Почему инвесторы ошибаются. Объясняет профессор экономики » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Почему инвесторы ошибаются. Объясняет профессор экономики

12 июня 2023 БКС Экспресс

Зачастую инвестор принимает решение, не думая о фактах и статистике, а ориентируясь на опыт и интуицию. Профессор экономики Йельского университета, вице-президент Американской экономической ассоциации Роберт Шиллер в своей книге «Иррациональный оптимизм», опубликованной издательством Альпина PRO, объясняет, как убеждения могут влиять на наше поведение.

Теория якорей

«Мы все знаем, что большинство людей ведут себя намного разумнее в ситуациях финансового кризиса, чем пишут в работах по психологии. Взлеты и обвалы на финансовых рынках для большинства из нас не сравнятся по переживаемым эмоциям с тем, что человек испытывает после победы в сражениях или во время вулканических извержений», — пишет Роберт Шиллер.

Автор считает, что многие популярные работы по психологии, которые описывают поведение инвесторов, часто слишком преувеличены и не заслуживают доверия. С другой стороны, он не отрицает, что существуют так называемые «якоря» — то есть модели человеческого поведения, которых бы не было, если бы рынок функционировал исключительно рационально.

«Эти модели поведения не являются результатом крайнего человеческого невежества — они, скорее, отражение человеческого интеллекта, имеющего как недостатки, так и сильные стороны. Инвесторы стремятся поступать правильно, но их возможности ограниченны, а в голове сидят устоявшиеся естественные модели поведения, которые определяют их решения», — считает Шиллер.

Поговорим о трех якорях, которые работают через убеждения и опыт инвесторов.

Магическое мышление

Роберт Шиллер называет магическое мышление одним из факторов излишней самоуверенности человека в каких-то поступках. Например, он интуитивно чувствует, что его вложения будут убыточными или успешными.

«У людей периодически возникает ощущение, что определенные действия принесут удачу, даже если, логически рассуждая, они понимают, что эти действия никак не повлияют на исход событий», — пишет автор.

Вот показательная ситуация, описанная в книге: если у человека, купившего лотерейный билет, попросить его продать, то статистически он запросит цену в несколько раз дороже, будто бы является обладателем выигрышной комбинации. То есть на каком-то «магическом» уровне человек считает, что может повлиять на вероятность выбора счастливого билета.

«Понятно, почему люди способны размышлять, по крайней мере на интуитивном уровне, следующим образом: «если я куплю акции, они в дальнейшем обязательно вырастут в цене», <…> или «мне недавно повезло, значит, моя удача всегда со мной». Такое мышление определенным образом способствует излишней уверенности, ведущей к распространению спекулятивных пузырей», — объясняет Шиллер.

Не оценивают вероятности

Специалисты по поведенческой экономике Амос Тверски и Даниэль Канеман провели ряд поведенческих экспериментов, чтобы доказать, что люди принимают решения, опираясь на опыт прошлого, а не оценивая вероятность того или иного события.

«Они просили людей угадать профессию человека из представленного им списка на основании описания личности человека. Если в описании говорилось, что человек был натурой артистичной и чувствительной, то обычно выбор склонялся к профессии дирижера или скульптора, а не разнорабочего или секретаря, причем люди полностью пренебрегали тем, что названные профессии были достаточно редкими, следовательно, и вероятность правильности ответов — очень низкой», — говорится в книге.

Исследователи сделали вывод, что люди искали более подходящие профессии, при этом полностью пренебрегали степенью вероятности. То есть, разумнее было называть не скульптора и дирижера, поскольку вероятность встретиться с человеком редкой профессии невелика. Но люди опирались лишь на свое представление о том, чем может заниматься творческий человек.

Нелогическое суждение

Этот феномен описали Амос Тверски и Эльдар Шариф. Его суть заключается в том, что некоторые люди не могут принимать решения о событиях будущего до их наступления.

«Когда мы учимся играть в логические игры, например, в шахматы, нам нужно практиковаться в умении думать на перспективу и определять, какой шаг нужно предпринимать в ответ на действия противника. <…> Но реальные решения завуалированы эмоциями и отсутствием определенных целей, и люди часто не ведут себя так, будто они заранее все обдумали», — пишет Шиллер.

То есть, допустим, вы собрались в отпуск, но только при условии, что сдадите важный экзамен. Однако это вовсе не значит, что если вы его не сдадите, то никуда не поедете, поскольку на эмоциональном уровне окончательное решение принять не получится до наступления события. Например, вы можете провалиться, но решить ехать, чтобы развеяться или, наоборот, все пройдет удачно, но столько сил будет потрачено, что вы решите остаться дома.

«По этой причине влияние новостных репортажей на фондовый рынок иногда связано больше с пониманием того, что мы чувствуем относительно полученных новостей, чем с какой- либо логической реакцией на эти новости. Мы можем принимать решения, которые невозможно было бы принять до появления новостей. Отчасти по той же причине прекращение действия психологического якоря может быть настолько непредсказуемым: люди узнали что-то про себя, про свои эмоции и склонности, но только после изменения фондового индекса», — объясняет автор

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter