания получила 10 000 предзаказов на данный электромобиль.

Кроме того, компания BYD представила свой рамный внедорожник на электрической платформе, получивший название YangWang U8. Большой интерес вызвал и новый суперкар BYD YangWang U9. Благодаря уникальной подвеске этот электрический автомобиль способен подпрыгивать, отрываясь всеми четырьмя колесами от земли. Эта новая люксовая марка авто способна разгоняться до 100 км/ч всего за 2 секунды и проехать около 700 км на одной зарядке.

Еще одна интересная новинка была представлена китайской фирмой Chery. Компания презентовала люксовый электромобиль Exeed Sterra ES. С места этот автомобиль сможет разгоняться до 100 км/ч примерно за 3 секунды, а на одном заряде проехать около 700 км, при этом зарядка с 10 до 80 процентов будет занимать всего 10 минут.

Среди европейских автопроизводителей, яркие новинки представили Volkswagen и Mercedes-Benz. Так, VW представил в Шанхае свой новый электрический седан ID.7 с запасом хода до 700 км без подзарядки, а компания Mercedes-Benz продемонстрировала на автосалоне электрический кроссовер EQS SUV. Премиальный электрический кроссовер Maybach EQS SUV способен проехать на одной зарядке до 813 км, а подзарядка с 10% до 80% занимает 37 минут, при этом в зависимости от комплектации этот автомобиль может разгоняться до 100 км/ч за 4,4-6,4 секунды.

Всего на стендах Auto Shanghai 2023 было показано около 100 новинок, 70 из которых - электромобили. При этом в списках участников автосалона в этом году не было компании Tesla.

Перспективы рынка электромобилей в России и мире

- Согласно оценкам Counterpoint Technology Market Research, продажи электромобилей и подключаемых гибридов в 2023 году могут составить порядка 17 млн единиц. При этом один из лидеров в отрасли – компания Tesla – ожидает свои продажи в текущем году на уровне 1,8 млн единиц против 1,3 млн в 2022 году.

- По данным Reuters, rомпания Nio, конкурирующая с BMW в сфере производства электромобилей премиум-класса, заявила о том, что намерена запустить новый, более доступный бренд EV. Компания нацелена в первую очередь на рынки Европы, а в дальнейшем не исключает и выход на рынок США. В то же время Zeekr, премиальный бренд электромобилей, принадлежащий китайской Geely, заявил, что к 2026 году намерен присутствовать на большинстве европейских рынков.

- Немецкий Volkswagen, в свою очередь, планирует представить еще 10 моделей электромобилей (EV) к 2026 году, при этом компания по-прежнему привержена Китаю, где известные иностранные бренды сдают свои позиции проворным местным конкурентам, пишет Reuters.

- Конкуренцию Tesla на рынке США планирует создать автопроизводитель General Motors. Как сообщает издание The New York Times, компания GM планирует начать продажи электрической версии своего внедорожника Equinox S.U.V. примерно за $30 000, а также электрические версии пикапа Silverado и внедорожника Blazer.

- В США в настоящее время обсуждается предложение Агентства по охране окружающей среды, направленное на резкое сокращение выбросов для легковых и грузовых автомобилей до 2032 года. Так, предлагается использовать стандарты, которые позволят сократить выбросы СО2 более чем на 9 млрд тонн до 2055 года – это вдвое превышает общий объем выбросов СО2 в США за прошлый год.

- В России наблюдается резкий рост объема продаж электромобилей, при этом в лидерах находятся автомобили отечественного бренда (вместо доминировавших два года подряд с долей 33% автомобилей Tesla первую строчку теперь занимает Evolute с 23%, сообщают «Ведомости»). По итогам 2022 года продажи электромобилей в РФ увеличились почти вдвое и достигли 550 единиц. Согласно данным «Автостат», реализация электрокаров в нашей стране продолжает расти. Производство электромобилей в России в 2023 году планируется увеличить в 9 раз, с 2 000 до 18 000 машин, а в 2024 году планируется выйти на ежегодный выпуск в объеме 36 тысяч. Такие планы ранее обсуждались на совещании под руководством первого вице-премьера РФ Андрея Белоусова.

- По итогам 2022 года в России было создано 439 быстрых зарядных станций в 12 пилотных регионах. В то же время после старта господдержки электромобилей в России вдвое выросло число электрозарядных станций, а автовладельцы стали чаще интересоваться такими машинами, пишет «Коммерсант». Парк электромобилей в стране также активно растет. Так, на начало 2023 года он насчитывал 21,4 тыс. машин, следует из данных «Автостата».

- Компания Chery планирует приступить к продаже в России автомобилей с гибридной силовой установкой, а также электромобилей, о чем заявил президент Chery International Чжан Гуйбин. В частности, речь идет о бренде Jaecoo, который может появиться на отечественном рынке уже в 2023 году. Кроме того, как пишут «РИА Новости», глава Chery заметил, что компания рассматривает возможность локализации производства автомобилей в России - это может быть как покупка собственного завода, так и совместное производство с партнером.

- Мэр Москвы Сергей Собянин упростил порядок размещения зарядных станций для электромобилей в столице, сообщается на сайте mos.ru. Отмечается, что заняться установкой зарядных станций для электромобилей могут торгово-развлекательные комплексы, коммерческие паркинги и многие другие организации, тогда как раньше получить право на размещение зарядной станции на городском земельном участке можно было только на специальных торгах.

По оценкам Алексея Михеева, генерального директора ООО «Конкордия», российский рынок электромобилей будет активно расти. Эксперт полагает, что в течение ближайших двух-трех лет доля электромобилей на российском автомобильном рынке может вырасти с текущих 0,14% до 1,5-2%.

При этом не исключено, что российский рынок может столкнуться с определенными проблемами. Среди сложностей при производстве электромобилей эксперт выделяет некачественные комплектующие (отрасль сталкивается с большим количеством брака на новых деталях отечественного производства), административные барьеры (законодательство в сфере экологии, система сертификации ЕЭК ООН), узость рынка, значительная налоговая нагрузка и высокие цены на ресурсы. «В целом текущая политическая и экономическая ситуация усложняет развитие отрасли. Рынок электромобилей мог бы расти более активно, если бы государственные органы при приобретении электротранспорта отдавали предпочтение действительно отечественной продукции, а не машинам, собираемым из китайских машинокомплектов», - заключил Алексей Михеев.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter