24 мая 2023 Financial Times
Снижение спроса со стороны крупнейшей экономики Азии вызывает беспокойство по поводу того, как Берлин может сдержать слабость промышленности
Двузначное сокращение экспорта Германии в Китай потрясло крупнейшую экономику Европы, вызвав споры о том, почему ее обширный производственный сектор отстает от конкурентов, извлекающих выгоду из восстановления китайского спроса.
По словам экономистов, падение немецкого экспорта в Китай на 11,3% за первые четыре месяца года по сравнению с тем же периодом прошлого года подчеркивает уникальный набор проблем, стоящих перед промышленным центром Европы. Автопроизводители теряют долю рынка в Китае, производители химической продукции и другие энергоемкие компании страдают от высоких цен на электроэнергию, а укрепление евро по отношению к доллару сделало немецкие товары менее конкурентоспособными.
Карстен Бжески, руководитель глобального отдела макроэкономических исследований в голландском банке ING, сказал, что немецкие экспортеры также считают себя жертвами растущей напряженности в сфере безопасности и торговли между Пекином и Вашингтоном.
«Германия теперь считается союзником США, что привело к большему — явному или неявному — отказу от покупок немецких товаров», — сказал он.
Несколько крупных немецких компаний со значительным бизнесом в Китае сообщили о сильном снижении продаж в стране в первом квартале, в том числе химическая группа BASF, ведущий автопроизводитель страны Volkswagen и производитель автозапчастей Bosch.
Падение экспорта в Китай является одним из показателей того, что производственный сектор Германии переживает резкий спад в начале этого года, в том числе снижение объемов производства, резкое падение спроса и сокращение портфеля заказов, что может замедлить рост крупнейшей экономики ЕС.
Германия, кажется, выделяется среди европейских стран, большинство из которых в этом году увеличили поставки в Китай, что говорит о том, что немецкие экспортеры теряют долю на своем втором по величине рынке за пределами Европы. По данным Евростата, экспорт из 27 членов ЕС в Китай в первом квартале вырос на 2,9% в годовом исчислении.
Снижение означает, что на долю Китая приходилось всего 6% от общего объема экспорта Германии в первые три месяца этого года — самая низкая доля с 2016 года, по сравнению с более чем 7% за тот же период каждого из последних четырех лет, согласно данным федерального статистического агентства.
Это противоречит более ранним ожиданиям, что обширный производственный сектор Германии выиграет от роста спроса со стороны Китая после отмены Пекином политики нулевого распространения Covid в конце прошлого года и устранения узких мест в цепочке поставок.
«В основном это услуги, которые восстановились, но еще не производство», — сказал Бжески, добавив, что автопроизводители пострадали от нехватки электромобилей меньшего размера и китайской тенденции покупать модели у отечественных автопроизводителей.
По его словам, в прошлом году автомобили и запчасти к ним составили более 15 процентов от общего объема немецкого экспорта.
Хотя европейские цены на газ резко упали по сравнению с прошлогодним пиком, они остаются выше, чем в предыдущие годы, что ставит энергоемкие компании в устойчиво невыгодное положение.
«Производство химикатов резко сократилось из-за энергетического кризиса», — сказал Оливер Ракау, главный немецкий экономист исследовательской группы Oxford Economics. «Это был продолжительный удар по конкурентоспособности».
Правительство Германии разработало планы по субсидированию 80% затрат на электроэнергию для энергоемких компаний.
Немецким экспортерам, на долю которых приходится более четверти всего экспорта ЕС за пределы блока, также помешало недавнее укрепление евро с уровней ниже паритета с долларом в конце прошлого года. В последние недели пара торговалась между 1,07 и 1,10 доллара за евро.
Согласно последнему опросу менеджеров по закупкам S&P Global, опубликованному во вторник, производственная активность в Германии в этом месяце упала до шестимесячного минимума. Сайрус де ла Рубиа, главный экономист Гамбургского коммерческого банка, сказал, что исследование показало, что иностранный спрос на немецкие промышленные товары «практически рухнул».
BDI, главная бизнес-конфедерация Германии, отказалась от комментариев. Она внимательно следит за снижением экспорта в Китай и надеется, что это скорее временное явление, а не долгосрочная тенденция. Ситуация улучится, как только китайская строительная активность восстановится.
BASF, который сокращал штат в Германии в угоду строительства завода в Китае стоимостью 10 млрд евро, сообщил о продажах в Китае в размере 2,3 млрд евро в первом квартале этого года, что на 29% меньше, чем за тот же квартал предыдущего года. Группа из Людвигсхафена сослалась на снижение спроса. Это также способствовало снижению цен на ее химикаты.
Volkswagen, который продает больше автомобилей в Китае, чем любой другой автопроизводитель, заявил, что поставки в страну упали на 15% в первом квартале. Компания заявила, что эта цифра отражает всплеск продаж в конце 2022 года, когда китайские потребители воспользовались субсидиями на электромобили, а также освобождением от налога на автомобили внутреннего сгорания, действие которых закончилось в декабре. VW производит большинство своих автомобилей, которые он продает в Китае, в этой стране.
Bosch также сообщила о падении спроса в Китае, что привело к снижению продаж в Азиатско-Тихоокеанском регионе в первом квартале на 9,3%.
«В частности, в течение первых двух месяцев 2023 года мы продолжали ощущать экономические последствия ограничений, введенных в ответ на пандемию коронавируса», — указали в компании.
После того, как промышленное производство в Германии в марте пережило самый большой спад за 12 месяцев, упав на 3,4% по сравнению с февралем, некоторые экономисты ожидают, что Федеральное статистическое агентство в четверг пересмотрит свою первоначальную оценку валового внутреннего продукта в первом квартале с нулевого роста на сокращение.
Второе квартальное снижение ВВП подряд — после сокращения на 0,4% в последнем квартале прошлого года — соответствует определению технической рецессии. Ожидается, что в этом году Германия будет самой слабой среди крупных экономик мира, по данным МВФ, который прогнозировал, что объем производства в стране сократится на 0,1%.
http://www.ft.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу