12 июня 2023 Bloomberg
Зарплата, цены, производительность и прибыль (Payrolls, Productivity, Profits and Prices) – в этих четырех переменных содержится ответ на загадки американской экономики. Именно они расскажут нам, избежит ли страна рецессии или погрязнет в стагфляции.
Если вы любите головоломки, то эта экономика для вас. Данные настолько противоречивы, что даже эксперты в тупике. Валовой внутренний продукт рос среднегодовыми темпами всего на 1% за последние пять кварталов, что вдвое меньше темпов последнего экономического роста. Предостережений о рецессии предостаточно, как и объявлений об увольнениях от известных компаний, от Goldman Sachs Group Inc. до Best Buy Co.
Тем не менее, рынок труда остается стабильным. В мае компании наняли 339 000 новых работников, что в три раза превышает рост экономики, которая, по мнению многих экономистов, и не перегрета и не остыла. 14-й месяц подряд рост заработной платы превышает ожидания.
Чтобы разобраться во всем этом, полезно сосредоточиться на четырех «П»: заработной плате, производительности, прибыли и ценах (Payrolls, Productivity, Profits and Prices). Их взаимодействие помогает понять, в каком состоянии находится экономика — и куда она движется. Вывод, содержащийся в данных: за исключением кредитного кризиса, вызванного недавними потрясениями в банковской отрасли, США вполне могут избежать рецессии. Тем не менее, это может привести к неудовлетворительному равновесию между вялым ростом и все еще повышенной инфляцией. Тогда председателю Федеральной резервной системы Джерому Пауэллу и его коллегам предстоит решить, хорошо это или плохо. Смогут ли они жить с уровнем инфляции выше их целевого показателя в 2%, или они будут вынуждены повысить уровень безработицы, чтобы ослабить ценовое давление?
Возможно, самым большим сюрпризом для экономики стала прочность рынка труда. Да, есть некоторые признаки смягчения: в прошлом месяце уровень безработицы вырос, а среднее количество отработанных часов снизилось. Тем не менее, уровень безработицы остается на минимальном уровне за полвека, а компании продолжают жаловаться на то, как трудно найти квалифицированный персонал. В апреле число вакансий подскочило до 10,1 миллиона, что является самым высоким показателем за последние три месяца. "Работодатели по-прежнему борются за талантливых специалистов", - говорит Эми Глейзер, старший вице-президент кадровой компании Adecco Group.
Занятые в несельскохозяйственном секторе США
Отчасти это связано с пандемией. Covid-19 привел к масштабной реструктуризации рынка труда, при этом некоторые отрасли — особенно досуг и гостиничный бизнес — все еще не могут вернуться к докризисному уровню занятости. “Что мы слышим от операторов ресторанов, так это то, что две трети из них говорят, что прямо сейчас у них не хватает персонала”, - сказала Мишель Корсмо, президент и главный исполнительный директор Национальной ассоциации ресторанов, во время вебинара 31 мая, организованного The Hill.
Рост заработной платы, однако, замедлился с первых дней после карантина, когда компании отчаянно пытались привлечь новых работников. Сейчас рост числа рабочих мест происходит за счет более мелких работодателей, многие из которых не имеют финансовых возможностей для участия в тендерных войнах, и это несколько снижает уровень зарплат.
Работники тоже стали немного осторожнее. Коэффициент увольнений - соотношение числа уволившихся в течение месяца к общему числу занятых - в апреле снизился до 2,4%, что лишь немного выше среднего уровня в 2,3% в 2019 году.
Несмотря на это, темпы роста компенсаций все еще превышают допандемические уровни: в первом квартале они выросли почти на 5% в годовом исчислении, что почти вдвое больше, чем в 2019 году. Демографические факторы сдерживают рынок: стареющие бэби-бумеры уходят на пенсию, и сравнительно меньше молодых людей поступает на работу. Такая динамика продолжит оказывать повышенное давление на заработную плату в ближайшие годы, независимо от того, что произойдет с экономикой в 2023 году, говорит Гад Леванон, главный экономист Института Burning Glass, который занимается вопросами будущего рынка труда.
Повышение зарплат и расширение штата не были бы проблемой для компаний, если бы они получали больше от имеющихся у них работников. Первые признаки того, что работа на дому и постепенная автоматизация ускорили рост производительности труда, который в США был застойным в течение десятилетий, рассеялись по мере того, как работники сферы досуга и гостеприимства и других трудоемких отраслей вернулись на работу. Действительно, производительность в час среди несельскохозяйственных предприятий снизилась на 0,8% в первом квартале по сравнению с предыдущим годом. “Производительность, похоже, находится на пути к полному возвращению к допандемической тренду”, - говорит Джулия Поллак, главный экономист ZipRecruiter.
Производительность несельскохозяйственного сектора США в расчете на одного человека в час. Изменение по сравнению с предыдущим годом
Как правило, сочетание низкой производительности труда и увеличение фонда заработной платы несет значительный ущерб прибыли компании. Пока этого не произошло, по крайней мере, судя по правительственной статистике. Корпоративная прибыль выросла до рекордного уровня в первом квартале, после того как из расчета были исключены убытки ФРС по ее портфелю облигаций. Более узкий показатель корпоративной прибыли — прибыль на акцию компаний, входящих в S&P 500, — действительно снизился за первые три месяца 2023 года примерно на 3% по сравнению с прошлым годом, хотя это заметно лучше, чем ожидаемое аналитиками Уолл-стрит снижение на 8%. Более того, по словам Джины Мартин Адамс, главного стратега по акциям Bloomberg Intelligence, маржа прибыли S&P 500 за этот период продемонстрировала признаки улучшения.
Прибыль корпораций США
Столкнувшись с ростом затрат на рабочую силу и другие факторы производства, многие компании, включая Coca—Cola, Hilton Worldwide Holdings и Procter & Gamble, повысили цены, чтобы увеличить свою прибыль.
Подкрепленные сбережениями, накопленными во время пандемии, все еще значительным ростом заработной платы и снижением цен на бензин, американские домохозяйства проглотили повышение цен и продолжали покупать. “Я думаю, что американский потребитель держится молодцом”, - заявили в Procter & Gamble Co. Финансовый директор Андре Шультен сообщил об этом аналитикам с Уолл-стрит в ходе телефонной конференции 21 апреля.
Расходы на личное потребление в США Индекс цен на товары цепного типа. Изменение за год
И что же происходит с экономикой? Застряла в условиях более высокой инфляции и медленного экономического роста, чем хотелось бы большинству американцев.
То, что будет дальше, зависит еще от одной буквы «П», а именно от Пауэлла - председателя ФРС. После повышения процентных ставок на пять процентных пунктов за последние 14 месяцев чиновники ФРС дали понять, что они, вероятно, сделают перерыв в своей кампании по ужесточению условий кредитования на заседании 13-14 июня, хотя и оставили открытой возможность возобновления.
Пауза ФРС сейчас помогла бы росту экономики, но в конечном итоге инфляция не попадет в зону комфорта центрального банка без рецессии, говорит Брюс Касман, главный экономист JPMorgan Chase & Co. Он видит, что спад начнется ближе к концу 2023 года и продлится до 2024 года.
В этом случае в игру вступит еще одно «П» - политика года президентских выборов.
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу